Приложение № 11
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1вариант) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1
Рабочая программа
по развитию психомоторики и сенсорных процессов
для 1-4 классов
1. Планируемые результаты изучения предмета
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию
психомоторики и сенсорных процессов дети должны научиться:
Ориентироваться на сенсорные эталоны;
Узнавать предметы по заданным признакам;
Сравнивать предметы по внешним признакам;
Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным
признакам;
Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
Давать полное описание объектов и явлений;
Различать противоположно направленные действия и явления;
Определить последовательность событий;
Ориентироваться в пространстве;
Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
Опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов
является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и
старшем звене.
Методы:
Диагностика
Ролевое проигрывание
Анализ ситуаций
Дидактическая игра
Беседа
2. Содержание учебного курса
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и
сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование
предметов
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Кинестетическое и кинетическое развитие
Тактильно-двигательное восприятие
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Восприятие времени
Развитие мыслительных операций
Описание разделов программы.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано
усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный
подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач
из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию
ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета,
развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики,
пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти).
1 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (3 ч)
Раздел
1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
конструирование предметов (20 часов).
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения
упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур.
Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим
конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине,
ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный,
жѐлтый, синий, чѐрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих
частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3
детали).
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (16
часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений
по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность
действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие
координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков).
Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних
конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей,
игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (7 часов).
Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью
только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого
вида у детей с интеллектуальной недостаточностью затруднено. Сложность создания
осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза
массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического
анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Для формирования
полноты представлений у детей об объектах окружающего мира предлагается определить на
ощупь плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином
(раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часов).
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и
речевым звукам.
Раздел 6. Восприятие пространства (7 часов).
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки;
правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в
пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в
пространстве (вперѐд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на
листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное
восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение
изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения
для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 8. Восприятие времени (4 часов).
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи
временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера,
сегодня, завтра. Дни недели.
Учащиеся должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма,
величина, цвет;
различать основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
составлять предмет из частей;
определять на ощупь величину предмета;
зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
различать речевые и неречевые звуки;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
выделять части суток и определять порядок дней недели.
2 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 ч)
Раздел
1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
конструирование предметов (17 часов).
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по
основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и
форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку.
Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование
предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных
частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном
материале (3-4 детали).
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (15
часов).
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х
звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая
гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование
графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных
направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с
ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных
частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры
типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки
животных, природных явлений).
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (5 часа).
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жѐсткие, холодные,
тѐплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с
пластилином и глиной (твѐрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часов).
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка,
колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и
длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру
(весѐлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых
людей.
Раздел 6. Восприятие пространства (8 часов).
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном
направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа
(выделение всех углов). Расположение плоскостных и объѐмных предметов в вертикальном и
горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными
объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (10 часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти.
Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение
различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений
предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в
исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 8. Восприятие времени (4 часов).
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена
года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат,
стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Учащиеся должны уметь:
определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
различать основные цвета и их оттенки;
конструировать предметы из геометрических фигур;
узнавать предмет по части;
определять на ощупь разные свойства предметов;
находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
различать «наложенные» изображения предметов;
различать вкусовые качества;
сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
различать характер мелодии;
ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
соотносить времена года с названиями месяцев.
3 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 час).
Раздел
1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
конструирование предметов (16 часов).
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объѐмных
геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического
конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум
параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей
предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному
признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тѐплые и холодные. Узнавание предмета по его
отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких
деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5
деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (15
часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель,
кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по
трѐхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с
речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание,
развязывание, застѐгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических
фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров.
Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру
предметных изображений. Работа в технике «объѐмной» и «рваной» аппликации.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких
частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога,
вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных
(походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (6 часов).
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жѐсткие,
мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая – шершавая; колючая пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с
глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной
мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часов).
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади).
Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание
музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Раздел 6. Развитие восприятия пространства (5 часов).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее –
правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с
использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование
пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по
инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление
листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты,
расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Раздел 7. Восприятие времени (4 часов).
Определение времени по часам. Объѐмность времени (сутки, неделя, месяц, год).
Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их
закономерная смена.
Раздел 8. Развитие мыслительных операций (16 часов)
Формирование умения устанавливать причинно-следственных связей; нахождение
элементарных аналогий, формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных
реакций на юмор.
Учащиеся должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по трѐх- и четырѐхзвенной инструкции
педагога;
дорисовывать незаконченные изображения;
группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или
цвета, обозначать словом;
составлять цветовую гамму от тѐмного до светлого тона разных оттенков;
конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и
свойства предметов;
зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам,
определять их словом;
классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и
качеств;
различать запахи и вкусовые качества, называть их;
сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и
в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
определять время по часам.
4 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 час).
Раздел
1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
конструирование предметов (14 часов).
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам;
обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы,
величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным
признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления
предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелѐный
огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по
словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием
объѐмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов.
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в
произвольном порядке (5-7 частей).
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12
часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении
упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трѐх- и
четырѐхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности.
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности
мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание
геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический
диктант с усложнѐнным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа).
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей
тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку,
подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных
зажимов.
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (6 часов).
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы
(выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь
двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных
ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости,
длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений
на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребѐнка и взрослого.
Раздел 6. Восприятие пространства (8 часов).
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений.
Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения;
предоставление словесного отчѐта. Моделирование расположения различных объектов по
отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное
моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате);
предоставление словесного отчѐта. Составление простейших схем-планов комнаты.
