Ритмика 1-4 классы

Приложение № 12
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1вариант) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Ритмика»
I вариант
1 - 4 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты
В результате реализации программы коррекционного курса «Ритмика»
обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью
следующих результатов:
Предметных результатов:
1 класс
Минимальный уровень:
 готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое
место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать
учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не
опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не
сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
 ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу;
 ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и не сходя с его линии;
 ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
 соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
 выполнять игровые и плясовые движения;
 выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
 начинать и заканчивать движения в соответствии со
звучанием музыки.
Достаточный уровень:
 уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в
соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
 организованно строиться (быстро, точно);
 сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

 самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
 соблюдать темп движений, обращая внимание на

музыку,

 выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
 легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые
движения;
 ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме
с контрастными построениями.
2 класс
Минимальный уровень:
 уметь принимать правильное исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и движения;
 организованно строиться (быстро, точно);
 сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
 самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
 соблюдать темп движений, обращая внимание на

музыку,

 выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
 легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые
движения;
 ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме
с контрастными построениями.
Достаточный уровень:
 уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего
построения в три колонны, шеренги;
 соблюдать правильную дистанцию в колонне по три;
 самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа
движений, руководствуясь музыкой;
 ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной

форме с малоконтрастными построениями;
 передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки:
напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
 самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок
мелодии;
 повторять любой ритм, заданный учителем;
 задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его
исполнения (хлопками или притопами).
3 класс
Минимальный уровень:
 уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего
построения в три колонны, шеренги;
 соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических
кругах;
 самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа
движений, руководствуясь музыкой;
 ощущать смену частей музыкального

произведения в

двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
 передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки:
напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
 передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
 повторять любой ритм, заданный учителем;
 задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его
исполнения (хлопками или притопами).
Достаточный уровень:
 самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп
ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального
отрывка;
 четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать

в движении характер контрастных частей;
 отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и
самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных

фраз;

четко,

организованно

самостоятельно

перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время
веселой, задорной пляски;
 различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
4 класс
Минимальный уровень:
 уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
 различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
 отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и
самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз; четко, организованно перестраиваться, быстро
реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
 различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Достаточный уровень:
 знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении
упражнений;
 уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться
по требованию учителя в шеренгу, колонну, круг;
 знать основные элементы танцев, разученных в течение периода
обучения, танцевальные движения, а также использовать их при
самостоятельном составлении небольших танцевальных композиций;
 уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять их на
музыкальных инструментах.
Основные разделы программы

1 класс
№ Тема раздела
п.п
.
1
Упражнения
на
ориентировк
у
в
пространстве
.

Форма
Группов
ое
занятие

Группов
ое
занятие

2

Ритмикогимнастическ
ие
упражнения.

3

Упражнения на Группов
ое
движения,
координированн занятие
ые музыкой.

Ожидаемый результат
1 уровень - знать
пространственные понятия,
понятия «исходное положение»,
«линия», «колонна», «круг»;
2 уровень - готовиться к занятиям,
строиться в колонну по одному,
находить свое место в строю;
равняться в шеренге, колонне; ходить
и бегать по кругу с сохранением
дистанции; 3 уровень - входить в зал
организованно под музыку, занимать
правильное
исходное положение, приветствовать
учителя;
ходить свободным естественным
шагом, двигаться по залу в
разных направлениях;
1 уровень – знать названия всех частей
тела; знать основные упражнения;
2 уровень – выполнять несложные
движения руками и ногами;
выполнять общеразвивающие
упражнения
в
определенном
ритме;
3 уровень – выполнять задания после
показа и по словесной инструкции;
придумывать и
показывать простейшие упражнения
для разных частей тела;
1 уровень – знать музыкальные
инструменты;
знать
звучание
музыкальных инструментов; знать и
отличать понятия
«громко-тихо», «быстро-медленно»;
2 уровень – начинать и заканчивать
движения
по
сигналу
музыки;
соотносить
темп
движений
с
музыкальным сопровождением;
3 уровень – определять настроения
музыки (веселая,
грустная,
спокойная);
координировать
движения
в

соответствием с характером музыки;

4

5

Игры под музыку. Группово 1 уровень - знать правила игр;
е занятие 2 уровень – целенаправленно
действовать в подвижных играх под
руководством
учителя;
3 уровень – выполнять игровые
движения после показа учителем;
играть,
соблюдая
правила;
выразительно передавать игровой
образ;
Танцевальн
Группов 1 уровень – знать названия движений
ые
ое
и упражнений;
упражнения
занятие 2 уровень – ловко и быстро
.
переходить от одного движения к
другому;
3 уровень – выполнять плясовые
движения; уметь работать в паре.

2 класс
№ Тема раздела
п.п.
1
Упражнения
на
ориентировк
у
в
пространстве
.

Форма
Группов
ое
занятие

Ожидаемый результат
1 уровень - знать пространственные
понятия, понятие «дистанция»
2 уровень - сохранять правильную
дистанцию в колонне парами;
3 уровень - организованно строиться;
самостоятельно определять нужное
направление движения по словесной
инструкции учителя со звуковым и
музыкальным сигналами;

Группов
ое
занятие

2

Ритмикогимнастическ
ие
упражнения.

