Приложение № 13
к адаптированной основной
общеобразовательной программе образования
детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1вариант)
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1
Рабочая программа
по русскому языку
для 5-9 классов
1
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
•
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и д ; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
2
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Учащиеся научатся:
понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг,
определять главную мысль, озаглавливать тексты;
передавать содержание в сжатом, выборочном, развѐрнутом виде, в виде презентаций;
владеть диалоговой формой речи; формулировать собственное мнение и позицию;
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы,
уточняя непонятое в высказывании;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться
и приходить к общему решению при работе в паре, в группе; оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с учѐтом учебных и жизненных речевых ситуаций;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Предметные результаты:
Ученики научатся:
•
производить языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в
целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора
знаков препинания;
•
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме представленного в учебнике
материала);
•
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю
учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
•
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного
решения коммуникативной задачи;
•
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
•
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
•
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак
предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
•
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
3
•
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах;
• составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
• корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочѐтами;
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sмsсообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
• использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь
слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых
ситуациях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и
монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и
письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение
различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов
говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в
типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура
чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного
или прослушанного текста в сжатом или развѐрнутом виде в соответствии с ситуацией
речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного,
изучающего чтения, приѐмами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками. Создание устных и письменных монологических, а также устных
диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и
ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определѐнную тему; поиск,
анализ и преобразование информации, извлеченной из различных
ИСТОЧНИКОВ.
Раздел 3. Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Структура текста. Деление текста на
смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений
в тексте. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,
ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение
норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и
др.).
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили:
научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического
(выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление)
стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Создание письменных высказываний разных1стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв,
письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение.
Раздел 5. Общие сведения о языке
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский
язык русской художественной литературы. Основные изобразительные
Средства русского языка.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли
русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за
использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Элементы
фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные
правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих,
твѐрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции
особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Применение фонетико -орфоэпических знаний и умений
в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения
произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме
твѐрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках,
энциклопедиях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфемика - раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Приставка, суффикс, окончание. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и
согласных в корнях слов. Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии.
Словообразование как раздел лингвистики.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из
одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара,
словообразовательная цепочка.
Основные выразительные средства словообразования.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах
формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных
цепочек слов. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического
словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение
слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Тематические группы слов. Толковые слова и русского языка. Синонимы.
Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения еѐ происхождения: исконно русские и
заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения еѐ активного и пассивного запаса. Архаизмы,
Историзмы.
Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы.
Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы,
крылатые слова. Фразеологические словари.
Раздел 10. Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени
прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Служебные части
речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне
слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и
предлог.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и
синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в
словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая
основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды
сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные,
распространѐнные и нераспространѐнные, предложения осложнѐнной и неосложнѐнной
структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены
предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация
сложных
предложений.
Сложные
предложения
союзные
(сложносочинѐнные, сложноподчинѐнные) и бессоюзные. Сложные предложения с
разными видами связи.
Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам
наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно
составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением
сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Записки: личные и деловые, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация Орфография
как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в простом осложнѐнном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных
орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения
орфографических и пунктуационных проблем.
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их
значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное
использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
5 класс
Повторение. Главные и второстепенные
члены предложения. Предложения
нераспространенные и распространенные.
Однородные члены
предложения.
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных,
звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование
слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические
признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа. Склонение
имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний.
Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на
шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или
только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в
речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу
существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном
числе.
7
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление
без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных
членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания
перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь (упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по
русскому языку)
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану. Составление рассказа по
картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен
прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес»,
«Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных
наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету, объявление (о предстоящих
внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Повторение пройденного за год.
6 класс
Повторение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и
распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с
одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных
гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и
непроизносимые согласные.
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне
слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные
грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа и
множественного.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание
родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или
только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Умение различать род, число,
падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать
прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Предложение
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление
без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных
членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания
перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь (упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по
русскому языку)
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные
дела, достойный поступок товарища и т. д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен
прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес»,
«Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных
наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету, объявление (о предстоящих
внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Повторение пройденного за год.
7 класс
Повторение
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами.
Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с
союзами и, а, но.
Слово
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание
гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в
корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными
гласными о не.
Части речи
Имя
существительное.
Основные
грамматические
категории
имени
существительного - род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний
имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее,
прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь,
шься.
