Основы коммуникации

Приложение № 25
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1вариант) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1

Рабочая программа
по основам коммуникации

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа построена на основе следующих разделов: «Коммуникация», «Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация (3 часа)
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником,
учет эмоционального состояния собеседника.
Понимание и называние собственного имени.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания
звуком (словом, предложением).
Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).
Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком (словом, предложением).
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением).
Задавание вопросов предложением.
Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником,
соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (6 часов)
Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Понимание и называние (употребление)
простых предложений.
Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Домашние животные. Составление
рассказа по серии сюжетных картинок.
Слова, обозначающие действие предмета. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям.
Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии,
рисунки, пиктограммы).
Понимание и называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление)
сложных предложений.
Ответы на вопросы по содержанию текста.
Чтение и письмо (25 часов)
По Н. Саконской «Осень в школе!». Чтение и ответы на вопросы.
Р. Сеф «Я могу считать до 100…». Выразительное чтение.
По В. Берестову «Где лево, где право». Пересказ по вопросам к тексту.
По В. Драгунскому «Школьные слова». Чтение и ответы на вопросы.
По Г. Скребицкому «Художник-осень». Обсуждение прочитанного.
По М. Ивенсону «Падают, падают листья…» Заучивание стихотворения наизусть.
По А. Митяеву «В октябре». Выразительное чтение текста.
По И. Соколову-Микитову «Белки». Пересказ по вопросам к тексту.
Русская народная сказка «Вершки и корешки». Пересказ по картинкам.
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Обсуждение сказки.
Русская народная сказка «Старик и два медвежонка». Чтение и ответы на вопросы к тексту.
Е.Благинина «Котѐнок». Заучивание стихотворения наизусть.
Е. Чарушин «Ёж». Пересказ текста по картинкам.
Слово и предложение. Запись слов и предложений из трѐх-четырѐх слов.
Составление предложений. Повторение правила о написании предложения.

Составление и запись предложений по картинкам на тему «Осень».
Распространение предложений по вопросам. Запись предложений.
Списывание печатного текста по К. Ушинскому «В школе» .
Списывание печатного текста по В. Голявкину «Первый урок».
Контрольное списывание печатного текста Г. Ладонщиков «Верная примета».
Гласные и согласные звуки и буквы. Определение количества гласных в слове.
Слог. Деление слова на слоги. Упражнение в делении слова на слоги.
Перенос слов. Ударение. Упражнение в переносе слова по слогам.
Слова с мягким знаком. Упражнение в написании слов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен
отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной
деятельности:
- осознавать себя как ученика;
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять стремление к общению, выражать его социально приемлемым способом;
- владеть доступными средствами коммуникации, использовать их адекватно
ситуации;
- проявлять и выражать свои эмоции социально приемлемым способом;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на
уроке и на перемене;
- быть готовым адаптироваться к изменениям в учебной среде и дома;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам,
другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные
(метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты,
глобальное чтение);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить
основное содержание учебного предмета и овладеть следующими знаниями и умениями.
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и
выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Количество
№
п/п

1
2
3
4
5
6

7
8
9

Наименование разделов и
тем программы

Первичная диагностика
Коммуникация
Принятие себя
Чтение и письмо
Мир людей
Развитие речи средствами
вербальной и невербальной
коммуникации
Уважение к другим
Чтение и письмо
Итоговая диагностика
Общее количество часов по курсу

часов
Всего

1
5
4
10
10
20

10
7
1
68

Электронные
(цифровые)
Контроль образовательные
ные
ресурсы
работы

1

1

1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».