3

Упражнения на Группов
ое
движения,
координированн занятие
ые музыкой.

4

Игры под
музыку.

Группов
ое
занятие

5

Танцевальн
ые
упражнения
.

Группов
ое
занятие

3 класс
№ Тема раздела
п.п
.

Форма

1 уровень – знать понятие «исходное
положение»,
знать
исходное
положение всех упражнений и
движений; знать названия некоторых
движений и упражнений;
2 уровень
–
выполнять
общеразвивающие
движения
в
определенном темпе и ритме;
3 уровень
–
самостоятельно
выполнять
упражнения,
заданные
словесной
инструкцией учителя;
1 уровень – знать понятия
«музыкальный акцент», «темп»;
2 уровень – ощущать смену
частей музыкального
произведения;
3 уровень – самостоятельно
координировать
движения в соответствии со
звучанием музыки;
1 уровень – знать о нюансах в музыке;
2 уровень – начинать и заканчивать
игру с началом и окончанием музыки;
3 уровень – легко, непринужденно
выполнять
игровые движения;
1 уровень
–
знать
музыку,
используемую для отдельных танцев и
танцевальных движений;
2 уровень
–
соблюдать
темп
движений, обращая внимание на
музыку;
принимать
правильное
исходное
положение
в
соответствии
с
содержанием
и особенностями музыки и движений;
3 уровень – легко, непринужденно
выполнять игровые
и плясовые
движения.
Ожидаемый результат

1

Упражнения
на
ориентировк
у
в
пространстве
.

2

Ритмикогимнастическ
ие
упражнения.

3

Упражнения на
движения,
координированн
ые музыкой.

4

Игры под
музыку.

Группов
ое
занятие

1 уровень - знать и понимать
направления движения, знать
особенности перестроений в разные
фигуры;
2 уровень - соблюдать правильную
дистанцию в колонне по три, в
концентрических кругах;
рассчитываться на первый, второй,
третий для построения в колонну;
3 уровень - ориентироваться в
пространстве зала и любого другого
помещения;
Группов 1 уровень – знать особенности
ое
выполнения упражнений для
занятие основных групп мышц;
2 уровень – принимать правильное
исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями
музыки и движения;
3 уровень – самостоятельно
выполнять требуемые
упражнения; выполнять
общеразвивающие упражнения в
определенном ритме и темпе;
Группов 1 уровень – знать понятие «ритм»,
ое
иметь представление о частях
занятие музыкального произведения;
2 уровень – ощущать смену частей
музыкального произведения;
передавать хлопками ритмический
рисунок мелодии; 3 уровень –
уметь четко и быстро
скоординировать свои движения под
любую, даже незнакомую музыку;
Группово 1 уровень – знать и повторять текст
е
считалок и танцевальных игр;
занятие 2 уровень – повторять ритм,
заданный учителем, задавать
ритм самим;
3 уровень – легко, естественно и
непринужденно выполнять все
игровые движения;

5

Танцевальн
ые
упражнения
.

4 класс
№ Тема раздела
п.п.
1
Упражнения
на
ориентировк
у
в
пространстве
.

Группов
ое
занятие

Форма
Группов
ое
занятие

2

Ритмикогимнастическ
ие
упражнения.

Группов
ое
занятие

3

Упражнения на
движения,
координированн
ые музыкой.

Группов
ое
занятие

1 уровень – знать названия
танцевальных элементов и
комбинаций;
2 уровень – передавать в игровых и
плясовых движениях различные
нюансы музыки: напевность,
грациозность, энергичность,
нежность, игривость и т. д.;
3 уровень – приобретение опыта
публичного выступления;

Ожидаемый результат
1 уровень - знать все
пространственные понятия; знать
правила работы в группе;
2 уровень
- четко,
организованно перестраиваться;
3 уровень - самостоятельно
выполнять требуемые перемены
направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
1 уровень – знать названия всех
упражнений и особенности их
выполнения;
2 уровень – выполнять упражнения с
соблюдением всех правил;
3 уровень – правильно и быстро
находить нужный темп ходьбы, бега и
упражнений
в
соответствии
с
характером и построением
музыкального отрывка;
1 уровень
–
знать
характер
музыкального произведения, знать
понятие «ритмический рисунок»;
знать двухчастную и трехчастную
формы музыки;
2 уровень
–
уметь
различать
двухчастную и трехчастную формы
музыки,
3 уровень – передавать в движении
ритмический рисунок мелодии;

4

Игры под
музыку.

Группов
ое
занятие

5

Танцевальн
ые
упражнения
.