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и поразному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий
педагога на расположение и перемещение на нѐм предметов, игрушек.
Раздел 7. Восприятие времени (6 часов).
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов.
Работа с календарѐм и моделью календарного года. Последовательность основных
жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Раздел 8. Развитие мыслительных операций (11 часов)
Учащиеся должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по четырѐхзвенной инструкции педагога,
составлять план действий;
выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
пользоваться элементами расслабления;
группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам,
обозначать их словом;
смешивать цвета, называть их;
конструировать сложные формы из 6-8- элементов;
находить нереальные элементы нелепых картинок;
определять противоположные качества и свойства предметов;
самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты
питания по запаху и вкусу;
определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
определять возраст людей.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой
темы
1 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю
№
1-3
4
5
6
7
8
9
Кол
Тема урока
-во
ч.
3 ч. Диагностика
Цели урока
Форма
урока
Деятельность
учащихся
Обследование
Диагностика Выполнение
детей.
тестовых задач
Формирование
групп
для
коррекционных
занятий.
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование
предметов
1 ч. Знакомство с основными Знакомство
с Дидакт. игра Работа
в
цветами (красный, желтый, цветом.
группах
синий, чѐрный, белый)
Узнавание цвета,
сочетания
цветов, оттенков
цвета.
1 ч. Выбор
по
образцу и Закрепление и Практич.
Анализ цвета,
инструкции («дай такой же») применение
занятие
сравнение
предметов одного цвета из 3- полученных
Игровые
5
предметов
двух знаний.
упражнеия
контрастных цветов.
Узнавание цвета,
оттенков цвета.
1 ч. Группировка
по
цвету Закрепление и Практич.
Сравнительный
предметов
двух применение
занятие
анализ
контрастных
цветов полученных
контрастных
(«Разложи игрушки в две знаний
цветов
коробки – подходящие по
цвету»)
1 ч. Выбор по образцу и Закрепление и Практич.
Группировка
инструкции
предмета применение
занятие
цветов
по
нужного цвета из 6 —8 полученных
заданному
предметов трех-четырех знаний
признаку
основных цветов.
1 ч. Дидактическая
игра Закрепление и Дидакт. игра Работа
в
«Назови цвет»
применение
группах
полученных
знаний
1 ч. Соотношение предметов по Формирование
Дидакт. игра Сравнение,
цвету («Подбери кукле сенсорных
соотнесение
бант», «Завяжи ниточку эталонов цвета.
предметов по
шарику», «От какого цветка Узнавание цвета,
цвету. Работа в
лепесток?»).
сочетания
группах
и
цветов, оттенков
индивидуально
цвета.
Сравнительный
анализ предмета
по цвету
1011
2 ч.
Формирование понятий:
большой – маленький,
больше
–
меньше,
одинаковые.
Восприятие:
величины:
большой
маленький;
высоты: высокий
– низкий;
длины: длинный
–
короткий;
ширины: узкий –
широкий;толщи
ны: толстый –
тонкий.
Сравнение 2 предметов по Закрепление
высоте и длине.
знаний
по
параметрам:
высота и длина
Сравнение 2 предметов по Закрепление
ширине и толщине.
знаний
по
параметрам:
ширина
и
толщина
Выбор одинаковых по Закрепление
величине предметов из 6- знаний
по
10
предметов
двух восприятию
контрастных величин.
величины
и
цвета
12
1 ч.
13
1 ч.
14
1 ч.
15
1 ч.
Выбор по образцу и
инструкции («дай такой
же») предметов одной
геометрической формы из
3-5
предметов
двух
контрастных форм.
16
1 ч.
Группировка
по
форме
предметов двух контрастных
форм.
17
1 ч.
1819
2 ч.
Практич.
занятие
Ролевое
проигрывание
Сравнительный
анализ
по
заданному
признаку
Практич.
занятие
Сравнительный
анализ
по
заданному
признаку
Сравнительный
анализ
по
заданному
признаку
Практич.
занятие
Дидакт. игра
«Подбери
двум
куклам
одежду»
Закрепление
Практич.
знаний
по занятие
восприятию
величины
и
цвета
Закрепление
Практич.
знаний
по занятие
восприятию
величины
и
цвета
Выбор предметов одной Закрепление
Практич.
формы из 6-8 предметов знаний
по занятие
двух-трех
контрастных восприятию
плоскостных форм.
величины
Определение
формы
предмета
только
с
помощью
тактильного
анализатора («Чудесный
мешочек»).
Восприятие
Дидакт. игра
поверхности:
гладкий
–
шершавый.
Тактильный
анализ предмета
Группировка
предметов
парных
по
величине
и
цвету (работа в
группе)
Группировка
предметов по
величине
и
цвету
(контрастные
формы)
Работа
группах
в
Группировка
плоскостных
предметов
контрастных по
величине
и
цвету
Анализ
предмета,
используя
тактильный
анализатор
20
1 ч.
Дидактическая
«Какой
фигуры
стало?»
21
1 ч.
Составление целого из (2-3 Конструировани Практич.
детали)
на
разрезном е предметов и занятие
материале
изображений.
Развитие
целостности
восприятия
23
1 ч.
Дидактическая
игра Узнавание
Дидакт.
«Четвертый лишний»
предметов
и игра
изображений.
Работа
группах
24
игра
не
Узнавание
Дидакт.
предметов
и игра
изображений.
Анализ
заданному
признаку
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
1 ч. Целенаправленность
Развитие
Практич.
Работа
выполнения действий и крупной
занятие
группах
движений по инструкции моторики
педагога (бросание в цель)
25
1 ч.
27
2 ч.
28
1 ч.
30
2 ч.
32
2 ч.
33
1 ч.
