Чтение 1-4 классы

Приложение № 2
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1вариант) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023 №232/1

Рабочая программа
по чтению
для 1-4 классов

1. Планируемые результаты освоения программы
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как
возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго
индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе
ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:

Личностных;

Предметных.
Личностные результаты освоения программы включают:

индивидуально-личностные качества

социальные (жизненные) компетенции обучающейся

социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты формируются за счет реализации программ
отдельных предметов, ку3рсов коррекционно-развивающей области, курсов
внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий,
воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни, коррекционной работы.
Личностные результаты освоения программы
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы определяет два уровня:

минимальный

достаточный.
Достаточный уровень не является обязательным.
Предметные результаты освоения с учетом особенностей и возможностей
обучающихся.

Минимальный и достаточный уровни
1 класс
Минимальный уровень:
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметами и картинками;
- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы
по содержанию, опираясь на наглядные средства.
Достаточный уровень:
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
2 класс
Минимальный уровень:
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметами и картинками;
- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы
по содержанию, опираясь на наглядные средства.
Достаточный уровень:
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
3 класс
Минимальный уровень:
- осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительное чтение наизусть стихотворений.
Достаточный уровень:
- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные
по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 5-6 стихотворений.
4 класс
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные
по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
2.Содержание учебного предмета
Чтение, как учебный предмет, является ведущим в системе подготовки младшего
школьника с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная
направленность обучения чтению обусловливает его специфику: все получаемые
учащимися знания, являются практически значимыми для их социальной адаптации и
реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности
школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловлена трудностями
овладения ими навыками чтения, своеобразием их общего и речевого развития,
психофизических функций.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на
каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка
правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития
овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи.
Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в
процессе систематической работы, направленной на понимание содержания
произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному
построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются
вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
1 КЛАСС
Добукварный период (14 ч.)
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в
классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество
учителя», «Имена и фамилии учеников», «перемены в школе, их назначение», «Я и моя
семья», «Окружающий меня мир».
Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть
за партой, вставать, слушать учителя.
Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающихся к обучению
грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работе.

Развитие устной речи обучающихся. Специальная работа с обучающимися,
имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства
движений рук.
Различение звуков в окружающей действительности. Различение звуков и простых
звукосочетаний в речи в связи с наблюдением окружающей действительности и играми.
Выработка у обучающихся умения отчѐтливо повторять произносимые учителем слова
и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук – лук, стол –
стул, палка – лапка). Деление простого предложения на слова. Деление простых слов на
слоги. Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м), различение
их в словах.
Уточнение и различение зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее
распространѐнных цветов. Конструирование простых, хорошо знакомых детям
предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ѐлочка).
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся добукварного
периода
К концу добукварного периода обучающиеся должны уметь делить предложения
(из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале
слов, владеть графическими навыками.
Букварный период (85 ч.)
1-й этап
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчѐтливое произношение изучаемых звуков, различение их в
начале и в конце слова.
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум), чтение этих слов
с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение
их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о,
м, с.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами,
определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных
звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление слов и чтение из двух усвоенных слоговых структур (ма – ма,
мы – ла).
Образование и чтение трѐхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого
слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
ш, л, а, х, н. р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих
из двух слогов.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и. з, в, ж, б, г, д,
й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в
начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твѐрдыми и мягкими
согласными в начале слога (на, ли, лук, вил).
Чтение предложений из двух – трѐх слов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: у,
п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо
хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
4-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных;
согласных звонких и глухих; твѐрдых и мягких.
Отчѐтливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: е,
я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст)
слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо под диктовку слов и
предложений из двух – трѐх слов с предварительным разбором с учителем.
2 КЛАСС
Первое полугодие
Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в
семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года,
о жизни животных и др.
Лексические темы. «Осень пришла – снова в школу пора», «В гостях у сказки»,
«Почитаем — поиграем», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка-зима», «Что
такое хорошо и что такое плохо», «Весна идѐт», «Чудесное рядом», «Лето красное».
Техника чтения.
Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых
по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты
которых даны в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов, включѐнных в таблицы,
для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе:
• слогов и слов со стечением согласных;
• слогов и слов с оппозиционными звуками;
• слогов и слов с разделительными ь и ъ;
• слогов и слов со сходными буквенными знаками.
Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного
звукопроизношения, развитие чѐткой дикции на основе чтения слоговых структур и
выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и
коротких стихотворений вместе с учителем! Сознательное чтение. Ответы на вопросы
по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя.
Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Разучивание
небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в
игровой ситуации.
Второе полугодие
Содержание чтения: небольшие по объѐму произведения устного народного
творчества: сказки и отрывки из них: игровые песни; рассказы и стихотворения русских
и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их
природой, с решением морально-этических проблем.
Техника чтения.
Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них.
Плавное чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами
двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение
трудных слов текста (речевая зарядка). Соблюдение интонации конца предложения и
пауз между предложениями. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений
по образцу учителя. Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на