Группов
ое
занятие

1 уровень – знать правила игр;
2 уровень – быстро реагировать на
приказ музыки, даже во время
веселой, задорной пляски;
3 уровень – играть, соблюдая правила;
1 уровень – знать названия движений
народного танца, отмечать в движении
ритмический
рисунок,
акцент,
различать основные характерные
движения
некоторых
народных
танцев;
2 уровень – самостоятельно менять
движение,
в
соответствии
с
музыкальным сопровождением;
3 уровень – самостоятельно менять
движение в соответствии со сменой
частей музыкальных фраз;

Личностных результатов:
 ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
 развитие двигательной активности;
 формирование способности к эмоциональному восприятию учебного
материала;
 осознавать роль танца в жизни;
 понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире
 развитие танцевальных навыков,
 развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных
видах деятельности,
 расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
 освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях,
 способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках, принимать элементарные решения;

 способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые
результаты.
Базовых учебных действий:
- познавательных учебных действий:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 умение ставить и формулировать проблемы;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера.
- регулятивных учебных действий:
 использование речи для регуляции своего действия;
 адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
 умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;
- коммуникативных учебных действий:
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы, и средства проверки и оценки результатов обучения
Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях
ритмикой состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих
упражнений на каждом уроке; организации ритмических игр; проведении

творческих выступлений. Результативность изучения программы внеурочной
деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных
мероприятиях или выполнения им некоторых работ. О достижении результатов
следует судить по следующим критериям:
 по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов
упражнений по ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых
музыкальных

инструментах,

участию

в

различных

сценических

представлениях;
 по повышению уровня общей и физической культуры;
 по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
 по отношениям в коллективе.

Содержание учебного предмета
1 класс
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием
колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в
круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад,
направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во
время ходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты
головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных
направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты).
Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед
собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка,
флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и

приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок
вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и
опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой
руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх.
Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в
сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук
отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой,
взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических
рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка
наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки
вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями
(имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им
свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук.
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую
(маятник).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное
сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.
Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке.
Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.
Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и
нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой
отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на
барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с
проговариванием стихов, попевок и без них.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером
музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение
направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в
соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется
стремительным,

спортивным;

легкое,

игривое

подпрыгивание — тяжелым,

комичным и т. д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на
конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей,
птиц,

движение

транспорта,

деятельность

человека),

в

соответствии

с

определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача
притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий
шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.
Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг
на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с
платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на
пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу,
пляски с притопами, кружением, хлопками.
2 класс
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.
Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по
одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во
время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать,
передавать друг другу, перекладывать с места на место.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание
их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты
головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и
не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук
вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета
(флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без
сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в
стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при
маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения
на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Движения правой
руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед
грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой
руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в
исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к
плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным
подниманием и опусканием правой руки и т. Д.). Упражнения выполняются
ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с
изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в
заданном темпе и после остановки музыки. Упражнения на расслабление мышц.
Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой.
Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении
стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев,
имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой
ноги вперед (как при игре в футбол).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью (напряженное и свободное). Одновременное
сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с
постепенным ускорением. Противопоставление первого

пальца остальным,

противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и

поочередно. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение
несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками
одновременно и поочередно в разных вариациях.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером
музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний,
низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и
мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в
движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных
плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в
движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание
музыкально- двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с
пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен.
Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая,
настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый
танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки.
Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской
пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный
шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись
одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте
(для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с
продвижением. Основные движения местных народных танцев. Танцы и пляски
Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек». Парная пляска.
Чешская народная мелодия. Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова. Русская
хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
3 класс

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с
приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на
пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного
круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем
отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад.
Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в
общий круг. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в
предыдущих классах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения
головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и
скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с
напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с
наклонами;

повороты

туловища

вперед,

в

стороны

с

движениями

рук.

Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону,
медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и
полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным
выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через
палку. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений.
Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх,
хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги.
Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки.
Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками,
мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание
несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным
сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых
ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение

всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение,
давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на
мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на
полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и
маленькие). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
УПРАЖНЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев
в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с барабанными палочками.
Исполнение различных ритмов на барабане и бубне.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование
музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке,
сильной

доли

такта.

Самостоятельное

ускорение

и

замедление

темпа

разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавне, спокойнее, с
размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения
в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях
развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации.
Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми
предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг
польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы
русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением
ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения
парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев. Танцы и
пляски Дружные тройки. Полька. Музыка И. Штрауса. Украинская пляска «Коло».

Украинская народная мелодия. Парная пляска. Чешская народная мелодия. Танец с
хлопками. Карельская народная мелодия.
4 класс
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в
звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные
линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений
с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более
сложные, чем в предыдущих классах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед,
назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к
плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с
резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные
движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей
предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за
голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед,
назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на
внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на
координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук,
ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным
ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой,
на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление
несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами
(погремушками, бубном, барабаном). Упражнение на расслабление мышц. Прыжки
на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом,

висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на
корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса,
рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном
направлении (имитация увядающего цветка).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного
пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном,
среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и
плавности движений. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах
основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии
знакомой песни.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,
акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена
движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных
частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после
вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов
танцевальных

движений,

танцевальных

композиций.

их

комбинирование.

Игры

с

пением,

Составление
речевым

несложных

сопровождением.