35
2 ч.
36
1 ч.
38
2 ч.
39
1 ч.
Формирование
чувства
равновесия
(«дорожка
следов»)
Развитие мелкой моторики
пальцев руки.
Развитие
крупной
моторики
Развитие мелкой
моторики
и
графомоторных
навыков
Пальчиковые игры.
Развитие мелкой
моторики
пальцев руки.
Конструирование
из Развитие мелкой
счетных палочек.
моторики
пальцев руки.
Выкладывание узора из Развитие мелкой
семян арбуза, тыквы по моторики
контуру.
пальцев руки.
Практич.
занятие
Выкладывание из мозаики Развитие
изученных букв, цифр.
графомоторных
навыков
Обводка
по
трафарету Развитие мелкой
(внутреннему и внешнему) моторики
и штриховка.
пальцев руки и
графомоторных
навыков
Развитие
координации Развитие
движений руки и глаза координации
(завязывание,
движений
нанизывание).
Работа в технике «рваной» Развитие мелкой
аппликации.
моторики
пальцев руки.
Сгибание
бумаги. Развитие мелкой
Вырезание
ножницами моторики
прямых полос.
пальцев руки.
по
в
в
Индивидуальна
я работа
Пальчиковая Индивидуальна
гимнастика. я работа
Пальчиковая Работа
гимнастика. группах
в
Практич.
занятия
Работа
группах
в
Практич.
занятие
Работа
группах
в
Практич.
занятие
Работа
группах
в
Практич.
занятие
Индивидуальна
я работа
Практич.
занятие
Индивидуальна
я работа
Практич.
занятие
Работа
группах
в
Практич.
занятие
Работа
группах
в
40
1 ч.
41
1 ч.
42
1 ч.
44
2 ч.
45
1 ч.
46
1 ч.
48
2 ч.
49
1 ч.
50
1 ч.
52
2 ч.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений Кинестетическое Дидакт. игра Работа
от различных поз тела; и кинетическое «Море
группах
вербализация собственных развитие
волнуется».
ощущений.
Движение и позы головы по Кинестетическое Практич.
показу;
вербализация и кинетическое занятие
собственных
ощущений. развитие
Выразительность
движений.
Имитация
движений
(оркестр,
повадки зверей)
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь Развитие
Практич.
плоскостных
фигур
и тактильнозанятие
предметов
двигательного
восприятия
Определение на ощупь Развитие
Дидактич.
величины
предмета тактильноигра
(большой – маленький – двигательного
«Чудесный
самый маленький).
восприятия
мешочек»
Упражнение
в Развитие
Практич.
раскатывании пластилина. тактильнозанятие
Лепка «Овощи и фрукты»
двигательного
восприятия
Упражнение
в Развитие
Практич.
раскатывании пластилина. тактильнозанятие
Лепка «Угощение»
двигательного
восприятия
Игры с крупной мозаикой.
Развитие
Практич.
тактильнозанятия
двигательного
восприятия
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Изображение
животных,
игрушек,
насекомых,
техники.
Дидактическая игра «Кто
как голос подает?», «Что
как звучит?»
Упражнения
на
звукоподражание
животным, технике (один
из
детей
изображает,
остальные угадывают).
Дидактические
игры
«Громко – тихо», «Кто из
детей тебя позвал?»
в
Индивидуальна
я работа
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Развитие
Игра
слухового
восприятия
Развитие
Практич.
слухового
занятие
восприятия
и
слуховой памяти
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Развитие
слухового
восприятия
учащихся
Работа
группах,
парах
в
в
Практич.
занятие
Дидактич.
игра
«Громкотихо»
Развитие восприятия пространства
Ориентация
на Развитие
Практич.
собственном теле: право восприятия
занятие
– лево, верх – низ, вперед пространства
— назад.
53
1 ч.
54
1 ч.
55
1 ч.
56
1 ч.
58
2 ч.
59
1 ч.
Расположение предметов на Восприятие
листе бумаги.
пространства
60
1 ч.
Нахождение
Развитие
отличительных и общих зрительного
признаков 2-х предметов.
восприятия
62
2 ч.
63
1 ч.
64
1 ч.
65
1 ч.
66
1 ч.
68
2 ч.
Выполнение
движений по
инструкции, за
учителем
Выполнение действий по
показу, по инструкции
(«Найди
игрушку»,
«Слушай команду», «Не
ошибись»).
Ориентация на рабочем
столе.
Выполнение
Практич.
движений
по занятие
инструкции
Работа
группе
в
Выкладывание
Практич.
комбинаций из занятие
геометрических
фигур, счетных
палочек
по
образцу.
Индивидуальна
я работа
Ориентировка на листе
бумаги (центр, верх, низ,
правая, левая сторона)
Составление
на
листе
бумаги комбинаций из
полосок,
плоскостных
геометрических фигур.
Восприятие
пространства
Практич.
занятие
Индивидуальна
я работа
Восприятие
пространства
Практич.
занятия
Индивидуальна
я работа
Дидакт. игра Индивидуальна
«Расположи я работа
верно»
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Работа
группах
в
Дидактическая игра «Что Развитие
Игра
изменилось» (3-4 предмета) зрительной
памяти
Дидактическая игра «Что Развитие
Игра
перепутал
художник?», зрительного
«Что
не
дорисовал восприятия
и
художник?»
памяти
Упражнение
для Профилактика
Гимнастика
профилактики и коррекции зрения
для глаз
зрения
Восприятие времени
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Сутки. Последовательность
событий.
Неделя.
Семь
суток.
Порядок дней недели.
Дидактическая
игра
«Веселая неделя»
Работа
группах
Работа
группах
Работа
группах
в
Ориентация во
времени суток
Ориентация во
времени - неделя
Закрепление и
обобщение
Игра
«Сравни
предметы»
Практич.