адекватное эмоциональное восприятие (кто из героев понравился; какой рассказ по
настроению — весѐлый или грустный; что было страшного в рассказе и т.
д.).Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства. Ответы на вопросы
по содержанию прочитанного текста. Нахождение в тексте предложений,
подтверждающих правильность ответа. Установление с помощью учителя простых
смысловых связей между событиями и поступками героев Соотнесение предложений и
абзацев текста с иллюстративным материалом. Элементарная оценка прочитанного:
хороший или плохой поступок, хорошее или плохое событие (почему?). Опора в оценке
на собственный опыт. Соотнесение содержания и его заглавия. Использование
наводящих вопросов для выяснения главной мысли произведения («Хорошо или плохо
поступили мальчики, не отогнав большую собаку от маленького котѐнка?).
Развитие речи.
Выработка умения правильно строить предложения при ответе на вопросы.
Правильное интонирование предложений по образцу учителя. Передача содержания
произведения по вопросам учителя или по заданиям в книге для чтения. Пересказ с
опорой на картинно-символический план к каждому предложению, на серию сюжетных
картинок или меловой рисунок на доске. Разучивание небольших стихотворений с
голоса учителя, выразительное их чтение по подражанию.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций.
Запоминание названия книги, еѐ автора и основного содержания (о чѐм или о ком
книга).Самостоятельное чтение книг из классной библиотечки. Мотивация
самостоятельного чтения: предоставление выбора книги по желанию ученика,
организация игры с наглядным отражением еѐ результатов, драматизация
прочитанного, участие в праздниках детской книги. Основные требования к умениям
учащихся за год.
3 КЛАСС
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы
над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой
структуре
слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Сознательное чтение
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте.
Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с
опытом
детей
и
с
содержанием
другого
знакомого
текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание
заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных
картин.
Развитие речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед
классом.
Внеклассное чтение

Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности:
стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и
постепенный
переход
к
пользованию
школьной
библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию
прочитанного и объяснение иллюстраций.
4 КЛАСС
Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки,
сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных
классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об
их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Рождественские
рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем
мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время,
потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поѐт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые
дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории",
"Родная земля", "Лето пришло".
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного
ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трѐхсложных слов с
простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых
слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации
конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации
перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего
содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок
автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно
воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его
эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление
причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние
персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова,
характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям
(как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на
свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения.
Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи
(добро побеждает зло, ложь до добра не доведѐт; поступай с другими так, как хочешь,
чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию
произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием
произведения. Прогнозирование, о чѐм может идти речь в рассказе. Сравнение
прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них
слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении
семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение
логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям
к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа,
написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с
использованием приѐмом, приѐмов, делающих этот пересказ коммуникативноцелесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой
картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над
текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя

произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ
эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное
рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей,
знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на
вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение
школьной библиотеки. Отчѐт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает в 1- 2 классе
проверку навыка чтения (слогов, слов, предложений), в 3-4 классе проверку техники
чтения текстов.
3.Тематическое планирование суказанием количества часов на освоение каждой
темы
1 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов

1

Добукварный период

Кол-во
часов
14

2

Букварный период

85

3

Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Сс, Хх

10

4

Изучение звуков и букв: Нн, ы, Лл, Шш, Рр

14

5
6

Изучение звуков и букв: Кк, Пп, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг, Дд, Йй, ь, 36
Тт
Изучение звуков и букв: Ее,Яя, Юю, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ
25

7

Всего

99
2 КЛАСС

№ п/п
1

Наименование разделов
Осень пришла – в школу пора!

Кол-во часов
16

2

Почитаем – поиграем

9

3

В гостях у сказки

13

4

Животные рядом с нами

13

5

Ой ты, зимушка-зима!

17

6

Что такое хорошо и что такое плохо

18

7

Весна идет

20

8

Чудесное рядом

14

9

Лето красное

16

10

Всего

136

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Наименование разделов
Здравствуй, школа!
Осень наступила
Учимся трудиться
Ребятам о зверятах
Чудесный мир сказок
Зимушка - Зима
Так нельзя, а так можно
Весна в окно стучится
Веселые истории
Родина любимая
Здравствуй, лето!
Всего

Кол-во часов
8
10
13
13
10
18
11
20
8
9
15
136

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

4 КЛАСС
Наименование разделов
Школьная жизнь
Время листьям опадать
Делу - время, потехе - час
В мире животных
Жизнь дана на добрые дела
Зима наступила
Весѐлые истории
Полюбуйся, весна наступает...
В мире волшебной сказки
Родная земля
Лето пришло
Всего

Кол-во часов
10
13
6
13
9
24
10
14
11
12
14
136

3 КЛАСС


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».