Патриот

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухтоловская основная школа»

Программа принята
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2023 года

УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ
Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023 г № 283/1

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа

" Патриот "

Направленность – социально - гуманитарная
Год разработки программы -2023
Срок реализации программы – 4года
Возраст детей – 6-11лет

Автор-составитель:
Зуева Елена Ивановна,
учитель начальных
классов

р.п. Мухтолово,2023

Оглавление
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4.Планируемые результаты
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических
условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Приложение. Материалы итоговой аттестации.

2

3
5
5
8
9
10
10
10
11
12

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Основные требования к структуре и содержанию дополнительной
общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2. Концепция
развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р).
3. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
4. Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 года № 533 "О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утверждённый приказом Минпросвещение России от 09 ноября 2018 года №
196.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания"(вместе с "СанПиН
1.2.3685-21.Санитарные правила и нормы...").
Дополнительная общеобразовательная программа «Патриот» разработана
на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования,.
Актуальность программы. Актуальность проблемы патриотического воспитания
детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
Настоящая программа определена на основе необходимости систематизации и
целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы, общественных
организаций, клубов по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, краю, школе, готовности к выполнению гражданского долга
и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, края, школы.
Она ориентирована на участие в процессе воспитания учащихся морально здоровых
слоёв населения района, России.
Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего
времени, а это:
—экономическая дезинтеграция;
— социальная дифференциация общества;
3

— девальвация духовных ценностей.
Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание
большинства возрастных групп населения города, страны, резко снизили воспитательное
воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов
формирования патриотизма.
Еще заметна частичная утрата нашим обществом традиционно российского
патриотического сознания.
Объективные и субъективные процессы существенно стали вносить в патриотизм
изменения. К сожалению, в общественном сознании получило широкое распространение
равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность,
неуважительное отношение к государству, социальным институтам.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти
изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского
сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут
принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы
к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и
горячо любящие свою Родину, способные защищать её.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из
любви к своей “малой Родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов
на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического
самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен,
направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является
определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для
Отечества и государства дела и поступки. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие
национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству, стремление
служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На
личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика
человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты
детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося:
Наш выпускник - гражданин России, способный, эффективно адаптируясь,
свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном
пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и
нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и
общечеловеческие ценности.
Поэтому гражданское и военно-патриотическое воспитание способствует становлению
и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Направленность. Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Программа направлена на формирование разносторонней развитой личности
гражданина российского общества , обладающего необходимыми знаниями, культурного,
социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям,
моральным устоям и нравственным ориентирам общества.
4

Отличительные

особенности

программы.

Отличительная

особенность

заключается в систематизированном изложении концептуальных основ патриотического
воспитания, обновлении его содержания в современных условиях.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной
программы,от 6 до 11 лет. Программа построена с учетом возрастных и психологических
особенностей воспитанников
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для духовного, нравственного и
патриотического воспитания обучающихся, развития у них гражданского самосознания.
Задачи программы:
1. Способствовать получению и расширению знаний обучающихся о России, её
истории, традициях и культуре.
2. Формирование у обучающихся чувства гордости за свою Отчизну.
3. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4. Воспитание у обучающихся любовь и уважение к прошлому своего края, к истории
своей семьи, своего народа, Отечества.
5. Формирование первичных умений поисковой, исследовательской, проектной
деятельности.
6. Формирование навыков информационной культуры.
7. Развитие кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей.
Объем и срок освоения программы. Срок реализации образовательной программы4
года. Рекомендуемый возраст детей от 6-11 лет. Выполнение программы рассчитано на
37 учебных часов (1 год обучения)
Форма обучения. Основная форма занятий–групповая. Но также может
использоваться индивидуальная форма работы. Средствами эффективного усвоения
программы являются творческие задания, создание проектов, изготовление поделок,
экскурсии, доклады, видеопросмотры материалов, презентации . Предполагаются
различные формы привлечения семьи к совместной деятельности: семейные домашние
задания, участие в организации праздников, помощь при подготовке проектов.
Режим занятий. 1 раз в неделю по 1 часу, 37 часов в год.

5

1.3.Содержание программы
Учебный план
Классы
№

Название разделов
1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Вводное занятие.

1

1

1

1

2

Моя семья

12

12

12

12

3

Мой край

12

12

12

12

4

Моё Отечество

12

12

12

12

37

37

37

37

Всего часов

Учебно-тематический план
1 класс

№
п/п

Разделы
программы

Количество
часов

Количество часов в разделе
Теория

Практика

Форма
аттестации
и контроля

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Моя семья

12

6

6

3.