занятие
Практич.
занятие
Игра
в
в
2 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю
№
Кол
-во
ч.
2
Тема урока
Форма
урока
Деятельность
учащихся
Обследование
Диагностика Выполнение
детей.
тестовых задач
Формирование
групп
для
коррекционных
занятий.
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование
предметов
3
1
Формирование
эталонов Формирование
Практич.
Анализ
объемов
геометрических сенсорных
занятие
предметов по
фигур (шар, куб)
эталонов формы
параметрам
4
1
Выбор по образцу и Формирование
Дидакт. игра Работа
в
инструкции
предметов сенсорных
«Угадай-ка»
группах
одного
цвета
из
6-8 эталонов цвета
предметов двух сходных
цветов.
5
1
Группировка предметов, Формирование
Практич.
Анализ
различающихся основным сенсорных
занятие
предметов по
и оттеночным тоном на эталонов цвета
оттенкам цвета
несколько подгрупп.
6
1
Различие
цветов
и Формирование
Дидакт. игра Работа
в
оттенков.
сенсорных
«Что бывает группах
эталонов цвета
такого
цвета».
7
1
Подбор
оттенков
к Формирование
Дидакт. игра Работа
в
основным цветам.
сенсорных
«Подбери
группах
эталонов цвета
предмет
такого
же
цвета».
8
1
Выбор предметов одной Формирование
Практич.
Сравнительный
формы из 6-8 предметов сенсорных
занятие
анализ
сходных форм.
эталонов формы Беседа
предметов по
заданному
признаку
9
1
Группировка по форме из 2- Формирование
Практич.
Группировка
4 предметов сходных форм.
сенсорных
занятие
предметов
эталонов формы Беседа
объемных
и
плоскостных
форм.
10- 2
Составление сериационных Формирование
Практич.
Сравнительный
11
рядов по величине из 3-4 сенсорных
занятие
анализ
предметов по заданному эталонов
Беседа
предметов по
признаку.
величины,
заданному
конструировани
признаку
е предметов
12 1
Сравнение 2-3 предметов Формирование
Практич.
Сравнительный
по высоте и толщине. сенсорных
занятие
анализ
1-2
Диагностика
Цели урока
1314
2
15
1
1617
2
1819
2
2021
2
22
1
2324
25
2
2627
2
2829
2
3031
2
3234
3
1
Сравнение 2-3 предметов эталонов
Беседа
предметов по
по длине и ширине.
величины,
заданному
конструировани
признаку
е предметов
Выкладывание
Конструировани Практич.
Решение
геометрических фигур из е предметов
занятие
ситуационных
мозаики
по
опорным
Беседа
задач
точкам.
Выкладывание рядов из Формирование
Практич.
Решение
двух
чередующихся сенсорных
занятие
ситуационных
элементов
(по
цвету, эталонов цвета, Беседа
задач
форме, величине) через 1- формы,
2 детали.
величины
Дидактическая
игра Закрепление
Игра
Работа
в
«Четвертый лишний» (по полученных
группах
цвету, форме, величине)
знаний
Конструирование сложных Конструировани Практич.
Работа
в
форм
предметов е предметов
занятие,
группах
(«Технический
игра
конструктор»,
мелкие
пазлы)
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Выполнение
сложных Развитие
«Пилим
Работа
в
подражательных движений крупной
бревно»,
группах (парах)
за учителем с постепенным моторики
«Качели»,
увеличением темпа; смена
«Шар
–
видов движения по сигналу;
насос».
упражнения на сочетание
речи с движением
Вырезание ножницами из Развитие мелкой Практич.
Индивидуальна
бумаги
по
шаблону моторики
занятие
я работа
прямоугольных,
квадратных, треугольных
форм.
Пальчиковая гимнастика с Развитие мелкой Игра
Работа
в
речевым сопровождением.
моторики
группах
Упражнения
на Развитие
Практич.
Работа
в
синхронность работы обеих крупной
и занятие
группах
рук (работа со шнуром, мелкой
Беседа
нанизывание бус).
моторики
Штриховка
в
разных Развитие
Практич.
Индивидуальна
направлениях и рисование графомоторных занятие
я работа
по трафарету.
навыков.
Беседа
Обводка по трафарету Развитие
Практич.
Индивидуальна
орнамента
из графомоторных занятие
я работа
геометрических фигур.
навыков.
Беседа
Графический диктант (по Выявить
Тест,
Индивидуальна
показу).
отклонения
в диагностика я работа
развитии
Работа
в
технике Развитие
Практич.
Работа
в
«объѐмной» аппликации.
крупной
и занятие
группах
мелкой
35
1
3637
2
3839
2
40
1
4142
2
43
1
4445
2
46
1
47
1
48
1
49
1
5051
2
моторики
Кинестетическое и кинетическое развитие
Движения и позы всего Кинестетическое Дидакт. игра
тела.
и кинетическое «Зеркало»
развитие
Имитация движения и поз Кинестетическое Дидакт. игра
(повадки
зверей, и кинетическое «Угадай-ка»
природные явления).
развитие
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь Развитие
Дидакт. игра
предметов сложной формы. тактильного
«Волшебны
восприятия
й мешочек».
Работа с пластилином и Развитие
Практич.
глиной (твердое и мягкое тактильного
занятие
состояние).
восприятия
Игры со средней мозаикой. Развитие
Игра
тактильнодвигательного
восприятия
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Звуковая
имитация Развитие
Практич.
(подражание
звукам слухового
занятие
окружающей среды)
восприятия
и Игра
слуховой памяти
Дидактическая игра «Кто Развитие
Практич.
