Приложение № 2
к адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1
Рабочая программа
по развитию устной и письменной речи
для 1-4 классов
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные УУД:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи.
- чувство прекрасного - уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Материал учебного курса представлен в программе следующими содержательными
линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
2. Содержание учебного предмета, курса
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и
высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для
выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить
логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы.
Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение,
олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе
словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и
переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать
образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов,
умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов
описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определѐнных программой 1 класса.
Предложение и словосочетание
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение
редактировать простое и сложносочинѐнное предложение: исправлять порядок слов или
порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблѐнные
слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному
началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение
использовать вежливые слова с учѐтом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность,
точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи.
Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.
Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально
окрашенные. Знакомство со словарѐм синонимов. Изобразительно- выразительные средства
языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте,
определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном
стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять
его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью
толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники
пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение,
стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов
и порядок частей, заменять неудачно употреблѐнные слова, устранять лишние и
восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План,
виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение
определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять
повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи
при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесѐнность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учѐтом речевой ситуации.
4 класс
Культура речи
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность.
Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее
распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст - монолог и текст
- диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать
диалог.
Слово
Повторение изученного в 1 - 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение
определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;
отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение,
эпитет - сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы,
поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с
учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным
оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение...
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с
определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Умение
интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые
предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять
текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.
Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание
природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические,
тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять
средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование
глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной
временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение
преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными
членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение
определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной
композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на
знание композиции и средств межфразовой связи.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение
каждой темы
2 класс (34 часа)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
3 класс (34 часа)
№ п/п
1.
2.
3.
Количество
часов
12
3
14
5
Итого
34
Тема урока, название раздела
Количество
часов
16
9
9
Итого
34
Тема урока, название раздела
Количество
часов
9
6
19
Итого
34
Слово
Текст
Стили речи
4 класс (34 часа)
№ п/п
1.
2.
3.
Тема урока, название раздела
Слово
Речь. Техника и выразительность речи
Текст
2 класс (34 часа)
№п/п
Тема урока, название раздела
Слово (12 часов)
Слово. Значение слова.
1.
Многозначные слова.
2.
3.
Омонимы.
4.
Омофоны, омоформы.
5.
Синонимы.
Антонимы.
6.
7.
Фразеологизмы.
8.
Фразеологизмы.
9.
Пословицы.
Загадки.
10.
11.
Изобразительные средства языка. Сравнение.
Изобразительные средства языка. Олицетворение.
12.
Предложение и словосочетание (3 часа)
13.
Связь между предложениями в тексте.
14.
Связь между частями текста.
15.
Работа с деформированным текстом.
Текст (14 часов)
Текст. Тема текста. Заглавие.
16.
17.
Текст. Опорные слова.
18.
Текст. Опорные слова.
19.
Творческая работа по теме «Текст».
План. Составление плана.
20.
Виды плана.
21.
Виды плана.
22.
23.
Редактирование текста.
24.
Типы текста. Описание.
25.
Типы текста. Описание.
26.
Текст - сравнительное описание.
27.
Типы текста. Повествование.
28.
Типы текста. Рассуждение.
29.
Типы текста. Рассуждение.
Культура общения (5 часов)
30.
Сочинение на тему «Мой выходной день».
31.
Итоговая творческая (проектная) работа.
32.
Повторение пройденного.
33.
Представление итоговой работы.
34.
Представление итоговой работы.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс (34 часа)
№ п/п
Тема урока, название раздела
Слово (16 часов)
Многозначные слова.
1.
2.
Омонимы, омоформы омофоны.
3.
Фразеологизмы.
4.
Сравнения.
5.
Олицетворение.
6.
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.
7.
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
8.
Откуда приходят слова.
9.
Этимология.
10.
Как тебя зовут?
11.
Как тебя зовут?
12.
Наши фамилии.
13.
Топонимы.
14.
Устаревшие слова.
15.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
16.
Творческая работа по теме «Слово».
Текст (9 часов)
17.
Типы текстов.
18.
Темы текстов. Опорные слова.
19.
Связь предложений в тексте.
20.
Цепная связь предложений в тексте.
21.
Цепная связь предложений в тексте.
22.
Параллельная связь предложений в тексте.
23.
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».
24.
Единый временной план текста.
25.
Единый временной план текста.
Стили речи (9 часов)
26.
Стили речи.
27.
Стили речи.
28.
Культура общения.
29.
Культура общения.
30.
Научный стиль.
31.
Итоговая творческая (проектная) работа.
32.
Повторение пройденного.
33.
Представление итоговой работы.
34.
Представление итоговой работы.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4класс (34 часа)
№ п/п
Тема урока, название раздела
Слово (9 часов)
1.
Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.
2.
Фразеологизмы.
3.
Фразеологизмы.
4.
Диалектизмы.
5.
Сравнение, эпитеты, олицетворение.
6.
Метафора.
7.
Пословицы и поговорки. Афоризмы.
Сочинение по пословице.
8.
9.
Анализ сочинений по пословицам.
Речь. Техника и выразительность речи (6 часов)
10.
Художественный стиль. Общее понятие.
11.
Сочинение - пейзажная зарисовка.
12.
Рифма.
13.
Диалог и монолог.
14.
Драматические импровизации.
15.
Драматические импровизации.
Текст (19 часов)
Композиция текста. Основные элементы композиции.
16.
17.
Композиция. Работа с деформированным текстом.
18.
Творческая работа.
19.
Сочинение - миниатюра в художественном стиле.
20.
Творческая работа.
21.
Публицистический стиль.
22.
Г азетно - публицистический стиль.
23.
Деловая игра «Вѐрстка газеты».
24.
Официально - деловой стиль.
25.
Тезисы. Конспект.
Аннотация.
26.
27.
Я пишу письмо.
Личный дневник.
28.
29.
Сочинение «Мои любимые стихи».
30.
Сочини сценарий для мультфильма.
31.
Конкурс на лучшее название конфет.
32.
Работа над итоговой творческой (проектной) работой.
33.
Представление итоговой работы.
34.
Представление итоговой работы.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1