Вдохновение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухтоловская основная школа»
Программа принята
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2023 года

УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ
Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023 г № 283/1

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа

"Вдохновение"
Направленность - художественная
Год разработки программы -2023
Срок реализации программы – 2 года
Возраст детей – 13 – 15 лет

Автор-составитель:
Фатеева Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы

р.п. Мухтолово, 2023
1

Оглавление
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4.Планируемые результаты
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Приложение. Материалы итоговой аттестации.

с.3
с.4
с.4-9
с.10
с.10
с.11
с.11
с.11-12
с.12-14
с.14-15

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
2

1.1.

Пояснительная записка.
Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Вдохновение» закреплены в следующих документах:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
3.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
4.
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4
июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей".
По направленности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вдохновение» является художественной.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их
родителей на программы художественно-эстетического развития школьников. Особенности
театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых
возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Театр - синтез многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.
Отличительной особенностью этой программы от уже существующих можно считать
комплексный подход к обучению. Отличительной особенностью программы является синтез
типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и
современных образовательных технологий. Театральное искусство имеет незаменимые
возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёраисполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит
– задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать
зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр
- искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек,
а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Поэтому процесс его
коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам
возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление
художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 13-15 лет. Дети данного возраста
способны выполнять предлагаемые задания творческого характера, дети проявляют интерес к
творчеству, у них развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Они уже
имеют навыки актёрской деятельности, полученные ими на занятиях в предыдущие годы в школе.
Дети идут по желанию. Набор в объединение производится на добровольных началах, без
ограничения и отбора детей.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 72 часа (36 часов в год). Срок
реализации программы - 2 года.
Формы организации образовательного процесса:
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий – аудиторная.
Форма организации занятий – всем составом объединения.
Режим занятий. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

3

Цель и задачи программы

1.2.

Цель программы – развитие индивидуальных способностей обучающихся, развитие
личности, речевой культуры, расширение кругозора, приобщение к общекультурным ценностям,
формирование дружного коллектива.
Задачи программы
Обучающие:
– формировать основные навыки сценической речи, сценического движения, актерского
мастерства;
– формировать актерские способности, умения взаимодействовать с партнером, создавать образ
героя, работать над ролью;
– создавать речевую культуру ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на
постановку дыхания, дикции, интонации;
– формировать практические навыки пластической выразительности с учетом индивидуальных
физических возможностей ребенка.
Развивающие:
– развивать творческие способности и склонности подростков, выявлять таланты (писательский,
режиссерский, дизайнерский);
– развить духовную культуру; любознательность в области театрального искусства, желание
подходить к своей деятельности творчески; навык сотрудничества в художественной деятельности;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство.
Воспитывающие:
– воспитывать эстетические и нравственные чувства, интерес к театральному искусству; уважение
к культуре народов многонациональной России и других стран;
– воспитывать партнерскую этику и зрительскую культуру.
Содержание программы

1.3.

№

Название разделов

1. Основы
театральной
культуры
2. Культура и техника речи
3. Ритмопластика
4. Подготовка спектакля
Всего часов:

Учебный план
Года обучения
Кол-во
1 год обучения
2 год обучения
часов
1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие
8

-

10

-

18

9
17

3
4
13
20

7
17

1
5
14
20

20
9
27
74
74

37

37

Учебно-тематический план на первый год обучения
№

1
1.1
1.2
1.3
1.4

Название раздела, темы
Раздел 1. Основы театральной культуры
Азбука театра. Театральные понятия и термины.
Театр и связь времен.
Костюмные пьесы.
Актер – главное чудо театра.

Количество часов
всего теория практи
ка
8
6
2
2
2
1
1
1
1
1
1
-

Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
4

1.5

2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1

3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

Выразительный язык актера – поведение,
действие. Жест, мимика, движение, речь –
слагаемые действия.
Раздел 2. Культура и техника речи
Голос и речь. Понятие о сценической речи.
Как и что играет актер.
Этюды.
Работа с баснями и стихами как чтецким и
драматургическим материалом.
Раздел 3. Ритмопластика
Театральная игра.
Упражнения на память физических действий, на
сохранение красивой позы.
Сценическое движение.
Осанка, походка.
Сценическое движение. Бой, падение.
Раздел 4. Подготовка спектакля
Подготовка спектакля. Выбор пьесы.
Замысел, распределение ролей.
Костюм и логика поведения.
Костюмерный цех театра.
Работа с актерами над ролью. Мизансцены.
Образ героя. Характер и отбор действий.
Итоговая аттестация. Выпуск спектакля.
Премьера.
Обсуждение спектакля.
Анализ проделанной
работы.

