Чтение (Литературное чтение) 5-9 классы

Приложение № 14
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1вариант) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1

Рабочая программа по чтению (литературному чтению)
для 5-9 классов

i

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный и достаточный уровни освоения предметных результатов по учебному
предмету «Чтение (литературное чтение)»
Минимальный уровень:

правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание;
•
осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов;
•
участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (ответы на вопросы,
высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников с
соблюдением правил речевого этикета и правил работы в гpyппe), опираясь на содержание
текста или личный опыт;
•
установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с
помощью учителя);
•
самостоятельное определение темы произведения;
•
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
•
редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной
мыслью произведения (части текста);
•
деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью
учителя) на основе сотового плана после предварительного анализа;
•
ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с
использованием слов автора;
•
определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их
поступкам (с помощью учителя);
•
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после
предварительного анализа;
•
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
•
знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10-и
стихотворений;
•
выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение
небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений и
научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:

•
правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно познавательных текстов вслух и молча;
•
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое);
•
овладение элементарными приѐмами анализа художественных, научно
познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
ПонятИй.

•
осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов;
участие в их обсуждении;
•
целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки,
близких по тематике художественным текстам;
•
активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного
текста;
•
умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией
своей точки зрения;
•
самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;
•
самостоятельный выбор (или с помощью педагога) интересующей литературы;
•
самостоятельное чтение выбранной обучающимися художественной и научно художественной литературы с последующим ее обсуждением;

•
самостоятельное пользование справочными источниками для получения
дополнительной информации;
•
самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение;
•
заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений
(соответственно 12 и 3).
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство
гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды
делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные
источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей)
на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание учебного предмета «Чтение (литературное чтение)»
Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда).
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX
- XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные
рассказы и очерки. Справочная литература:
словари, книги-справочники, детская
энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу;
о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно -этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение,
фольклор, литературные жанры (сказка, былВна, сказ, басня, пословица, рассказ,

стихотворение), автобиография писателя. присказка, зачин, диалог,
произведение. герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя,
пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа. средства выразительности
(логическая пауза, темп, ритм).
элементы книги: переплѐт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков
персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и
персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью учителя).
Произведения для изучения:
5 класс
Устное народное творчество (считалки,заклички-поговорки, потешки , пословицы и
поговорки,загадки)
Сказки.( Никита Кожемяка, Как наказали медведя. Золотые руки. Два Мороза. Три
дочери.Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Серая Шейка.)
Картины родной природы. Июнь. Ярко светит солнц Июльская гроза. Березка. «Вот и
клонится лето к закату...» Осень(Сентябрь. Золотая осень. Осень. Добро пожаловать!
Осенние грусти.Первый снег.)Зима («Чародейкою Зимою...».К зиме. Всяк по-своему. «Поет
зима- аукает.». Береза. Зимняя дорога.)Весна.Март. « Вот уж снег последний в поле
тает...».О первых проталин до первой грозы. Весна-красна. Грачи прилетели Заветный
кораблик. В весеннем лесу Весенние ручьи. « Гонимы вешними лучами.» Ворона.
Подснежник. Весна. « Крупный дождь в лесу зеленом.» Черемуха. Весна, весною, о весне. О
друзьях- товарищах. Колючка. Рыцарь Вася. Витя Малеев в школе и дом. «
Фосфорический» мальчик Дорогой подарок. Твой друг.
Спешите делать добро. Будущий олимпиец. Слепой домик. Бабка. Сухой хлеб. Люся. Труд
.Огромное небо.
0 животных. Тема и Жучка. Желтухин. Кот Ворюга. Про обезьянку. Дачники. Из
рассказов Олены Даниловны. Будь человеком.
Из прошлого нашего народа. На поле Куликовом .Рассказы о войне 1812 года. «.И снится
ей жаркое лето.» .Белый пудель. Снега, поднимитесь метелью. У могилы неизвестного
солдата.
Из произведений зарубежных писателей. Гаврош. Приключение Тома Сойера. Чудесное
путешествие Нильса с дикими гусями. Русалочка
6 класс
«Моя Родина»,» Золотая осень»,» Великая радость работа», < Страницы истории», « Что
такое хорошо и что такое плохо», « Здравствуй, гостья Зима.», « Весна красна», « Рассказы о
животных»,» Рассказы, сказки, стихи для детей».
1 Моя Родина.
В.Песков «Отечество».
М. Ножкин «Россия».
М. Пришвин «Моя Родина».

