Приложение № 1
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1вариант) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1
Рабочая программа
по русскому языку
для 1-4 классов
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так
как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго
индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе
ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
Личностных;
Предметных.
Личностные результаты освоения программы включают:
индивидуально-личностные качества
социальные (жизненные) компетенции обучающейся
социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных
предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной
деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, воспитания
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,
коррекционной работы.
Личностные результаты освоения программы
Требования ФГОС образования
обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) к
личностным результатам
Индикаторы достижения требований
личностных результатов
(содержание показателя)
Осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою
Родину
Формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной
частей;
Знать название родного города, страны, столицы.
Знать (узнаѐт,) символику страны
Формирование уважительного отношения к
иному мнению,
Развитие адекватных
представлений о собственных возможностях
Уметь выслушать иное мнение.
Овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся
мире
Овладение социально бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни
Знать национальную принадлежность свою и
одноклассников. Уметь выстраивать отношения с
одноклассниками, несмотря на национальную
принадлежность (не допускать оскорблений,
высмеивания)
Бережно относиться к окружающему миру (через
трудовое и экологическое воспитание: дежурство,
поручения).
Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес
дома).
Ориентироваться в классе, школе (знать, где
классный кабинет, спортзал, столовая, расписание
уроков и т.д.).
Уметь обратиться с просьбой (например, о
помощи) или сформулировать просьбу о своих
потребностях.
Знать и соблюдать нормы и правила поведения в
общественных местах.
Выполнять поручения в школе ( выполнить
уборку, провести дежурство и т.д.»).
2
Владение навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей
Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности
Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях
Формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств
Развитие этических чувств,
доброжелательности
Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям
Выполнять насущно необходимые действия
(бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться,
и т.д.).
Участвовать в повседневной жизни класса и
школы.
Уметь адекватно общаться со сверстниками и
взрослыми
Уметь корректно привлечь к себе внимание.
Уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, просьбу
Участвовать в процессе обучения в соответствии
со своими возможностями.
Формирование мотивации к обучению
Знать и выполнять правила учебного поведения.
Уметь работать в группе сверстников: принимать и
оказывать помощь, адекватно высказывать свое
мнение и выслушивать чужое. Адекватно
оценивать свою работу и работу других
Уметь сотрудничать со взрослыми: принимать
помощь, адекватно общаться и реагировать на
замечания.
Уметь различать понятия «красивое» и
«некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные
привычки-здоровый образ жизни, вежливоневежливо, нормы поведения
Проявлять в отношениях со взрослыми и
сверстниками доброжелательность, отзывчивость,
сопереживание.
Соблюдать режим дня, вести здоровый образ
жизни
Участие в спортивно-оздоровительных
мероприятиях, занимается творчеством
Бережное отношение к результатам своего и
чужого труда, школьному и личному имуществу
Знать и соблюдать правила дорожного движения и
пожарной безопасности, личной безопасности.
Предметные результаты освоения программы определяет два уровня:
минимальный
достаточный.
Достаточный уровень не является обязательным.
Предметные результаты освоения с учетом особенностей и возможностей
обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни
1 класс
Минимальный уровень:
-различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
3
-списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Достаточный уровень:
-различать звуки на слух и в собственном произношении;
-писать строчные и прописные буквы;
-списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и
предложения;
-писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не
расходится с произношением (последние–после звуко-слогового проговаривания).
Минимальный и достаточный уровни
2 класс
Минимальный уровень:
- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные
слова, предложения
- писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова, написание которых не
расходится с произношением
- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий
- составлять предложения по действию или по картинке с помощью педагога,
выделять предложения из речи и текста
- делить слова на слоги
Достаточный уровень:
- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные
слова, предложения
- писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с
произношением
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку
- группировать слова-названия предметов и названия действий
- делить слова на слоги;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста
Минимальный и достаточный уровни
3 класс
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; оппозиционных согласных по
звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
4
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную
схему;
- списывание рукописного
орфографическим проговариванием;
и
печатного
текста
целыми
словами
с
- запись под диктовку букв, слов, коротких предложений);
- составление простых, коротких предложений, постановка знаков препинания в
конце предложения;
Минимальный и достаточный уровни
в 4 классе
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных
звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами
и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (3035 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами
с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чѐм идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его
анализа.
2.Содержание учебного предмета
1 КЛАСС
Добукварный период
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в
классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество
5
учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», Я и моя
семья», «Окружающий меня мир», «Сад», «Огород».
2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно
сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку
при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающихся к
обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи обучающихся.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия. Развитие речевого слуха,
формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых
звукосочетаний в речи.
6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной
посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и
пользования карандашом.
7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и
фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета
(зрительный диктант).
8.Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик,
скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
9. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование мелом на
доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях
(горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на
другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение
карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник),
их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них
(скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
10.Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой
последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной,
прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Звуковой анализ
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение
источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука
(«Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь
на силу хлопков») и т. Д. Имитация голосов животных (кто как голос подаѐт),
узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки
детских музыкальных инструментов и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все
слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением.
«Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами
(«Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов,
изображѐнных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе
демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно6
графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2,
затем из 3 слов) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение»
каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условнографической схеме с последующим выделением каждого слова.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): Ира, А-ля, Вася.
Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам,
соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой. Дифференциация
оппозиционных слогов в игре:7А — на, 7А — за, да — та и т. Д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные
упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок
стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка чѐткого
звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т. Д.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жѐлтый,
зелѐный, белый, чѐрный). Классификация предметов по цвету.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их
последовательное введение. Выработка умения показывать и называть предметы, их
изображения последовательно слева направо.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и
разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание
их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и
других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их
движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений.
Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и
ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных,
наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом,
шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в
зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при
штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и
письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка —
заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с
закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету,
по образцу.
Букварный период
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение
звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и
букв. Наблюдение в зеркале заналичием или отсутствием преграды. Обозначение
гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов.
Чтение предложений из 1—2 слов к предметной картинке. Чтение предложений
из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
7
Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв:
Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных
и рукописных букв. Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов
после предварительного анализа и чѐткого протяжного их проговаривания
(интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп,
Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и чѐткое произнесение звуков.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чѐткое
проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много
предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным
материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими
кружками (квадратиками).
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с
печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых
структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в
начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение
звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь.
Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка
пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёѐ, Чч, Фф,
Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различение гласных и согласных букв, правильное усвоение
рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с рукописного и
печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3—4 слов. Вставка
пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного
анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на
картинку.
Контрольное списывание.
2 КЛАСС
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы:
«Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
ПОВТОРЕНИЕ -10ч.
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения,
точка в конце.
ЗВУКИ И БУКВЫ – 64 ч.
Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования
фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и
буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных
ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких согласных.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в
конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа
8
морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных,
согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
СЛОВО – 42 ч.
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются
различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
–
12
ч.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в
процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов.
Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по
опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая
нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в
предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в
определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью
вопросов.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД – 8 ч.
Связная речь.
Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения,
обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает
предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с
деформированным текстом.
Графические навыки.
У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования
которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным
развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта
заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений,
что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с
рукописного и печатного текста.
3 КЛАСС
ПОВТОРЕНИЕ -10ч.
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в
конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной
форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ – 58 ч.
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в
словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.
Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные
ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при
обозначении мягкости буквами и, е, ѐ, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ѐ, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща,
чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
9
СЛОВО – 42 ч.
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их
в тексте, различать по вопросам к т о ? ч т о ? и правильно употреблять в речи в различных
формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам
к о г о ? ч е г о ? к о м у ? ч е м у ? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая
буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте,
различать по вопросам ч т о д е л а е т ? ч т о д е л а л ? ч т о с д е л а л ? ч т о б у д е т
д е л а т ь ? ч т о с д е л а е т ? , правильно согласовывать их в речи со словами,
обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам к а к о й ? к а к а я ?
какое? какие;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение
их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение
предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег
белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со
словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться
словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 15 ч.
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление
предложений с употреблением винительного падежа (вижу к о г о ? или ч т о ?),
родительного падежа (к о г о ? или ч е г о ? нет у к о г о ?), дательного падежа (к о м у ?
ч е м у ? ), предложного падежа (г д е ? с предлогами в и на, о к о м ? о ч е м ? ),
творительного падежа ( к е м ? ч е м ? ).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать,
доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать
ответ.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД – 11 ч.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более
легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью
предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением
темпа письма.
10
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — о, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ѐ, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с
союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по
картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год материала.
4 КЛАСС
ПОВТОРЕНИЕ – 15 ч.
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения,
точка в конце. Выделение предложений из текста. Составление предложений по
вопросам, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Составление и
запись предложений, рассказа по серии картинок под руководством учителя,
составление схемы слов. Составление плана к рассказу. Определение, о ком или о чем
говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением. Работа с
деформированным предложением. Чтение диалога с соответствующей интонацией.
Определение количества предложений в диалоге. Выделение в предложении названий
предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.
ЗВУКИ И БУКВЫ – 62ч.
Гласные звуки и буквы. Ударение. Гласная ударная и безударная. Выделение
ударной гласной. Знак ударения. Различение в произношении ударной и безударной
гласной. Наблюдение за ударной и безударной гласной в группе слов-родственников.
Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении.
Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова.
Объяснение написания орфограммы с опорой таблицу. Перенос слов с ь.
Разделительный Ьперед гласными е, е, ю, я, и.Упражнения в умении слышать,
правильно произносить и записывать данные слова. Правильный перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной
позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Проверка.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Несоответствие звука и буквы в
данных словах. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
СЛОВО - 38 ч.
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков.
Постановка вопросов к словам и в предложении. Составление словосочетаний по
11
начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую
(чем?) карандашом.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам
какой? какая? какое? какие? Названия признаков обозначающих цвет, форму, величину,
материал и т.д. (холодный, твердый.)
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание
предмета по его признакам: хитрая, рыжая…; злой, голодный…. Роль слова,
обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по
вопросам.
Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь певец, красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей или кличках животных,
названиях улиц, городов, сел, деревень. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги до, за,
про, без, около, перед.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных
слов.
