Приложение № 18
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1вариант) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1
Рабочая программа
по географии
для 7-9 классов
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
- представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
- владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при
помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
- выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и
явлений;
- сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
- процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности
в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
- применение элементарных практических умений и приемов работы с географической
картой для получения географической информации;
- ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка
их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
- применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы;
- называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников
своей области.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты
- обобщенные и конкретные названия географических объектов, их характерные особенности;
- расположение Российской Федерации и еѐ столицы на физической карте;
- что общего и в чем отличия разных объектов Вселенной;
- что общего и в чем отличия разных материков и водных пространств Земного шара;
- что общего и в чем отличия разных форм поверхности Земли;
- каковы климат и природные богатства РФ;
- чем занимается население РФ (хозяйство);
- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
- основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им
обобщенные названия;
- устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными,
растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании
наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические работы.
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приѐмы работы;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с
заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать задание, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную деятельность.
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить информацию о терминах в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника;
· сравнивать изображения объектов;
· характеризовать изученные объекты;
· группировать изученные объекты по их характерным особенностям.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для
реализации деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
- иметь представления о назначении изученных географических объектов, их роли в окружающем
мире;
- относить изученные объекты к определенным группам;
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем
взрослого);
- выполнять несложные задания под контролем учителя;
- адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку
педагога.
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать
способы получения необходимой информации об изучаемых географических объектах по заданию
педагога;
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации;
- называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках,
и известные из других источников; уметь объяснять свое решение;
- выделять существенные признаки групп объектов;
- знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового
образа жизни;
- вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), осмысленно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать
замечания, адекватно воспринимать похвалу;
- совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
- осуществлять деятельность по уходу за природными и географическими объектами.
Содержание учебного предмета
Начальный курс физической географии
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические
сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила
пользования им.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта.
Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы.
Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды.
Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы
и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля ― планета. Освоение
космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта
полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные
путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России.
Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
География России
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на
карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие
рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата
в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.
Численность населения России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи.
Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
География материков и океанов
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение.
Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия:
географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и
озера, природа материка, население и государства.
Государства Евразии
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа,
Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия.
Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные
ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности.
Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края.
Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности.
Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и
культурные памятники нашего края.
3. Тематическое планирование с указание количества часов на освоение
каждой темы
6 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема раздела
Введение.
Ориентирование на местности.
Формы поверхности земли.
Вода на Земле.
План и карта.
Земной шар.
Карта России.
Итоговое тестирование.
Повторение по теме «Начальный курс физической
географии» за 6 класс.
Количество
часов
2
2
2
4
4
7
12
1
1
7 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема раздела
Введение. Особенности природы и хозяйства России.
Природные зоны России.
Зона арктических пустынь.
Зона тундры.
Лесная зона.
Зона степей.
Зона полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков.
Высотная поясность в горах.
Итоговое тестирование.
Повторение по курсу «География России» за 7
класс.
Количество
часов
7
2
2
4
6
3
3
2
4
1
1
8 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Тема раздела
Что изучают в курсе географии материков и
океанов.
Мировой океан.
Африка.
Австралия.
Антарктида.
Северная Америка.
Южная Америка.
Евразия.
Итоговое тестирование.
Повторение по курсу «География материков и
океанов» за 8 класс.
Количество
часов
1
3
7
3
3
4
5
7
1
1
9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
Тема раздела
Политическая карта Евразии.
Европа. Западная Европа.
Южная Европа.
Количество
часов
1
5
3
4.
5.
6.
Северная Европа.
Восточная Европа.
Азия. Центральная Азия.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Юго-Западная Азия.
Южная Азия.
Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия.
Россия.
Итоговое тестирование.
Повторение по курсу «Государства Евразии» за 9
класс.
2
6
3
3
1
4
2
2
1
1