Инсценирование музыкальных сказок, песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на
различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад
(спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание
народных танцев. Танцы и пляски Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.
Кадриль. Русская народная мелодия. Бульба. Белорусская народная мелодия.
Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра. Грузинский танец «Лезгинка»

Основные разделы
программы 1 класс
№ Тема раздела
п.п.
1
Упражнения на
ориентировку
в
пространстве.

2

Ритмикогимнастические
упражнения.

3

Упражнения на
движения,
координированны
е музыкой.

4

Игры под музыку.

Форма

Ожидаемый результат

Групповое 1 уровень
- знать пространственные
занятие
понятия, понятия «исходное положение»,
«линия», «колонна», «круг»;
2 уровень - готовиться к занятиям, строиться
в колонну по одному, находить свое место в
строю; равняться в шеренге, колонне; ходить
и бегать по кругу с сохранением дистанции;
3 уровень - входить в зал организованно под
музыку, занимать правильное
исходное положение, приветствовать
учителя; ходить свободным
естественным тшагом, двигаться по залу в
разных направлениях;
Групповое 1 уровень – знать названия всех частей тела;
занятие
знать основные упражнения;
2 уровень – выполнять несложные движения
руками
и
ногами;
выполнять
общеразвивающие
упражнения
в
определенном ритме;
3 уровень – выполнять задания после показа
и по словесной инструкции; придумывать и
показывать простейшие упражнения для
разных частей тела;
Групповое 1
уровень
–
знать
музыкальные
занятие
инструменты; знать звучание музыкальных
инструментов; знать и отличать понятия
«громко-тихо», «быстро-медленно»;
2 уровень – начинать и заканчивать
движения по сигналу музыки; соотносить
темп
движений
с
музыкальным
сопровождением;
3 уровень – определять настроения музыки
(веселая,
грустная,
спокойная);
координировать движения в соответствием с
характером музыки;
Групповое 1 уровень - знать правила игр;
2 уровень – целенаправленно действовать в
занятие
подвижных
играх
под
руководством
учителя;
3 уровень – выполнять игровые движения
после показа учителем; играть, соблюдая
правила; выразительно передавать игровой
образ;

5

Танцевальны
е
упражнения.

2 класс
№ Тема раздела
п.п.
1
Упражнения на
ориентировку
в
пространстве.

2

Ритмикогимнастические
упражнения.

3

Упражнения на
движения,
координированны
е музыкой.

4

Игры под музыку.

5

Танцевальны
е
упражнения.

Групповое 1 уровень – знать названия движений и
занятие
упражнений;
2 уровень – ловко и быстро переходить от
одного движения к другому;
3 уровень – выполнять плясовые движения;
уметь работать в паре.

Форма

Ожидаемый результат

Групповое 1 уровень - знать пространственные понятия,
занятие
понятие «дистанция»
2 уровень - сохранять правильную
дистанцию в колонне парами;
3 уровень - организованно строиться;
самостоятельно
определять
нужное
направление движения по словесной
инструкции учителя со звуковым и
музыкальным сигналами;
Групповое 1 уровень – знать понятие «исходное
занятие
положение», знать исходное положение всех
упражнений и движений; знать названия
некоторых движений и упражнений;
2 уровень – выполнять общеразвивающие
движения в определенном темпе и ритме;
3 уровень – самостоятельно выполнять
упражнения,
заданные словесной
инструкцией учителя;
Групповое 4 уровень – знать понятия «музыкальный
занятие
акцент», «темп»;
5 уровень – ощущать смену частей
музыкального произведения;
6 уровень – самостоятельно координировать
движения в соответствии со
звучанием музыки;
Групповое 4 уровень – знать о нюансах в музыке;
5 уровень – начинать и заканчивать игру с
занятие
началом и окончанием музыки;
6 уровень – легко, непринужденно выполнять
игровые движения;
Групповое 3 уровень – знать музыку, используемую для
занятие
отдельных
танцев
и
танцевальных
движений;
4 уровень – соблюдать темп движений,
обращая внимание на музыку; принимать
правильное
исходное
положение
в
соответствии
с
содержанием
и
особенностями музыки и движений;
3 уровень – легко, непринужденно
выполнять игровые и плясовые движения.

4 класс
№ Тема раздела
п.п.
1
Упражнения на
ориентировку
в
пространстве.

2

Ритмикогимнастические
упражнения.

3

Упражнения на
движения,
координированны
е музыкой.

4

Игры под музыку.

Форма

Ожидаемый результат

Групповое 4 уровень - знать и понимать направления
занятие
движения, знать особенности перестроений
в разные фигуры;
5 уровень - соблюдать правильную
дистанцию в колонне по три, в
концентрических кругах; рассчитываться на
первый, второй, третий для построения в
колонну;
6 уровень - ориентироваться в пространстве
зала и любого другого помещения;
Групповое 4 уровень – знать особенности
занятие
выполнения упражнений для основных
групп мышц;
5 уровень – принимать правильное
исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и
движения;
6 уровень – самостоятельно
выполнять требуемые упражнения;
выполнять общеразвивающие
упражнения в
определенном ритме и темпе;
Групповое 3 уровень – знать понятие «ритм»,
занятие
иметь представление о частях
музыкального произведения;
4 уровень – ощущать смену частей
музыкального произведения; передавать
хлопками ритмический рисунок
мелодии; 3 уровень – уметь четко и
быстро
скоординировать свои движения под
любую, даже не знакомую музыку;
Групповое 4 уровень – знать и повторять текст считалок
и танцевальных игр;
занятие
5 уровень – повторять ритм,
заданный учителем, задавать ритм
самим;
6 уровень – легко, естественно и
непринужденно выполнять все
игровые движения;

5

Танцевальны
е
упражнения.