4

2.Золотая осень.
В. Бианки «Сентябрь».
И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
Ю. Качаев «Грабитель».
Б. Житков «Белый домик».
A. Белорусец «Звонкие ключи».
К. Паустовский «Заячьи лапы».
И. Тургенев «Осенний день в берѐзовой роще».
Е. Носов «Хитрюга».
B. Бианки «Октябрь».
3 Великая радость - работа.
C. Михалков «Будь человеком».
Б. Заходер «Петя мечтает».
По Д. Биссету «Слон и муравей».
По Д. Биссету «Кузнечик Денди».
Дж. Родари «Как один мальчик играл с
палкой». Дж. Родари «Пуговкин домик».
4 Страницы истории.
Былина «Илья Муромец и Соловей
Разбойник». Ф. Глинка «Москва».
В. Бианки «Ноябрь».
По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».
По А. Алексееву «Рассказы о русском
подвиге». Е. Холмогорова. «Великодушный
русский воин».
5 Что такое хорошо, что такое плохо..
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Е. Пермяк «Тайна цены».
По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».
6 Здравствуй, гостья - Зима.
В. Бианки «Декабрь».
Е. Благинина «Новогодние загадки».
А. Никитин «Встреча зимы».
А. Дорохов «Тѐплый снег».
A. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»
Д. Хармс «Пушкин».
B. Бианки «Январь».
X.-K. Андерсен «Ель».
A. Чехов «Ванька».
И. Никотин «Весело сияет» (отрывок).
И. Суриков «Белый снег пушистый»
М. Зощенко «Лѐля и Минька».
Ю. Рытхэу «^pra».
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».
B. Бианки «Февраль».
C. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
По X.-K. Андерсену «Снежная королева».

7. Весна
красна.

-

5

6

С. Смирнов «Первые приметы».
В. Бианки «Март».
По В. Песков. «Весна идѐт».
М. Пришвин «Жаркий час».
Г. Скребицкий «Весенняя песня».
В. Жуковский «Жаворонок».
А. Толстой «Детство Никиты».
А. Твардовский «Как после мартовских метелей».
A. Плещеев «И вот шатѐр свой голубой».
B. Бианки «Апрель».
К. Паустовский «Стальное колечко».
8. Рассказы о животных
По В. Астафьеву «Злодейка».
По Е. Барониной «Рассказы про зверей».
В. Драгунский «Кот в сапогах».
Д. Хармс «Заяц и Ёж».
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
По Р. Киплингу «Рикки - Тикки - Тави».
9. Рассказы, сказки, стихи для
детей В. Набоков «Дождь пролетел.»
В. Бианки «Май».
М. Дудин «Наши песни спеты о войне».
В. Медведев «Звездолѐт «Брунька».
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми
шишками». По А. де Сент - Экзюпери «Маленький
П]ЭИНЦН.

В. Астафьев «Зорькина песня»
Н. Рыленков «Нынче ветер.»
Произведения для внеклассного чтения:
М.Пришвин «кладовая солнца», «Лесной хозяин».
В.Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки».
Сказки Д.Биссета (В книге «Забытый день рождения»).
Дж.Родари «Путешествие голубой стрелы».
Л.А.Кассиль «Улица младшего сына».
A. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
B. Бианки «Сумасшедшая птица», «Морской чертѐнок».
C. Маршак «Быль - небылица», «Мистер - Твистер».
К.Г.Паустовский «Золотой ясень», «Кот - ворюга», «Прощание с летом».
7класс
Устное народное творчество. .Сказки .Сивка-бурка .Журавль и Цапля. Умный
мужикБылина. Три поездки Ильи Муромца. Народные песни. « Ах, кабы на цветы не
морозы...» .По улице мостовой .Пословицы, Загадки.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане..., Лебеди. Зимний вечер. У Лукоморья.
М.Ю.Лермонтов. Бородино.
И.А. Крылов. Кукушка и Петух. Волк и Журавль. Слон и Моська.
Н.А.Некрасов Несжатая полоса. Несжатая полоса.
Л. Н. Толстой. Кавказский пленник.
А. П. Чехов.Хамелеон.
7