Словарь: автобус, автомобиль,аптека, берег. билет, вагон, вдруг, вокзал, деревня, завтрак,
здоровье, земляника, иней. квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина,
метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать,
русский, считать, театр, телевизор, телефон, трактор, рассказ, родина, Россия, спасибо,
трамвай, фамилия, фабрика, цыпленок, шофѐр, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ - 13 ч.
Распространение предложений словами различных категорий.
Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги до, за,
про, без, около, перед.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных
слов.
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков.
Постановка вопросов к словам и в предложении. Составление словосочетаний по
начальному слову и вопросу. Деление текса на предложение. Соблюдение паузы и
интонации конца при выделении каждого предложения. Прописная буква в начале
предложения и точка в конце. Основные признаки предложения: законченность мысли,
порядок слов в предложении, связь слов. Работа с деформированным предложением.
Установление связи слов в предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные,
восклицательные. Знаки препинания в конце предложения.
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника.
Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД - 8ч.
Гласные звуки и буквы. Ударение. Гласная ударная и безударная.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение
мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение
написания орфограммы с опорой таблицу. Перенос слов с ь. Разделительный Ьперед
гласными е, е, ю, я, и.Упражнения в умении слышать, правильно произносить и
записывать данные слова. Правильный перенос таких слов. Дифференциация на слух
12
и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие
согласные на конце слова. Проверка.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Несоответствие звука и
буквы в данных словах. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Прописная буква в
начале предложения и точка в конце. Основные признаки предложения: законченность
мысли, порядок слов в предложении, связь слов. Работа с деформированным
предложением. Установление связи слов в предложении по вопросам. Предложения,
различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Знаки препинания в конце предложения.
Письмо и чистописание
(в связи с изучением всех разделов программы)
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным
ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с
печатного и рукописного текстов. Совершенствование техники письма.
Письмо
строчных
и
прописных
букв,
соединение
их
в
слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в
соответствии
с
заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем
орфографического
проговаривания.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением;
списывание слов со вставкой пропущенных букв, после предварительного разбора с
учителем.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и
т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей
под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трехчетырех
данных
вразбивку
слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением,
работой по картинкам.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Ё, Э,Я;
3-я группа – У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил
правописания.
Предупредительные зрительные и
слуховые, объяснительные диктанты,
самодиктанты. Контрольные диктанты (20—22 слова).
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
(в связи с изучением всех разделов программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста.
Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и
фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с
ним. Подбор заголовка текста.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный
пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок и опорным
словам.
13
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают
предметные результаты.
Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися
содержания изучаемых дисциплин, умений и способов действия для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач.
Оценка достижения предметных результатов ведѐтся в ходе текущего контроля,
промежуточной и итоговой аттестации. При оценке итоговых результатов освоения
программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности
младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе
контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает выполнение в 1
– 2 классе контрольного списывания, в 3-4 классе написание контрольного диктанта
или контрольного списывания.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой
темы
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1
Добукварный период
14
2
Букварный период
85
3
Строчная и прописная буква: Аа, Уу, Мм, Оо, Сс, Хх
10
4
Строчная и прописная буква: Нн, ы, Лл, Шш, Рр
14
5
Строчная и прописная буква: Кк, Пп, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг, Дд,
36
Йй, ь, Тт
6
Строчная и прописная буква: Ее,Яя, Юю, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ
25
7
Всего
165
2 КЛАСС
Наименование разделов и тем
№ п/п
1
Повторение
2
Звуки и буквы
- Гласные и согласные
- Различение слов, сходных по звуковому составу
- Ударение в словах
- Слог
- Парные звонкие и глухие согласные
- Шипящие и свистящие согласные
- Гласные буквы е, ѐ, ю, я в начале слова или слога
- Твердые и мягкие согласные
- Мягкий знак (ь) на конце слова
Слово
- Названия предметов
- Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных
3
14
Кол-во
часов
3
57
28
4
5
6
- Названия действий
- Предлоги
- Слова с непроверяемыми гласными
Предложение
Повторение изученного материала во2 классе
Всего
3 КЛАСС
Наименование разделов и тем
№ п/п
1
Повторение
2
Звуки и буквы
-Алфавит
- Согласные звуки и буквы
- Твердые и мягкие согласные
- Гласные после шипящих согласных ш, ж, ч, щ
- Парные звонкие и глухие согласные
Слово
- Названия предметов
- Названия действий
- Названия признаков
- Предлоги
Предложение
Повторение изученного материала в 3 классе
Всего
3
4
5
6
4 КЛАСС
Наименование разделов и тем
№ п/п
1
Повторение
2
Звуки и буквы
-Алфавит
- Гласные и согласные звуки
- Ударные и безударные гласные
- Твердые и мягкие согласные
- Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах
-Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ѐ, ю, я
- Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Слово
- Названия предметов
- Имена собственные
- Названия признаков
- Предлоги
Предложение
-Предложения, разные по интонации
Повторение изученного материала в 4 классе
Всего
3
4
5
6
15
11
3
170
Кол-во
часов
4
51
35
8
4
170
Кол-во
часов
8
55
31
6
2
170