5 класс

Групповое 4 уровень – знать названия
занятие
танцевальных элементов и комбинаций;
5 уровень – передавать в игровых и
плясовых движениях различные нюансы
музыки: напевность, грациозность,
энергичность, нежность, игривость и т. д.;
6 уровень – приобретение опыта
публичного выступления;

№ Тема раздела
п.п.
1
Упражнения на
ориентировку
в
пространстве.

2

Ритмикогимнастические
упражнения.

3

Упражнения на
движения,
координированны
е музыкой.

4

Игры под музыку.

5

Танцевальны
е
упражнения.

Форма

Ожидаемый результат

Групповое 2 уровень - знать все пространственные
занятие
понятия; знать правила работы в группе;
3
уровень четко,
организованно перестраиваться;
4 уровень самостоятельно выполнять
требуемые перемены направления и темпа
движений, руководствуясь музыкой;
Групповое 4 уровень – знать названия всех упражнений
занятие
и особенности их выполнения;
5 уровень – выполнять упражнения с
соблюдением всех правил;
6 уровень – правильно и быстро находить
нужный темп ходьбы, бега и упражнений в
соответствии с характером и построением
музыкального отрывка;
Групповое 4 уровень – знать характер музыкального
занятие
произведения, знать понятие «ритмический
рисунок»; знать двухчастную и трехчастную
формы музыки;
5 уровень – уметь различать двухчастную и
трехчастную формы музыки,
6 уровень – передавать в движении
ритмический рисунок мелодии;
Групповое 4 уровень – знать правила игр;
5 уровень – быстро реагировать на приказ
занятие
музыки, даже во время веселой, задорной
пляски;
6 уровень – играть, соблюдая правила;
Групповое 4 уровень – знать названия движений
занятие
народного танца, отмечать в движении
ритмический рисунок, акцент, различать
основные характерные движения некоторых
народных танцев;
5 уровень – самостоятельно менять
движение, в соответствии с музыкальным
сопровождением;
6 уровень
–
самостоятельно
менять
движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз;
учителя;
3 уровень – выполнять игровые движения
после показа учителем; играть, соблюдая
правила; выразительно передавать игровой
образ;

5

Танцевальны
е
упражнения.

6 класс
№ Тема раздела
п.п.
1
Упражнения на
ориентировку
в
пространстве.

2

Ритмикогимнастические
упражнения.

3

Упражнения на
движения,
координированны
е музыкой.

4

Игры под музыку.

5

Танцевальны
е
упражнения.

Групповое 4 уровень – знать названия движений и
занятие
упражнений;
5 уровень – ловко и быстро переходить от
одного движения к другому;
6 уровень – выполнять плясовые движения;
уметь работать в паре.

Форма

Ожидаемый результат

Групповое 4 уровень - знать пространственные понятия,
занятие
понятие «дистанция»
5 уровень - сохранять правильную
дистанцию в колонне парами;
6 уровень - организованно строиться;
самостоятельно
определять
нужное
направление движения по словесной
инструкции учителя со звуковым и
музыкальным сигналами;
Групповое 4 уровень – знать понятие «исходное
занятие
положение», знать исходное положение всех
упражнений и движений; знать названия
некоторых движений и упражнений;
5 уровень – выполнять общеразвивающие
движения в определенном темпе и ритме;
6 уровень – самостоятельно выполнять
упражнения,
заданные
словесной
инструкцией учителя;
Групповое 7 уровень – знать понятия «музыкальный
занятие
акцент», «темп»;
8 уровень – ощущать смену частей
музыкального произведения;
9 уровень – самостоятельно координировать
движения в соответствии со
звучанием музыки;
Групповое 7 уровень – знать о нюансах в музыке;
8 уровень – начинать и заканчивать игру с
занятие
началом и окончанием музыки;
9 уровень – легко, непринужденно выполнять
игровые движения;
Групповое 5 уровень – знать музыку, используемую для
занятие
отдельных
танцев
и
танцевальных
движений;
6 уровень – соблюдать темп движений,
обращая внимание на музыку; принимать
правильное
исходное
положение
в
соответствии
с
содержанием
и

особенностями музыки и движений;
3 уровень – легко, непринужденно
выполнять игровые и плясовые движения.
7 класс
№ Тема раздела
п.п.
1
Упражнения на
ориентировку
в
пространстве.

2

Ритмикогимнастические
упражнения.

3

Упражнения на
движения,
координированны
е музыкой.

4

Игры под музыку.