Мой край

12

6

6

Тестирование

4.

Моё Отечество

12

6

6

Открытое
занятие

Всего:

37

19

18

6

Учебно-тематический план
2 класс
№

Разделы

Количество

п/п

программы

часов

Количество часов в разделе
Теория

Практика

Форма
аттестации
и контроля

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Моя семья

12

6

6

3.

Мой край

12

6

6

Тестирование

4.

Моё Отечество

12

6

6

Открытое
занятие

Всего:

37

19

18

Учебно-тематический план
3 класс
№

Разделы

Количество

п/п

программы

часов

Количество часов в разделе
Теория

Практика

Форма
аттестации
и контроля

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Моя семья

12

6

6

3.

Мой край

12

6

6

Тестирование

4.

Моё Отечество

12

6

6

Открытое
занятие

Всего:

37

19

7

18

Учебно-тематический план
4 класс
№

Разделы

Количество

п/п

программы

часов

Количество часов в разделе
Теория

Практика

Форма
аттестации
и контроля

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Моя семья

12

5

7

3.

Мой край

12

6

6

Тестирование

4.

Моё Отечество

12

5

7

Открытое
занятие

Всего:

37

17

8

20

Содержание программы
1 класс
37 ч
Знакомство. Вводное занятие(1 ч)
Знакомство с целями и задачами объединения дополнительного образования. Техника
безопасности и правила поведения на занятиях.
Моя семья (12 ч)
Понятия «семья», «родственники». Мир семьи- занятия, увлечения, совместный труд.
Обязанности членов семьи. Народная мудрость о семье. Проект «Моя семья». Семейный
праздник.
Мой край (12 ч)
Нижегородский край – частица России. Нижний Новгород-центр Нижегородской области.
История города Нижнего Новгорода. Старинные нижегородские считалки. Народные
забавы юных нижегородцев. Нижегородские народные сказки. Народные промыслы
Нижегородского края. Подготовка и защита проекта «Нижегородские народные
промыслы».
Моё Отечество (12 ч)
Понятие «страна», «Родина», «Отечество». Я- гражданин России. Осознание детьми, что
будущее страны зависит от них. Государственная символика России. Семантика цвета
российского флага. Москва –столица нашей Родины. Жители России-россияне.
Национальные костюмы, народные праздники и традиции народов России. Уважительное
отношение к людям разных национальностей. Исторический опыт и героическое прошлое
нашего народа в произведениях устного народного творчества.
2 класс
37 ч
Знакомство. Вводное занятие (1 ч)
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Моя семья (12 ч)
Секреты счастливой семьи. История моего имени. Проект «Я и моё имя». Уважительное
отношение в семье (Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
Добрые дети-дому венец! В красном углу сесть- великая честь. Семейные традиции.

9

Проект «Папа, мама, я- дружная семья!» Уважительное отношение к пожилым людям.
Проект «Семейные реликвии». Праздник «Моя 7 Я».
Мой край (12 ч)
Легенда о граде Китеже. Исторические места. Культурное наследие нашего края. Природа
нашего края. История возникновения посёлка Мухтолова. Хранитель памяти народной.
Экскурсия в музей МБОУ Мухтоловской средней школы. Знаменитые люди Ардатовского
края. Жемчужины земли Ардатовской. Экскурсия в храм Рождества Христова. Проект
«Моя малая родина».
Моё Отечество (12 ч)
С чего начинается Родина? Наши предки в далёком прошлом. Быт и труд славян.
Путешествие по великим городам Руси. Традиции хлебосольной Руси. Русские народные
праздники. Проект «Без праздника нет народа» Ярмарка на Руси. Славься мастерами, Русь!
Фольклорный праздник «Народные промыслы России».
3 класс
37 ч
Знакомство. Вводное занятие (1 ч)
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Моя семья (12 ч)
Почему в России семьи были большими? Домашний лад и порядок. Проект «История
возникновения моей фамилии». Что такое семейное дело? Наша семья и её традиции.
Уважение в семье и обществе. Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья».
Проект «Герб моей семьи». Проект «Моя родословная» Создание генеалогического древа.
Загляните в мамины глаза. Тепло родного очага.
Мой край (12 ч)
Легенды и предания родного края. Нижегородский край в древности. Расселение племён
на территории края. Летописи и летописцы. Лаврентьевская летопись. Нижегородский
кремль-

величественный

памятник

седой

русской

старины.