позвал
тебя,
скажи» слухового
занятие
(различение по голосу)
восприятия
и Игра
слуховой памяти
Дидактическая
игра Развитие
Практич.
«Найди
звучащий слухового
занятие
предмет», «Чей голосок?»
восприятия
и Игра
слуховой памяти
Развитие восприятия пространства
Ориентация
на Развитие
Практич.
собственном теле – уметь восприятия
занятие
показать правые и левые пространства
части тела. Ориентация
относительно своего тела:
справа – слева, сзади –
спереди, далеко – близко.
Моделирование
Развитие
Дидакт. игра
пространственного
восприятия
«Обставим
расположения мебели в пространства
комнату».
комнате. Деление листа на
«глаз» на 2 и 4 равные
части .
Дидактическая игра «Куда Закрепление
Практич.
пойдешь, то найдешь».
навыков
работа
Игра
Дидактическая
игра Вербализация
Практич.
«Определи
положение пространственн
работа
предмета»
ых отношений с Игра
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Индивидуальна
я работа
Работа
в
группах
и
индивидуально
Работа
в
группах
и
индивидуально
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Индивидуальна
я и групповая
работа
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
5253
2
Выполнение
элементарных работ по
замыслу.
составление
комбинаций, узоров из
геометрических
фигур,
счетных
палочек,
природного материала.
54
1
Расположение предметов
на листе бумаги.
5556
2
57
1
5859
2
60
1
61
1
62
1
63
1
64
1
6566
2
68
2
использованием
предлогов
Составление
комбинаций,
узоров
из
геометрических
фигур, счетных
палочек,
природного
материала.
Развитие
восприятия
пространства
Практич.
Работа
работа
по группах
замыслу
Дидактическ
ая
игра
«Расположи
верно».
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Нахождение отличий на Развитие
Практич.
наглядном
материале зрительного
занятия
(сравнение 2-х картинок)
восприятия
и Игра
зрительной
памяти
Упражнение
для Профилактика
Игра
профилактики и коррекции зрения
зрения.
Дидактические игры «Кто Развитие
Практич.
больше запомнил?», «Кто зрительного
занятия
внимательнее?»
восприятия
и Игра
зрительной
памяти
Различие
«наложенных» Развитие
Практич.
изображений предметов (2- зрительного
занятия
3 изображения)
восприятия
и Игра
зрительной
памяти
Поиск «спрятавшихся» на Развитие
Практич.
рисунке предметов.
зрительного
занятия
восприятия
Игра
Таблицы Шульте.
Выявление
Тест
уровня развития
Дидактическая игра «Что Развитие
Дидакт. игра
изменилось»
(4-5 зрительной
предметов).
памяти.
Дидактическая
игра Развитие
Дидакт. игра
«Запомни и повтори».
зрительного
восприятия
и
зрительной
памяти
Восприятие времени
Порядок месяцев в году. Восприятие
Дидакт. игра
Времена года. Работа с времени (месяц, «Что
графической
моделью времена года)
сначала, что
«Времена года».
потом?».
Знакомство
с
часами Восприятие
Игры
с
Работа
группах
в
в
Сравнительный
анализ
2-х
картинок
Работа
в
группах
и
индивидуально
Работа
в
группах
Сравнительный
анализ
2-х
картинок
Сравнительный
анализ
2-х
картинок
Индивидуальна
я работа
Работа
в
группах
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
в
(циферблат,
стрелки). времени
Определение времени по
часам.
моделью
часов.
группах
3 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю
№
Кол
-во
ч.
2
Тема урока
Форма
урока
Деятельность
учащихся
Обследование
Диагностика Выполнение
вновь
тестовых задач
прибывших
детей.
Формирование
групп
для
коррекционных
занятий.
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование
предметов
3
1
Cоотнесение цвета реального Формирование
Практич.
Групповая
и
предмета с эталоном; учить сенсорных
занятие
индивидуальна
дифференцировать желтый – эталонов цвета
я работа
оранжевый – коричневый.
4
1
Использование цвета для Развитие
Практич.
Групповая
и
обозначения
предметов: предпосылок
занятие
индивидуальна
дети обозначают фишками символической
я работа
определенных
цветов деятельности
предметы в сказке или мышления
стихотворении,
которые
читает учитель.
5
1
Соотношение предметов по Формирование
Дидакт. игра Работа
в
цвету («Подбери кукле сенсорных
«Подбери
группах
однотонную одежду»).
эталонов цвета
кукле
однотонную
одежду»
6
1
Выбор
и
группировка Формирование
Практич.
Работа
в
предметов на скорость.
сенсорных
занятие
группах
эталонов
формы,
величины
7-8 2
Группировка предметов по Формирование
Практич.
Сравнительный
самостоятельно
сенсорных
занятие
анализ
выделенному
признаку; эталонов цвета,
предметов по
обозначение
словом. формы,
самостоятельно
Сравнение и группировка величины
выделенному
предметов
по
форме,
признаку
величине и цвету.
9
1
Сравнение и обозначение Формирование
Практич.
Сравнительный
словом величины разных сенсорных
занятие
анализ
предметов
по
двум эталонов
предметов по
параметрам (длинный и формы,
двум
широкий,
узкий
и величины
параметрам
1-2
Диагностика
Цели урока
короткий и т. Д.).
«Составь геометрическую
фигуру» (из ее частей).
Составление
сериационных рядов по
величине из 4-5 предметов.
10
1
11
1
12
1
Дидактическая
игра
«Цветик-семицветик».
1314
2
Выкладывание рядов из
чередующихся
трех
элементов (по цвету,
форме, величине).
15
1
Дидактическая
«Колумбово яйцо».
