Психокоррекционные занятия 1-4 кл

Приложение № 3
к адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1

Рабочая программа
по психокоррекционным занятиям
для 1-4 классов

1.Планируемые результаты изучения коррекционно-развивающего курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам
решения новой задачи;
- адекватная оценка своей учебной деятельности;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы и явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- давать определения тем или иным понятиям.
2. Содержание коррекционного курса
«Развитие познавательной деятельности»
Содержание коррекционного курса представлено следующими обязательными
разделами:
1. Познавательная сфера
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие
ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) – наглядного
и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, воображения.
2. Активная позиция. Взаимодействие.
Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме
организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и
методов, обеспечивающих активность детей во время учебного процесса, является
средством развития познавательных способностей обучаемых: навыки участия в занятии,
обучение способности удерживать познавательную задачу(инструкцию, правило),
придерживаться зрительного плана деятельности, обучение способам выполнения задачи,
желания получить результат.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда
учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся.
Познавательные задачи подбираются в соответствии с индивидуальным уровнем развития
познавательных способностей.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление.
Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит,
прежде всего, активизировать их мышление.
Сама же деятельность возможна, благодаря важным ее компонентам, поэтому
активизация деятельности ребенка, это обучение ставить цель; мотивирование на
организацию, продолжение, реализацию замысла; обучение способам действий и
познавательным
умениям;
создание
условий
для
успешной
деятельности
ребенка(предметно-развивающая среда); достижению результата.
Система работы психолога по активизации познавательной деятельности
неразрывно связана со способностью взаимодействовать с педагогом. Данная работа
должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного повышения
вовлеченности и параллельного взаимодействия ребенка со взрослым, совместного
2

внимания, проявления сотрудничества со взрослым и реализуется в упражнениях на
совместную деятельность и взаимодействие.
3. Познавательный интерес. Мотивация.
Кроме того, развивать познавательную деятельностьучащихся - это значит
формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать
познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у
учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач.
Мотив познавательной деятельности детерминирован (обусловлен) потребностями
другой, не менее значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Основная форма работы в данном разделе парная игра с педагогом, игра по правилу,
настольные игры ходилки. А закрепляется мотивация и познавательный интерес в
самостоятельной деятельности.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный
интерес - направленность на материал (игровой, математический и т.д.), связанная с
положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Развитие познавательного интереса происходит через игровую деятельность, с
использованием стимульного и наглядного материала и сопровождается эмоциональным
подкреплением.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
развитие
познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьѐзная
работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим
школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние
на развитие и личностно-мотивационную сферу.
Данный раздел предполагает обучать детей с использованием приемов повышения
познавательного интереса:
- прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных
способов преподнесения материала (липучки, заламинированные листы, листы для работы
со стирающимся маркером, яркость и оригинальность пособий);
- прием значимостидля ребенка– отработка навыков на том материале, который
значим для ребенка, создает для него эмоциональную поддержку и дополнительную
мотивацию;
- прием визуализации – детям с РАС легче усваивать материал, осваивать новые
навыки и способы деятельности, если дать им необходимую зрительную поддержку,
структуру, план действий;
- прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных
объектов, гербариев, коллекций, бытовых предметов, реалистичных картинок и
иллюстраций.
Критерии и нормы оценки достижений
Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего
коррекционно-педагогического процесса.
Оценка эффективности психокоррекционных воздействий определяется при
повторном обследовании детей в конце года с помощью следующих диагностических
методик:
1. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного
возраста (Л. М. Шипицина).
2. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого,
М. О. Гуревича).
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой
темы
3

1 класс.
Тема урока

Количество часов

Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и
функций поведения
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир" (развитие
восприятия, памяти, внимание, мышления, воображения)
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений
Повторная диагностика
Итого

4
18
14
12
16
2
66

2 класс
Тема урока

Количество часов

Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и
функций поведения
Коррекция когнитивных процессов (развитие восприятия, памяти,
внимание, мышления, воображения)
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Развитие социальных и коммуникативных умений
Повторная диагностика
Итого

2
18
18
12
14
4
68

3 класс
Тема урока
Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и
функций поведения
Коррекция когнитивных процессов (развитие восприятия, памяти,
внимание, мышления, воображения)
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Развитие социальных и коммуникативных умений
Повторная диагностика
Итого

Количество часов
2
20
14
12
16
4
68

4класс
Тема урока
Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и
функций поведения.
Коррекция
и развитие когнитивных процессов (развитие
восприятия, памяти, внимание, мышления, воображения)
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Развитие социальных и коммуникативных умений
4

Количество часов
2
18
16
14
14

Повторная диагностика
Итого

4
68

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».