Проект

«Башни

Нижегородского кремля». Откуда пошло слово «мордва». Легенда об Ардатове. Экскурсия
в краеведческий музей р.п. Ардатова. Проект «История сёл и деревень Ардатовского
края».
Моё Отечество (12 ч)
Мы- граждане единого Отечества. Общество- это мы. Российский народ. Конституция
России. Права ребёнка. Государственная граница России. Сокровища России и их
хранители. Проект «Золотое кольцо России». По родным просторам. Праздник «Нет в
мире краше Родины нашей!»
10

4 класс
37 ч
Знакомство. Вводное занятие (1 ч)
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Моя семья (12 ч)
Дружная семья и землю превращает в золото. Крепка семья- крепка держава. Фотоистории
из семейного альбома. Проект «Фронтовые реликвии моей семьи». Спасибо прадеду за
Победу! Проект «Победа прадеда- моя победа». Проект «Письмо солдату». Проект «Моя
семья в истории страны». Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир. Праздник «Лад
да согласие- первое в семье счастье»
Мой край (12 ч)
Нижегородская земля-родина многих знаменитых людей. Проект «Галерея славных
имён». Наш край в борьбе с монголо-татарскими завоевателями. Роль нижегородцев в
освобождении страны от поляков. Заслуги Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского перед
Отечеством. Участи нижегородцев в Отечественной войне 1812 года. Трудовой героизм
горьковчан в тылу в годы Великой Отечественной войны. Ардатовский район-фронту.
Трудовой и патриотический подвиг ардатовцев в годы Великой Отечественной войны.
Проект «Улицы хранят имена героев»
Моё Отечество (12 ч)
Без прошлого нет будущего. Защитники Руси великой. Историческое прошлое России.
Битва на Неве. Ледовое побоище. Куликовская битва. Смутное время. Полтавская битва.
Отечественная война 1812 года. Бородинская битва. Сражения Великой Отечественной
войны. Несовместимы дети и война. Страницы воинской доблести Отечества.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые (ожидаемые) результаты. Наиболее важными предполагаемыми
результатами работы по реализации программы можно считать:
становление личности обучающегося как гражданина России, патриота;
 воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи
ветеранов и школьников, преемственность;
 создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности,
с большим творческим потенциалом;
 привлечение как можно большего количества детей к активным формам
гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению
преемственности поколений
11