1618
3
19
1
2021
2
2223
2
24
1
25
1
26
1
игра
Конструировани
е предметов
Развитие
сенсорных
эталонов
величины
Развитие
сенсорных
эталонов цвета,
формы,
величины
Развитие
сенсорных
эталонов цвета,
формы,
величины
Развитие
сенсорных
эталонов цвета,
формы,
величины
Конструировани
е предметов
Практич.
занятие
Практич.
занятие
Работа
группах
Работа
группах
в
Дидакт. игра Работа
группах
в
в
Практич.
занятие
Индивидуальна
я работа
Дидакт.
игра
Работа
группах
в
Составление
предмета
Практич.
Индивидуальна
или
целостной
занятие
я работа
конструкции из мелких
Настольный
деталей
(пазлы,
«Лего»
настольный «Лего»).
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие согласованности Развитие
Практич.
Индивидуальна
движений
на
разные крупной
занятие
я работа
группы
мышц
(по моторики
инструкции педагога).
Пальчиковая гимнастика с Развитие мелкой Практич.
Индивидуальна
речевым сопровождением. моторики
занятие
я работа
Игра
Штриховка
в
разных Развитие мелкой Практич.
Индивидуальна
направлениях и рисование моторики
и занятие
я работа
по трафарету. Обводка графомоторных
Игра
контуров
предметных навыков
изображений.
Совершенствование
Развитие
Практич.
Индивидуальна
точности мелких движений мелкой
занятие
я работа
рук
(завязывание, моторики
Игра
развязывание, шнуровка,
застегивание).
«Где мы были, мы не Развитие
Игровые
Работа
в
скажем, а что делали, крупной
и упражнения группах
покажем»; «Угадай, кто я?» мелкой
(по пантомиме).
моторики
Рисование бордюров по Развитие
Дидакт. игра Индивидуальна
образцу.
крупной
и «Расставь
я работа
мелкой
значки
в
2729
3
3031
2
3233
2
3435
2
3637
2
38
1
39
1
4041
2
42
1
43
1
44
1
моторики,
фигурах».
графомоторных
навыков.
Графический
диктант Выявление
Тест
(зрительный и на слух).
отклонений
в
развитии
Вырезание ножницами из Развитие
Практич.
бумаги
по
контуру крупной
и занятие
предметных изображений – мелкой
Игровые
новогодние снежинки.
моторики,
упражнения
графомоторных
навыков.
Работа
в
технике Развитие
Практич.
«объемной» и «рваной» крупной
и занятие
аппликации.
мелкой
моторики,
графомоторных
навыков.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Выразительность движений Кинестетическое Игровые
(имитация
повадок и кинетическое упражнения
животных, инсценирование развитие
школьных событий).
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь Развитие
Дидактическ
предметов;
выделение тактильноая
игра
разных свойств и качеств двигательного
«Волшебны
(мягкие и жесткие; крупные восприятия
й мешочек».
и мелкие предметы).
Работа
с
пластилином Развитие
Практич.
(раскатывание, скатывание, тактильнозанятие
вдавливание).
Лепка двигательного
Игровые
«Овощи».
восприятия
упражнения
Дидактическая игра «Что Развитие
Дидакт. игра
бывает………(пушистое)». тактильнодвигательного
восприятия
Игры
с
сюжетной Развитие
Практич.
мозаикой.
тактильнозанятие
двигательного
Игровые
восприятия
упражнения
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Развитие чувства ритма.
Развитие
Дидакт. игра
слухового
«Мы
восприятия
и барабанщик
слуховой памяти и
Различение мелодий по Развитие
Практич.
темпу.
слухового
занятие
восприятия
и Игровые
слуховой памяти упражнения
Развитие восприятия пространства
Учить ориентироваться на Развитие
Практич.
Индивидуальна
я работа
Индивидуальна
я работа и в
группах
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Индивидуальна
я работа и в
группах
Индивидуальна
я работа и в
группах
Индивидуальна
я работа и в
группах
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Индивидуальна
45
1
4647
2
48
1
49
1
50
1
5152
2
53
1
5455
2
5657
2
5859
2
6061
2
62
1
листе бумаги («Рисунок по
инструкции», игра «Муха»
ориентация
по
клеточкам).
Расположение предметов в
вертикальном
и
горизонтальном
полях
листа.
Дидактическая
игра
«Лабиринт».
восприятия
пространства
занятие
Игровые
упражнения
я работа и в
группах
Развитие
восприятия
пространства
Практич.
занятие
Игровые
упражнения
Дидакт. игра
Индивидуальна
я работа и в
группах
Построение комбинаций
Практич.
из
геометрических
занятие
фигур, конструктора по
словесной инструкции.
Восприятие времени
Дидактическая
игра Развитие
Дидакт. игра
«Расположи по порядку» восприятия
(времена
года,
части времени
суток).
Лото «Времена года».
Развитие
Дидакт. игра
восприятия
времени
Определение времени по Развитие
Практич.
часам.
восприятия
занятие
времени
Развитие мыслительных операций
Дидактическая
игра Развитие
Дидакт. игра
«Назови одним словом»
мыслительных
операций
«Волшебные картинки» - как Развитие
Практич.
геометрические
фигуры мыслительных
занятие
можно
превратить
в операций
Игровые
изображение
какого-либо
упражнения
предмета.
Дидактическая
игра Развитие
Дидакт. игра
«Четвертый – лишний».
мыслительных
операций
Коррекция
Коррекция
Практич.
интеллектуального
интеллектуально занятие
развития
(Упражнения го развития
Игровые
«Закончи
предложения»,
упражнения
«Ленточки»).
Дидактическая
игра Развитие
Дидакт. игра
«Разрезные картинки».
мыслительных
операций
Задания на формирование Формирование
Практич.