Форма

Ожидаемый результат

Групповое 7 уровень - знать и понимать направления
занятие
движения, знать особенности перестроений
в разные фигуры;
8 уровень - соблюдать правильную
дистанцию в колонне по три, в
концентрических кругах; рассчитываться на
первый, второй, третий для построения в
колонну;
9 уровень - ориентироваться в пространстве
зала и любого другого помещения;
Групповое 7 уровень – знать особенности
занятие
выполнения упражнений для основных
групп мышц;
8 уровень – принимать правильное
исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и
движения;
9 уровень – самостоятельно
выполнять требуемые упражнения;
выполнять общеразвивающие
упражнения в
определенном ритме и темпе;
Групповое 5 уровень – знать понятие «ритм»,
занятие
иметь представление о частях
музыкального произведения;
6 уровень – ощущать смену частей
музыкального произведения; передавать
хлопками ритмический рисунок
мелодии; 3 уровень – уметь четко и
быстро
скоординировать свои движения под
любую, даже не знакомую музыку;
Групповое 7 уровень – знать и повторять текст считалок
и танцевальных игр;
занятие
8 уровень – повторять ритм,
заданный учителем, задавать ритм
самим;
9 уровень – легко, естественно и
непринужденно выполнять все
игровые движения;

5

Танцевальны
е
упражнения.

8 класс

Групповое 7 уровень – знать названия
занятие
танцевальных элементов и комбинаций;
8 уровень – передавать в игровых и
плясовых движениях различные нюансы
музыки: напевность, грациозность,
энергичность, нежность, игривость и т. д.;
9 уровень – приобретение опыта
публичного выступления;

№ Тема раздела
п.п.
1
Упражнения на
ориентировку
в
пространстве.

2

Ритмикогимнастические
упражнения.

3

Упражнения на
движения,
координированны
е музыкой.

4

Игры под музыку.

5

Танцевальны
е
упражнения.

Форма

Ожидаемый результат

Групповое 5 уровень - знать все пространственные
занятие
понятия; знать правила работы в группе;
6
уровень четко,
организованно перестраиваться;
7 уровень самостоятельно выполнять
требуемые перемены направления и темпа
движений, руководствуясь музыкой;
Групповое 7 уровень – знать названия всех упражнений
занятие
и особенности их выполнения;
8 уровень – выполнять упражнения с
соблюдением всех правил;
9 уровень – правильно и быстро находить
нужный темп ходьбы, бега и упражнений в
соответствии с характером и построением
музыкального отрывка;
Групповое 7 уровень – знать характер музыкального
занятие
произведения, знать понятие «ритмический
рисунок»; знать двухчастную и трехчастную
формы музыки;
8 уровень – уметь различать двухчастную и
трехчастную формы музыки,
9 уровень – передавать в движении
ритмический рисунок мелодии;
Групповое 7 уровень – знать правила игр;
8 уровень – быстро реагировать на приказ
занятие
музыки, даже во время веселой, задорной
пляски;
9 уровень – играть, соблюдая правила;
Групповое 7 уровень – знать названия движений
занятие
народного танца, отмечать в движении
ритмический рисунок, акцент, различать
основные характерные движения некоторых
народных танцев;
8 уровень – самостоятельно менять
движение, в соответствии с музыкальным
сопровождением;
9 уровень
–
самостоятельно
менять
движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз;

Личностных результатов:





ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие двигательной активности;
формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
осознавать роль танца в жизни;




понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире
развитие танцевальных навыков,







развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах
деятельности,
расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях,
способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках, принимать элементарные решения;
способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые
результаты.
Базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки
контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 умение ставить и формулировать проблемы;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера.
- регулятивных учебных действий:
 использование речи для регуляции своего действия;
 адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
 умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативных учебных действий:
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы, и средства проверки и оценки результатов обучения
Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях
ритмикой состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих
упражнений на каждом уроке; организации ритмических игр; проведении
творческих выступлений. Результативность изучения программы внеурочной
деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных
мероприятиях или выполнения им некоторых работ. О достижении результатов
следует судить по следующим критериям:
 по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов
упражнений по ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых
музыкальных
инструментах,
участию
в
различных
сценических
представлениях;
 по повышению уровня общей и физической культуры;
 по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;



по отношениям в коллективе.

Тематическое планирование с указанием количества часов на
освоение каждой темы

1 класс
Тема урока
1. Вводный урок: роль музыкально-ритмических занятий,
правила поведения на занятиях
Упражнения на ориентировку в пространстве
2. Правильное исходное положение. Ходьба и бег с высоким
подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и
оттягиванием носка
3. Перестроение в круг из шеренги, цепочки
4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо,
налево, в круг, из круга
5. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы
Ритмико-гимнастические упражнения ( ОРУ, упражнения на
координацию движений, упражнения на расслабление мышц)
6. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые
движения плечами
7. Движения рук в разных направлениях без предметов и с
предметами (флажки, погремушки, ленты)
8. Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и
поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседание с опорой
и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч)
9. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы
наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой
10. Упражнения на выработку осанки
11. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука
вверху, левая внизу)
12. Одновременные движения правой руки вверх, левой – в
сторону, правой руки вперед, левой- вверх
13. Выставление левой ноги вперед, правой руки пред собой,
правой ноги в сторону, левой руки – в сторону
14. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и
обеими одновременно, провожать движения руки головой,
взглядом
15. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых
ритмических рисунков
16. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по
сигналу учителя или акценту в музыке уронить голову вниз;
имитация отряхивания воды с пальцев