3

1

2

Опрос

12
2
2
4
4

2
1
1
-

10
1
2
3
4

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

4
2

-

4
2

Упражнения

1

-

1

1
13
2

2
1

1
11
1

2

1

1

5
2
1

-

5
2
1

1

-

1

Опрос/
Упражнения
Упражнения
Опрос
Минивыставка
Опрос
Опрос
Спектакль
Опрос/
Выставка

Учебно-тематический план на второй год обучения
№

Название раздела, темы

1
1.1

Раздел 1. Основы театральной культуры
Вводное занятие. Обмен впечатлениями о
прочитанных произведениях и увиденных
спектаклях.
Драматурги мира и их творения.
Страницы истории театра. История одной пьесы.
Правда переживаний и условность игры в театре.
Динамика и стремительность в театре.
Просмотр
и
обсуждение
спектаклей
профессиональных театров.
Раздел 2. Культура и техника речи
Слово как основное средство выполнения
сценической задачи, как основной компонент
создания характера.
Текст. Подтекст.
Сценическая речь.
Основы практической работы над голосом
Раздел 3. Ритмопластика
Школы и методики движенческой подготовки
актера. Развитие психофизического аппарата.

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2
2.1

2.2
2.3
2.4
3
3.1

Количество часов
всего теория практи
ка
10
6
4
1
1

2
2
1
1
3

2
2
1
1
-

3

8
2

1
1

7
1

2
2
2
5
2

1
1

2
2
2
4
1

Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Экскурсия/
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
5

3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

Пластическая выразительность актера.
Сценическое движение.
Раздел 4. Подготовка спектакля
Подготовка спектакля. Выбор пьесы.
Замысел, распределение ролей.
Костюм и логика поведения.
Костюмерный цех театра.
Работа с актерами над ролью. Мизансцены.
Образ героя. Характер и отбор действий.
Итоговая аттестация. Выпуск спектакля.
Премьера.
Обсуждение спектакля.
Анализ проделанной
работы.

2
1
14
2

2
1

2
1
12
1

Упражнения
Упражнения

2

1

1

6
2
1

-

6
2
1

Минивыставка
Опрос
Опрос
Спектакль

1

-

1

Опрос

Опрос/
Выставка

Содержание учебного плана на первый год обучения
Раздел 1: Основы театральной культуры.
1.1. Азбука театра. Театральные понятия и термины.
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым
оформлением. Мизансцена, репертуар, амплуа, монолог, диалог, реплика, костюм театральный.
Практика: Мини-инсценировки, просмотр и анализ видеофрагментов, фотографий школьных
театральных постановок. Задание «Разрешите представиться»
1.2. Театр и связь времен.
Теория: Народные истоки театрального искусства. Размышление о театральных традициях,
передаваемых из одной эпохи в другую.
Практика: Проигрывание игр, обрядов; праздники «Масленица», «Сретенье», «Покров»,
«Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные
или взятые из литературных источников сюжеты.
1.3. Костюмные пьесы.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере.
Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практика: Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
1.4. Актер – главное чудо театра.
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного
творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практика: Творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание
афиш, эскизов декораций и костюмов.
1.5. Выразительный язык актера – поведение, действие. Жест, мимика, движение, речь –
слагаемые действия.
Теория: Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего
поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практика: Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за
другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один...»; превращения
заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Раздел 2: Культура и техника речи.
2.1. Голос и речь. Понятие о сценической речи.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической
работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное
произношение.
Практика: Игра со словом. Работа с таблицей гласных. Отработка навыка правильного дыхания
при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой
и подвижностью».
2.2. Как и что играет актер.
6