В. Г Короленко. Дети подземелья.
М. Горький. Детство. В людях.
М.В. Исаковский. Детство. Ветер. Весна.
К.Г . Паустовский. Последний черт.
М. М Зощенко. Великие путешественники.
К. М. Симонов. Сын артиллериста.
В П. Катаев. Флаг.
Н. И. Рыленков. Деревья. « Весна без вещуньи- кукушки.». « Все в тающей дымке...2 Ю. И.
Коваль. Капитан Клюквин. Картофельная собака.
Ю. Я. Яковлев. Багульник
Р. П. Погодин.Время говорит -пора
А. Г. Алексин. Двадцать девятое февраля.
К. я. Ваншенкин. Мальчишка. Снежки.
8 класс
Сказки. Волшебное кольцо.
Пословицы и поговорки.
Баллады. Перчатка.Нашла коса на камень Былины .Садко.
А. С. Пушкин. Публичное испытание. Записки о Пушкине. Памятник. « Во
глубинесибирских руд.. ,».Зимнее утро. И. И. Пущину. Няне. Сожженное письмо. « Я вас
любил...» .Сказка о попе и о работнике его Балде.
М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Родина. Парус. Сосна. Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
И.А .Крылов. Волк на псарне. О сел и Соловей. Myxa и Пчела..
Н. А. Некрасов Размышление у парадного подъезда « В полном разгаре страда
деревенская.. ,».Мороз, Красный нос. Русские женщины.
И. С. Никитин .Русь. Утро на берегу озера.
И.С. Тургенев. Муму.
Л. Н. Толстой. После бала.
A. П. Чехов. Лошадиная фамилия
B. Г. Короленко. Слепой музыкан М. Горький. Макар Чудра.
С .Есенин. « Спит ковыль» Пороша. < Отговорила роща золотая.»
А.П. Платонов. Разноцветная бабочка.
А. Н. Толстой .Русский характер Н. А. Заболоцкий .Некрасивая девочка.
К. Г. Паустовский.Телеграмма.
Р. И .Фраерман .
Дикая собака Динго, или повесть о Первой любви.
Л. А. Кассиль .Пекины бутсы.
A. Т. Твардовский. Василий Теркин
B. М. Шукшин. Гринька Малюгин.
В. П. Астафьев. Последний поклон.
Р. П. Погодин .Алфред.
А. А. Сурков . Родина.
9 класс
Устное народное творчество Русские народные песни «Колыбельная», «За морем
синичка не пышно жила...». Былина «На заставе богатырской» (в сокращении). «Сказка
про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».
Произведения русской
литературы 19 века
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении). А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и
8

Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня - крестьянка» (в сокращении).
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи»,
«Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или
Утопленница» (в сокращении).
Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь
на час», отрывок из поэмы «Саша».
А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты еѐ не буди.»,
«Помню я: старушка няня.», «Это утро, радость
эта.».
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в
сокращении), «Пересолил».
Произведения
русской литературы
20 века

М. Горький «Песня о Соколе».
B.
В.
Маяковский. Стихотворение «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче» (в сокращении).
М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью.»,
«Вчера ещѐ в глаза глядел.».
K.F. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».
C.
А. Есенин.
Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы.»,
«Собаке Качалова».
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в
сокращении).
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина»,
«Русский огонѐк», «3имняя песня».
Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения
Васи Куролесова».
Внеклассное чтение (проводится ориентировочно один раз в месяц).
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление
отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Темы уроков внеклассного чтения

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Сказки о животных.
В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».
Заметки из газет на тему «Моя семья».
Повести из книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие».
Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег», «Батальоны просят огня».
Рассказы о труде сверстников.
Просмотр фильма по расскажу М. Шолохова «Судьба человека».
Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

9

Произведения для заучивания наизусть
(10 стихотворений и 1 прозаический отрывок)
1. Русская народная песня «Колыбельная».
2. И. А. Крылов «Кот и Повар».
3. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок).
4. М. Ю. Лермонтов «Тучи».
5. М. Ю. Лермонтов «Баллада» (отрывок).
6. Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок).
7. А. А. Фет «Это yrpo, радость эта».
8. М. Горький «Песня о Соколе» (прозаический отрывок).
9. М. И. Цветаева «Красною кистью».
10. С. А. Есенин «Нивы сжаты».
Н. М. Рубцов «Зимняя дорога»

3. Тематическое планирование

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

5класс

Разделы
Устное народное творчество
Сказки
Картины родной природы
О друзьях-товарищах
Басни И. Крылова
Спешите делать добро
О животных
Из прошлого нашего народа
Из произведений зарубежных писателей
Итоговое тестирование
Итого:

Количество часов
8
16
25
16
10
10
18
15
15
2
136

6класс
№
1
2
3

Разделы
Моя Родина.
Картины родной природы
Басни И. Крылова

4
5
6
7

Рассказы о животных.
О друзьях-товарищах
Из прошлого нашего народа

22
23
20

Из произведений зарубежных писателей
Итоговое тестирование

25

8

Количество часов
11
20
13

11ТОГО1

7

2
136

красс

№
1
2
3
4

Разделы
Устное народное творчество.
Из произведений русской литературы XIX века.
Из произведений русской литературы XX века.
Итоговое тестирование
Итого

1
2
3
4
5

№•.
1
2
3
4
5

1
136

8класс

N4

Количество часов
35
50
50

Разделы

Устное народное творчество
Произведения русских писателей XIX века
Произведения русских писателей 1-й половины XX века
Произведения русских писателей 2-й половины XX века
Итоговое тестирование
Итого

9класс

Разделы

Устное народное творчество
Из произведений русской литературы XIX века
Из произведений русской литературы XX века
Из произведений зарубежной литературы
Итоговое тестирование
Итого:
Итого за курс обучения 5-9 классы

11

Количество
часов
5
30
50
50
1
136

Количество
часов
5
50
50
30
1
136
680


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».