Кол.
часов
1ч.
4ч.
1

1
1
1
12ч.
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

17. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела
с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник)

1

Упражнения с детскими музыкальными инструментами
18. Движения рук в разных направлениях. Сжимание и
разжимание пальцев рук с изменением темпа движений
19. Отведение и приведение пальцев рук. Упражнения для
пальцев рук.
20. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане с
проговариванием стихов, попевок, без них
Игры под музыку
21. Выполнение ритмических движений в соответствии с
различным характером музыки, динамикой (громко, тихо),
регистрами (высокий, низкий)
22. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков,
танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке
23. Выполнение простых имитационных упражнений и игр
24. Передача притопами, хлопками и другими движениями
резких акцентов в музыке
25. Музыкальные игры с предметами
26. Игры с пением и речевым сопровождением
Танцевальные упражнения
27. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый,
спокойный, топающий шаг
28. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах
29. Прямой галоп. Маховые движения рук
30. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на
всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – с
платочком)
31. Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с
носка на пятку
32. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте
33. Хороводы в кругу

3ч.
1
1
1
6ч.
1

1
1
1
1
1
7ч.
1
1
1
1

1
1
1

2 класс
Тема урока
Упражнения на ориентировку в пространстве
1. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Построения в
шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары
2. Построение в колонну по 2. Перестроение из колонны парами

Кол.
часов
3ч.
1
1

в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из
движения врассыпную
3. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с
предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу,
перекладывать с места на место
Ритмико-гимнастические упражнения ( ОРУ, упражнения на
координацию движений, упражнения на расслабление мышц)
4. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой,
круговые движения, упражнения с лентами
5. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны,
круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая
колени
6. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук
вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с
передачей предмета
7. Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без
сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно
вперед, назад, в стороны, в исходное положение
8. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при
маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя,
сидя
9. Упражнения на выработку осанки
10. Разнообразные движения рук (правой руки вверх-вниз, левой
– от себя и к себе одновременно)
11. Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой
руки, левой ноги и правой руки
12. Ускорение и замедление движений в соответствии с
изменением темпа муз. Сопровождения. Выполнение движений в
заданном темпе и после остановки музыки
13. Свободное падение рук с исходного положения в стороны
или пред собой. Раскачивание рук поочередно и вместе в
положении стоя и наклонившись вперед
14. Встряхивание кистью (отряхивание воды с пальцев, имитация
движения листьев во время ветра) Выбрасывание то левой, то
правой ноги вперед (как при игре в футбол)
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
15. Круговые движения кистью (напряженное и свободное).
Одновременное сгибание пальцев одной руки и разгибание
другой в медленном темпе с постепенным ускорением
16. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и
барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных
вариациях
Игры под музыку
17. Выполнение движений в соответствии с разнообразным
характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо),

1
11ч.
1
1

1

1

1

1
1
1
1

1

1
2ч.
1

1
8ч.
1

регистрами (высокий, средний, низкий)
18. Передача в движении разницы в двухчастной музыки
19. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых
движений
20. Передача в движениях игровых образов и содержание песен.
Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа
21. Музыкальные игры с предметами
22. Игры с пением и речевым сопровождением
23. Инсценирование доступных песен
24. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей
мелодии
Танцевальные упражнения
25. Повторение элементов танца по программе для 1 класса
26. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий,
пружинящий шаг
27. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег.
Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки
28. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед
29.30.31. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с
продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг;
подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята
вверх(для девочек)
32. Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с
продвижением
33.34. Основные движения местных народных танцев

1
1
1
1
1
1
1
10ч.
1
1
1
1
3

1
2

3 класс

Тема урока
Упражнения на ориентировку в пространстве
1. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией; чередование
ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках,
широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину.
Построение в колонну по 3
2. Перестроение из одного круга в 2, 3 отдельных маленьких
круга и концентрические круги путем отступления одной группы
детей на шаг назад, а другой – шаг вперед
3. Перестроение из общего круга в кружки по 2,3,4 человека и
обратно в общий круг
4. Выполнение движений с предметами, более сложных чем, во 2
классе

Кол.
часов
4ч.
1

1

1
1

Ритмико-гимнастические упражнения ( ОРУ, упражнения на
координацию движений, упражнения на расслабление мышц)
5. Наклоны, повороты, круговые движения головы. Движения
рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и
скрещивание их перед собой с обхватов плеч; разведение рук в
стороны с напряжением (растягивание резинки)
6. Повороты туловища в сочетании с наклонами, повороты
туловища вперед, в стороны с движениями рук
7. Неторопливое приседание с напряженным разведением
коленей в сторону, медленное возвращение в исходное
положение. Поднимание на носках и полуприседание.
8. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным
выставлением ноги в сторону. Перелезание через сцепленные
руки, через палку.
9. Упражнения на выработку правильной осанки
10. Круговые движения левой ноги в сочетании движениями
правой руки и наоборот
11. Упражнения на сложную координацию движений с
предметами
12. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных
ритмических рисунков среднем и быстром темпе с музыкальным
сопровождением (под бубен и барабан)
13. Самостоятельное составление простых ритмических рисунков
14. Прохлопывание того, что учитель протопал, и наоборот
15. Напряжение и расслабление мышц рук от плеча до кончиков
пальцев
16. Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на
полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на
корточки(большие и маленькие).Перенесение тяжести тела с ноги
на ногу, из стороны в сторону
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
17. Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты,
сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнения для кистей
рук с барабанными палочками
18. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне
Игры под музыку
19. Передача в движениях частей музыкального произведения,
чередование музыкальных фраз. Передача в движении
динамического нарастания в музыке, сильной доли такта
20. Самостоятельное ускорение и замедление темпа движений
21. Исполнение движений плавнее, пружиннее, спокойнее, с
размахом, применяя для этого известные элементы движений и
танца
22. Упражнение в передаче игровых образов при инсценировке
песен. Смена ролей в импровизации