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное
построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и
верхах.
Практика: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ и языка. Чтение отрывков или
литературных анекдотов.
2.3. Этюды.
Теория: Понятие этюда, его художественных особенностей и значимости.
Практика: Работа над этюдами – распределение функций сочинителя, режиссера, актера,
художника.
2.4. Работа с баснями и стихами как чтецким и драматургическим материалом.
Теория: Вариативность трактовки и оформления басни.
Практика: Работа над выразительным чтением басен и стихотворений русских поэтов.
Раздел 3: Ритмопластика.
3.1. Театральная игра. Упражнения на память физических действий, на сохранение красивой
позы.
Теория: Понятие театральной игры.
Практика: Упражнения на память физических действий, на сохранение красивой позы.
3.2. Сценическое движение. Осанка, походка.
Теория: Динамика и стремительность в театре.
Практика: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет
на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Этюды по пьесе,
фрагменту, эпизоду.
3.3. Сценическое движение. Бой, падение.
Теория: Динамика и стремительность в театре.
Практика: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет
на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Этюды по пьесе,
фрагменту, эпизоду.
Раздел 4: Подготовка спектакля.
4.1. Подготовка спектакля. Выбор пьесы. Замысел, распределение ролей.
Теория: Работа над выбранным спектаклем, осмысление сюжета, выделение основных событий,
являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы спектакля
и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение
и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Практика: Первое чтение роли, работа над осознанием характера персонажа.
4.2. Костюм и логика поведения. Костюмерный цех театра.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере.
Осмысление формы и содержания.
Практика: Работа с эскизами, подготовка костюмов.
4.3. Работа с актерами над ролью. Мизансцены.
Теория: работа над осознанием характера персонажа.
Практика: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией,
репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции,
репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
4.4. Образ героя. Характер и отбор действий.
Теория: Образ героя. Текст. Подтекст. Обсуждение, краткая характеристика ролей. Выбор
словесных, интонационных приёмов для создания образа персонажа.
Практика: Репетиции. Генеральная репетиция.
4.5. Итоговая аттестация. Выпуск спектакля. Премьера.
Практика: Премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля
(участвуют все актеры, все службы).
4.6. Обсуждение спектакля. Анализ проделанной работы.
Теория: Викторина по разделам программы обучения.
Практика: Создания коллажа: «Наш театральный мир», просмотр видеофильма «Наши первые
шаги в театральное искусство»
7

Содержание учебного плана на второй год обучения
Раздел 1: Основы театральной культуры.
1.1. Вводное занятие. Обмен впечатлениями о прочитанных произведениях и увиденных

спектаклях.
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста.
Практика: Мини-инсценировки, просмотр и анализ видеофрагментов, фотографий школьных
театральных постановок. Задание «Разрешите представиться»
1.2. Драматурги мира и их творения
Теория: Конфликт, события, характеры.
Понятие о композиции (завязка, кульминация, развязка)
Практика: Чтение и проигрывание отдельных сцен.
1.3.Страницы истории театра. История одной пьесы.
Теория: Театр и связь времен. Понятие о жанре.
Практика: Использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры;
рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр
видеофрагментов театральных постановок. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?»,
«Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Беседа на тему «Зачем люди ходят в
театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятиетренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
1.4. Правда переживаний и условность игры в театре.
Теория: Понятие реалистичности происходящего в театре. Значение перевоплощения всценический
персонаж.
Практика: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды
на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные,
групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
1.5. Динамика и стремительность в театре.
Теория: Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего
поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практика: Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за
другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один...»; превращения
заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
1.6. Просмотр и обсуждение спектаклей профессиональных театров.
Теория: Сведения о театре, в котором проходит спектакль. Информация о репертуаре, актёрах.
Практика: Просмотр и обсуждение спектакля.
Раздел 2: Культура и техника речи.
2.1. Слово как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент
создания характера.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное
построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и
верхах.
Практика: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы»,
«Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или
литературных произведений.
2.2. Текст. Подтекст.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения
Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром
литературного произведения.
Практика: Упражнения на превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое
(индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола»,
«Прыгун», «Аквалангист».
2.3. Сценическая речь.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической
работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное
произношение.
8