понимания
понимания
занятие
последовательности
последовательн Игровые
событий, изображенных ости событий,
упражнения
на картинках («Купание
куклы», «Утро Сережи»,
Индивидуальна
я работа и в
группах
Развитие
восприятия
пространства
Развитие
восприятия
пространства
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Индивидуальна
я работа
Работа
группах
в
Индивидуальна
я работа и в
группах
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Решение
ситуационных
задач
6364
2
65
1
66
1
67
1
68
1
«Лепка снеговика» и др.).
Коррекция
интеллектуального
развития
(Упражнение
«Твердый – мягкий», игра
«Буквенная эстафета»)
Упражнения на решение
изображенных на картинке
ситуаций;
оперируя
мысленными
образами
представлениями:
«Как
мальчику достать мячик?»,
«Как
Саше
накормить
кролика?»,
«Помоги
ребятам украсить зал».
Формирования
умения
анализировать сюжеты со
скрытым
смыслом
(«В
парикмахерской»,
«У
врача», «Во дворе» и др.).
«Кто любит на загадки
отгадки
находить?»
конкурс загадок.
Дидактическая игра «Найди
различие и сходство».
Развитие
мыслительных
операций
Практич.
занятие
Игровые
упражнения
Индивидуальна
я работа и в
группах
Формирование и Практич.
развитие умения занятие
анализировать
ситуацию
Решение
ситуационных
задач
Формирование и Практич.
развитие умения занятие
анализировать
Решение
ситуационных
задач
Развитие
Практич.
мыслительных
занятие
операций
Диагностика
Дидакт. игра
развития
психомоторных
и
сенсорных
процессов
Решение
ситуационных
задач, загадок
Работа
в
группах
и
индивидуально
4 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю
№
Кол
-во
ч.
2
Тема урока
Форма
урока
Деятельность
учащихся
Формирование Диагностика Индивидуальна
групп
для
я работа
коррекционных
занятий.
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование
предметов
3- 2
Группировка предметов по Развитие
Практич.
Сравнительный
4
самостоятельно выделенным сенсорных
занятие
с анализ
двум
признакам; эталонов
элементами предметов
обозначение
словом. цвета, формы, игры
Сравнение и группировка величины
предметов
по
форме,
величине и цвету.
5
1
Использование
простых Развитие
Практич.
Работа
в
мерок для измерения и сенсорных
занятие
с группах
и
сопоставления
отдельных эталонов
элементами индивидуально
параметров предметов (по цвета, формы, игры
длине, ширине, высоте).
величины
12
Диагностика
Цели урока
Составление сериационных
рядов по самостоятельно
выделенным признакам из 4
– 5 предметов.
Закрепление
сенсорных
эталонов
цвета, формы,
величины
Группировка
предметов Развитие
сходных цветов различных сенсорных
оттенков
эталонов цвета
Практич.
Сравнительный
занятие
с анализ
элементами предметов
игры
6
1
78
2
9
1
Цветовой спектр. Смешение
цветов (оттенки).
10
1
Определение
цветов.
11
12
2
13
1
14
1
15
16
2
17
18
2
19
1
20
21
2
22
1
Построение
по
росту,
сравнение
величины
предметов путем наложения,
приложения и зрительного
соотнесения.
Узнавание
предмета
по Развитие
Дидактическ Работа
в
одному элементу.
сенсорных
ая
игра группах
эталонов
«Угадай-ка»
величины
Узнавание
предмета
по Закрепление
Дидактическ Работа
в
словесному описанию.
сенсорных
ая
игра группах
эталонов
«Узнай по
цвета, формы, описанию».
величины
Конструирование сложных Конструирова Практич.
Работа
в
форм
предметов ние предметов занятие
группах
(«Технический
конструктор»,
мелкие
пазлы).
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Упражнения
на Развитие
Практич.
Работа
в
координацию
и
смену крупной
занятие
с группах
движения
по
команде, моторики
элементами
сигналу.
игры
Дорисовывание
Выявление
Практич.
Индивидуальна
симметричной
половины уровня
занятие
я работа
изображения.
развития
графомоторны
х навыков
Вычерчивание
Выявление
Дидакт.игра Работа
в
геометрических фигур.
уровня
«Почини
группах
развития
коврик».
графомоторны
х навыков
Упражнения «Речь – ритм – Развитие
Практич.
Индивидуальна
постоянных
Практич.
занятие
Беседа
Сравнительный
анализ
предметов
(индивидуальн
о)
Развитие
Практич.
Работа
в
сенсорных
занятие
группах
и
эталонов цвета Беседа
индивидуально
Развитие
и Дидакт. игра Работа
в
закрепление
«Назови
группах
сенсорных
цвет».
эталонов цвета
Развитие
Практич.
Работа
в
сенсорных
занятие
с группах
эталонов
элементами
величины
игры
движение».
крупной
и
мелкой
моторики,
графомоторны
х навыков.
Выявление
уровня
развития
графомоторны
х навыков
Развитие
графомоторны
х навыков
23
24
2
Графический диктант с
усложненными заданиями.
25
27
3
28
1
Совершенствование мелких
движений (мелкая мозаика,
шнуровка,
выкладывание
узоров из семян растений)
Выполнение
Развитие
целенаправленных действий графомоторны
по трехзвенной инструкции. х навыков
29
30
31
2
32
33
2
34
1
35
36
2
37
38
39
40
2
41
1
1
2
занятие
я работа
Тестировани
е
Индивидуальна
я работа
Практич.
занятие
с
элементами
игры
Практич.
занятие
с
элементами
игры
Кинестетическое и кинетическое развитие
Упражнения на расслабление Научить
Релаксация.
и
снятие
мышечных расслаблению
зажимов. Релаксация.
Воображаемые действия.