3
4
5
6
7
8

1
1
1
1
1
1
1
1
30.12
6.01
13.01

12
13
14
15
16
17
18
19

1
1
1
1
1
1
1
1

Аттестация

Каникулярный период
Общая нагрузка

Ведение занятий по расписанию
29
30

1
1
1

37

28

1

36

27

1

35

26

1

34

25

1

33

24

1

19.05

Апрель

12.05

5.05

28 04

Март

21.04

14.04

7.04

17.03

10.03

3.03

24.02

17.02

10.02
Февраль

32

31.03

23

1

3.02

Январь

31

24.03

22

1

27.01

21

20.01

Декабрь

20

Ноябрь

23.12

16.12

9.12

2.12

25.11

Месяц

Октябрь

18.11

11

11.11

10

28.10

21.10

14.10

7.10

30.09

23.09

16.09

9.09

2.09

Даты

Сентябрь

9

2

Количество часов
1

Часы

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
2020-2021 уч. год
Май

1
1
1
1
1
1
1

1 1 1 1 1 1 1

2

1 1 1 1 1 1 1 1 1

27.04
4.05
11.05
18.05

34
35
36
37

23.03

29

20.04

16.03

28

33

9.03

27

13.04

2.03

26

32

16.02

25

6.04

9..02

24

31

2.02

23

Февраль

30.03

26.01

22

Январь

30

19.01

5.01

19

21

29.12

18

Декабрь

12.01

22.12

17

Ноябрь

20

15.12

1
16

1

8.12

1
15

3.11

10

1
1.12

27.10

9

1
14

20.10

8

1
24.11

13.10

7

1
13

6.10

6

1
17.1

29.09

5

1
12

22.09

4

Октябрь

10.11

15.09

3

Месяц

Сентябрь

11

8.09

2

Даты

1.09

Количество часов
1

Часы

2021-2022 уч. год
Март
Апрель
Май

1 1 1 1 1 1 1 1

3
4
5
6
7
8

1
1
1
1
1
1
1
1

22.12
29.12
5.01

13
14
15
16
17
18
19

1
1
1
1
1
1
1

3

29
30

1
1
1

37

28

1

36

27

1

35

26

1

34

25

1

33

30.03

24

18.05

Апрель

11.05

4.05

27.04

20.04

Март

13.04

6.04

9.03

2.03

16.02

9..02

2.02

Февраль

32

23.03

23

1

26.01

Январь

31

16.03

22

1

19.01
21

12.01

Декабрь

20

15.12

Ноябрь

8.12

1.12

24.11

17.11
12

10.11

3.11

Месяц

Октябрь

11

10

27.10

20.10

13.10

6.10

29.09

22.09

15.09

8.09

1.09

Даты

Сентябрь

9

2

Количество часов
1

Часы

2022-2023уч.год
Май

1
1
1
1
1
1
1

20.10
27.10
3.11

3
4
5
6
7
8
9
10

1
1
1
1
1
1
1
1

22.12
29.12
5.01

13
14
15
16
17
18
19

1
1
1
1
1
1
1

4
29
30

1
1

37

28

1

36

27

1

35

26

1

34

25

1

33

30.03

24

1

18.05

Апрель

11.05

4.05

27.04

Март

20.04

13.04

6.04

9.03

2.03

16.02

9..02

2.02
Февраль

32

23.03

23

1

26.01

Январь

31

16.03

22

1

19.01

21

12.01

Декабрь

20

Ноябрь

15.12

8.12

1.12

24.11

17.11

12

10.11

Октябрь

11

13.10

Месяц

Сентябрь

6.10

29.09

22.09

15.09

8.09

1.09

Даты

2

Количество часов
1

Часы

2023-2024 уч. год
Май

1
1
1
1
1
1
1

2.2.Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходима следующая материальная база.
Оборудование классной комнаты:
– столы;
– стулья;
– доска настенная.
1. Ноутбук педагога с предустановленным программным обеспечением
2. Нетбук обучающегося с предустановленным программным обеспечение
(13 шт.).
3. Комплекс интерактивный с программным обеспечением
4. Документ - камера Ken-a-Vision
5. Устройство многофункциональное
6. База для перемещения, подзарядки и хранения оборудования.
7. Wi – Fi - точка доступа
8. Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass на 13 пультов
и 26 чипов.
9. Гарнитура компактная (наушник, микрофон)
Информационное обеспечение:
DVD-фильмы
Презентации на СD или DVD-дисках Тексты художественных произведений Сценарии
2.3.Форма аттестации
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
 текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;
 промежуточный – праздники, конкурсы;
 итоговый – открытые занятия.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными
этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных
устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего
контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие
способностей каждого ребенка, является открытое занятие
2.4.Оценочные материалы
Форма подведения

Содержание

Оценка результатов

Контрольное

1 балл – выполнено правильно менее

тестирование

двух заданий

итогов
Зачетное занятие

10

2 балла – выполнено правильно 3–4
задания
3 балла – выполнено правильно 5–6
заданий
4 балла – выполнено правильно 7–8
заданий
5 баллов – выполнено правильно 9–
10заданий
2.5.Методические материалы
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и
инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ
видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый
(воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение
педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод
взаимообучения, метод игрового содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий,
повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия,
индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие
лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие,
занятия зачёты, экзаменационные показы.
В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей
используются различные формы работы на занятиях:
Обучение

Беседы

Проекты

Консультации

Воспитание

Воспитательные
беседы

Упражнения на
коллективное
взаимодействие

11

Тренинги

Развитие

Экскурсии,
заочные
путешествия

Кластеры

12

Конкурсы,
викторины

2.6.Список литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Асаков Л. Страницы истории нашей Родины. Издательство «Малыш», Москва
,1989
3. БазаевА.В. Ардатовский район-фронту. Арзамас,2015 – 175с.
4. ГальцоваЕ.А. История Российского государства :сценарии внеклассных
мероприятий в начальной школе.- Волгоград : Учитель,2007-157 с.
5. Дмитриева Е.А. Патриотическое воспитание 1-4 классы/Дмитриева Е.А.
,ЛукьяновскаяС.В., Мелихова Е.А., Немчинова Т.В/ .-Волгоград: Учитель,2012 133с.
6. Иткин Э.С. Родная история-Н. Новгород:НИРО,2013-75с.
7. Кузнецова Н.А. Формирование личностных компетенций учащихся-Волгоград:
Учитель ,2014 -156 с.
8. Малов В.И. Кто нашу Родину защищает? –Москва:ООО «Издательство
АСТ»,2016-46
9. МикрюковВ.Ю. Патриотическое воспитание в школе: 1-11 классыМ.:ВАКО,2009-192 с.
10. Морозова Н.Н. Нижегородская сторона./Морозова Н.Н.,
ОдеговаВ.Ф./ -Н.Новгород,2007-72 с.
11. Терещенко Н.В. Я-гражданин своего города , своей страны 1-4 классы
/Терещенко Н.В, ШопинаМ.Ф., БахмачеваН.В./-Волгоград: Учитель,2015-89с.
12. Журнал «Православная Радуга» ,г. Самара

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».