Изменение глаголов в прошедшем по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными
членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение
простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со
сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам
русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
’Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего
программного материала по русскому языку.
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической
деятельности, на основе имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические
места в нашем районе»).
Деловое письмо: заметка в стенгазету, заявление (о приеме на работу, об увольнении
с работы), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
8 класс
Повторение
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами.
Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с
союзами и, а, но.
Слово
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание
гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в
корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными
гласными о не.
Части речи
Имя
существительное.
Основные
грамматические
категории
имени
существительного - род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний
имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Личные местоимения. Значение
местоимений в речи.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь,
шься. Глаголы на -ся (-сь).
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными
членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка
знаков препинания перед этими словами.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами
и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам
русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
’Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего
программного материала по русскому языку.
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической
деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня
школа»). Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о
выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы),
автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
9 класс
Повторение
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами.
Обращения. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание гласных и согласных в
корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными
гласными о не.
Части речи
Имя
существительное.
Основные
грамматические
категории
имени
существительного - род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний
имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Личные местоимения. Значение
местоимений в речи.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь,
шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Имя числительное. Числительные количественные и порядковые. Правописание
числительных от 5 до 20, от 50 до 80, от 500 до 900.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия.
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными
членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка
знаков препинания перед этими словами.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами
и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Составление простых и сложных
предложений.
Прямая речь. Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в
прямой речи.
Связная речь
Изложение. Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с
прочитанными произведениями).
Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего
программного материала по русскому языку.
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической
деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера. Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо: заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о
материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
5 класс
Содержание
Повторение. Звуки и буквы. Предложение. Текст. Главные и
второстепенные члены предложения.
Состав слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Правописание безударных гласных в корне. Правописание
парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Части речи. Существительное. Прилагательное. Глагол.
Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены
предложения. Нераспространенные и распространенные
предложения. Однородные члены предложения.
Повторение.
Итоговый контрольный диктант.
Итого
Количество
часов
20 ч
30 ч
45 ч
30ч
10 ч
1ч
136 ч
№
1
2
3
4
5
6
№.
6 класс
Тема раздела
Повторение. Звуки и буквы. Предложение. Текст. Главные и
второстепенные члены предложения.
Состав слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Правописание безударных гласных в корне. Правописание
парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Части речи. Существительное. Прилагательное. Глагол.
Предложение. Главные и второстепенные члены
предложения. Нераспространенные и распространенные
предложения. Однородные члены предложения.
Повторение.
Итоговый контрольный диктант.
Итого
7 класс
Тема раздела
1
Повторение. Предложение. Текст. Однородные члены
предложения.
2
Состав слова. Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые
согласные. Приставка и предлог. Сложные слова.
Части речи. Существительное. Прилагательное. Глагол.
Местоимение.
Предложение. Простое предложение с однородными
членами. Сложное предложение. Обращение.
Повторение.
Итоговый контрольный диктант.
Итого
3
4
5
6
№
1
2
3
8 класс
Тема раздела
Повторение. Предложение простое и сложное. Сложные
предложения с союзами. Текст.
Состав слова. Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые
согласные. Приставка и предлог. Сложные слова.
Части речи. Существительное. Склонение существительных.
Прилагательное. Склонение прилагательных . Глагол.
Изменение глагола по временам, по лицам, по числам.
Местоимение. Склонение местоимений.
Количество
часов
20 ч
30 ч
45 ч
30 ч
10 ч
1ч
136
Количество
часов
18 ч
30 ч
45 ч
30 ч
12 ч
1ч
136 ч
Количество
часов
18 ч
25 ч
45ч
4
5
6
№
1
2
3
4
5
6
Предложение. Простое предложение с однородными
членами. Сложное предложение. Обращение.
Повторение.
Итоговый контрольный диктант.
Итого
9 класс
Тема раздела
35 ч
12 ч
1ч
136
Количество
часов
15 ч
Повторение. Предложение простое и сложное. Обращение.
Текст. Звуки и буквы.
30ч
Состав слова. Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые
согласные. Приставка и предлог. Сложные слова.
Части речи. Существительное. Склонение существительных. 45 ч
Прилагательное. Склонение прилагательных . Глагол.
Изменение глагола по временам, по лицам, по числам.
Местоимение. Склонение местоимений.
Предложение. Простое предложение с однородными
членами. Сложное предложение. Обращение. Прямая речь.
Повторение.
Итоговый контрольный диктант.
Итого
Итого за весь курс обучения 5-9 кл.
14
30 ч
15 ч
1ч
136
680 ч