Кинестетическ Дидакт. игра
ое
и «Угадай-ка».
кинетическое
развитие
Тактильно-двигательное восприятие
Тонкая
дифференциация Развитие
Игра
предметов на ощупь с тактильно«Волшебны
мелкими предметами.
двигательного
й мешочек»
восприятия
Закрепление
тактильных Развитие
Практич.
ощущений при работе с тактильнозанятие
глиной и пластилином.
двигательного
Беседа
восприятия
Игры с мелкой мозаикой.
Развитие
Игра
тактильнодвигательного
восприятия
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Профилактика и коррекция Профилактика Гимнастика
зрения.
и
коррекция для глаз.
зрения
Нахождение отличительных Развитие
Практич.
и общих признаков на слухового
занятие
наглядном
материале восприятия и Беседа
(сравнение 2-3-х предметных слуховой
/сюжетных/
картинок). памяти
Нахождение «нелепиц» на
картинках.
Тренировка
зрительной Развитие
Дидактическ
памяти.
слухового
ая игра «
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
в
группах
и
индивидуально
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
в
группах
и
индивидуально
Работа
группах
в
42
1
43
44
2
45
1
46
1
47
48
2
49
1
50
1
51
1
52
53
54
2
55
1
56
1
1
восприятия и Нарисуй по
слуховой
памяти».
памяти
Дидактическая
игра Развитие
Дидакт. игра
«Лабиринт с закрытыми слухового
глазами»
восприятия
Развитие восприятия пространства
Построение комбинаций из Развитие
Практич.
плоскостных или объемных восприятия
занятие
геометрических фигур по пространства
Беседа
инструкции учителя.
Определение расположения Вербализация
Практич.
предметов в ближнем и пространственн занятие
дальнем
пространстве. ых отношений Беседа
Моделирование
расположения предметов в
пространстве
Ориентация в помещении с Развитие
Практич.
помощью плана-рисунка.
восприятия
занятие
пространства
Дидактическая
игра Вербализация
Практич.
«Лабиринт»
пространственн занятие
с
ых отношений элементами
игры
Моделирование
Развитие
Практич.
пространственных ситуаций восприятия
занятие
с
по инструкции педагога пространства
элементами
(расстановка
мебели
в
игры
кукольной комнате).
Ориентировка
на
листе Развитие
Практич.
бумаги разного формата восприятия
занятие
(тетрадный,
альбомный, пространства
ватман)
и
по-разному
расположенного
(горизонтально, вертикально,
под углом)
Восприятие времени
Определение времени по Развитие
Практич.
часам.
восприятия
занятие
с
времени
элементами
игры
«Расположите по порядку» Развитие
Дидакт. игра
(времена года, месяцы, дни восприятия
недели, части суток)
времени
Последовательность
Развитие
Игра «Чего
основных
жизненных восприятия
не
событий.
времени
хватает?».
Работа с календарем и Развитие
Практич.
моделью календарного года. восприятия
занятие
времени
Длительность
временных Развитие
Игра
интервалов.
восприятия
«Береги
Работа
группах
в
Индивидуальна
я работа
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Решение
ситуационных
задач
Работа
в
группах
и
индивидуально
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
группах
в
57
1
58
1
59
1
60
1
61
1
62
1
63
1
64
1
65
66
67
2
68
1
1
времени
минутку».
Развитие мыслительных операций
Дидактические
игры Развитие
Дидакт. игра
«Парные
картинки», мыслительных
«Подбери
недостающую операций
картинку».
(систематизаци
я)
Игры
на
исключение Развитие
Дидакт. игра
лишнего
предмета мыслительных
(картинки, понятия).
операций
Обучение систематизации Развитие
Практич.
«Что
быстрее?»,
«Кто мыслительных занятие
с
старше?», «Кто сильнее?».
операций
элементами
(систематизаци игры
я)
Формирование
умения Развитие
Практич.
устанавливать
причинно- умения
занятие
следственные связи.
устанавливать
причинноследственные
связи.
Нахождение
в
серии Развитие
Практич.
сюжетных
картинок мыслительных занятие
пропущенного звена.
операций
Таблицы Шульте (с буквами, Определение
Тестировани
с числами).
уровня
е
развития
мыслительных
операций
Обучение
нахождению Развитие
Практич.
элементарных
аналогий мыслительных занятие
(подбор близких по значению операций
слов).
Формирование понимания Развитие
Практич.
скрытого смысла
адекватных
занятие
реакций
на
юмор.
Дидактические игры «Летает – Развитие
Дидакт. игра
не летает», «Съедобное – мыслительных «Живое
–
несъедобное».
операций
неживое»
Игра «Шифровка» (написание Развитие
Дидакт. игра
письма другу с помощью мыслительных
шифра).
операций
Обучение отгадыванию и Развитие
Практич.
составлению
элементарных мыслительных занятие
загадок.
операций
Работа
в
группах,
решение
ситуационных
задач
Работа
в
группах
Работа
в
группах,
решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Выполнение
тестов
(индивидуальн
о)
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Работа
группах
в
Работа
группах
в
Работа
в
группах
и
индивидуально
Л и т е р а т у р а
1. Государственный
стандарт общего образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Проект - М, 1999г.
2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с
отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997, №3
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995
4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой
умственной отсталостью - М., 2002.
5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990
6.Маллер А.Р. Ребѐнок с ограниченными возможностями - М., 1996.
7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии М., 2002.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с
глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.
9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. –
М., 2007
10. Обучение
и
развитие
детей
и подростков с глубокими умственными,
множественными нарушениями. Под ред. А.М. Царева — Асков, 1999.
11.Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные
учреждения. – М., 2001
12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.,
2001.
13. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы
у детей инвалидов-М, 2001.