12ч.
1

1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

2ч.
1

1
11ч.
1

1
1

1

23. Придумывание вариантов к играм и пляскам
24. Действия с воображаемыми предметами
25. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением
26. Повторение элементов танца по программе 2 класса
27. Шаг на носках, шаг польки
28. Широкий, высокий бег
29. Сильные поскоки, боковой галоп
Танцевальные упражнения
30.31. Элементы русской пляски: приставные шаги с
приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку,
присядка и полуприсядка на месте и с продвижением
32. Движения парами: боковой галоп, поскоки
33. 34. Основные движения народных танцев

1
1
1
1
1
1
1
5ч.
2

1
2

4 класс

Тема урока
Упражнения на ориентировку в пространстве
1. Перестроение из колонны по одному в колонну по 4.
Построение в шахматном порядке
2. Перестроение из колонн в несколько кругов, сужение и
расширение их. Перестроение из простых и концентрических
кругов в звездочки и карусели
3. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии
из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах
построений
4. Упражнения с предметами, более сложные чем в 3 классе
Ритмико-гимнастические упражнения ( ОРУ, упражнения на
координацию движений, упражнения на расслабление мышц)
5. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в
стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из
положения руки к плечам
6. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным
ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные,
резкие, быстрые, медленные движения кистей рук
7. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей
предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в
стороны руками, за голову, на поясе
8. Всевозможные сочетания движений ног. Ходьба на
внутренних краях стоп
9. Упражнения на выработку осанки

Кол.
часов
4ч.
1
1

1

1
11ч.
1

1

1

1
1

10. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног,
туловища, кистей рук
11. Выполнение упражнений под музыку с постепенным
ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные
хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на
голени
12. Самостоятельное составление несложных ритмических
рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами
(погремушками, бубном, барабаном)
13. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими
расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и
опущенной головой («Петрушка»)
14. С позиции приседания на корточки с опущенной головой и
руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по
сторонам (имитация распускающегося цветка)
15. То же движение в обратном порядке(имитация увядающего
цветка)
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
16. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак).
Движение кистей и пальцев в разном темпе: медленном, среднем,
быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа,
плавности движений
17. Упражнение в передаче на музыкальных инструментах
основного ритма знакомой песни и определение по заданному
ритму мелодии знакомой песни
Игры под музыку
18. Упражнения на самостоятельную передачу в движении
ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических
изменений в музыке
19. Самостоятельная смена движений в соответствии со сменой
частей, муз. фраз, малоконтрастных изменений в музыке
20. Упражнения на формирование умения начинать движения
после вступления мелодии
21. Разучивание и придумывание новых вариантов игр,
элементов танцевальных движений, их комбинирование
22. Составление несложных танцевальных композиций
23. Игры с пением, речевым сопровождением
24.25. Инсценирование музыкальных сказок, песен
Танцевальные упражнения
26. Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3
классе
27. Упражнения на различение элементов народных танцев
28. Шаг кадрили: 3 простых и 1 скользящий, носок ноги вытянут
29. Пружинящий бег
30. Поскоки с продвижением назад (спиной)

1
1

1

1

1

1
2ч.
1

1
8ч.
1

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1

31. Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах
32.33.34. Разучивание народных танцев

1
3

Материально-техническое обеспечение
технические средства обучения (магнитофон, компьютер,
мультимедийная установка);
музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи,
звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры),
детские музыкальные инструменты: трещотки, колокольчик,
треугольник, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты, металлофоны
ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;
дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки,
ленты; дождики, шары, обручи.
Методическая литература:
1. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников
в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
2. Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в
развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки
ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель»
2006 г.
3. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика
для детей. Учебно- методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений. - СПб.;
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
4. Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс,
2003.-112с.
5. Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г.
Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А.
Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
6. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебнометодическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009

Дополнительная литература для учителя и учащихся:
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.
2. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.224с.
3. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для
красивого движения.
- Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с.
4. Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поѐм, играем, танцуем дома и в
саду.- Ярославль:
«Академия развития», 1998.-240с.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные
игры в детском саду.- М. : Издательство « Школьная Пресса»,
2000.
6. Чурилова

Э.

Методика

и

организация

театрализованной

деятельности дошкольников и младших школьников: Программа
и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
Информационное обеспечение образовательного процесса
- Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики
http://moi-sat.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».