Практика: Игра со словом. Работа с таблицей гласных. Отработка навыка правильного дыхания
при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой
и подвижностью».
2.4 Основы практической работы над голосом.
Практика: Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая
кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при
чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Раздел 3: Ритмопластика.
3.1. Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата.
Теория: Знакомство с известными методиками движения актёра на сцене.
Практика: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет
на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте».
3.2. Пластическая выразительность актера.
Теория: Динамика и стремительность в театре.
Практика: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет
на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Этюды по пьесе,
фрагменту, эпизоду.
3.3. Сценическое движение.
Теория: Сценическое движение и его осмысление. Понятие о логике движения актёра, об
уместности его передвижения по сцене.
Практика: Тренировочные упражнения, этюды с движениями.
Раздел 4: Подготовка спектакля.
4.1. Подготовка спектакля. Выбор пьесы. Замысел, распределение ролей.
Теория: Работа над выбранным спектаклем, осмысление сюжета, выделение основных событий,
являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы спектакля
и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение
и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Практика: Первое чтение роли, работа над осознанием характера персонажа.
4.2. Костюм и логика поведения. Костюмерный цех театра.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере.
Осмысление формы и содержания.
Практика: Работа с эскизами, подготовка костюмов.
4.3. Работа с актерами над ролью. Мизансцены.
Теория: работа над осознанием характера персонажа.
Практика: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией,
репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции,
репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
4.4. Образ героя. Характер и отбор действий.
Теория: Образ героя. Текст. Подтекст. Обсуждение, краткая характеристика ролей. Выбор
словесных, интонационных приёмов для создания образа персонажа.
Практика: Репетиции. Генеральная репетиция.
4.5. Итоговая аттестация. Выпуск спектакля. Премьера.
Практика: Премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля
(участвуют все актеры, все службы).
4.6. Обсуждение спектакля. Анализ проделанной работы.
Теория: Викторина по разделам программы обучения.
Практика: Создания коллажа: «Наш театральный мир», просмотр видеофильма «Наши первые
шаги в театральное искусство»
1.4.Планируемые результаты
По итогам реализации программы учащиеся будут знать:
- что такое театр, чем отличается театр от других видов искусства;
- с чего зародился театр, какие виды театров существуют;
- кто создаёт театральные полотна (спектакли);
9

- об основах сценической «лепки» фразы (логика речи);
- об элементарных технических средствах сцены, о правилах её оформления;
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
По итогам реализации программы учащиеся будут уметь:
- направлять свою фантазию по заданному руслу, образно мыслить, концентрировать внимание;
- ощущать себя в сценическом пространстве, общаться с партнёром;
- образно воспринимать окружающий мир;
- адекватно и образно реагировать на внешние раздражители;
- создавать реальный продукт коллективного творчества;
- творчески подходить к выполнению художественно-творческой задачи.
Подросток, заинтересовавшись занятиями в литературном театре, осваивает знания и умения,
направленные на конкретные цели, разовьет внимание и память, избавится от телесных
комплексов, приобретет друзей, сможет проявить свои таланты, развить свои творческие
способности. Желаемый результат работы – это трудолюбие, умение работать в коллективе,
применение полученных в театре знаний на занятиях в школе по определенным предметам, умение
анализировать литературное произведение, творчество и самореализация. Критериями оценки
является подготовка спектакля, согласно плану работы. Критериями творческого развития
подростка является рост мастерства (по сравнению с самим собой), развитие памяти, внимания.
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график

25.03.—31.03.

01.04.—07.04.

08.04.—14.04.

15.04.—21.04.

22.04.—28.04.

30

31

32

33

34

13.05.—19.05.

18.03.—24.03.

29

20.05.—26.05.

11.03.—17.03.

28

37

04.03.—10.03.

27

38

26.02.—03.03.

26

06.05.—12.05.

19.02.—25.02.

25

29.04.—05.05.

12.02.—18. 02.

24

36

05.02.—11.02.

23

35

29.01.—04.02.

22

Май

22.01.—28.01.

Апрель

21

Март

20

08.01.—14.01

Февраль

15.01.—21.01.

19

18.12.—24.12.

16

25.12.—31.12

11.12.—17.12.

15

01.01.—07.01.

04.12.—10.12.

14

18

27.11.—03.12.

13

Январь

17

13.11.-19.11.

20.11—26.11.

23.10.-29.10.

8

12

16.10.-22.10.

7

11

09.10.-15.10.

6

30.10.-05.11

02.10.-08.10.

5

06.11.-12.11.

25.09.-01.10.

4

10

11.09-17.09.

18.09.-24.09.

Декабрь

1

3

Ноябрь

1 год обучения

2

Октябрь

1

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

2 год
обучения

04.09 - 10.09.

Сентябрь

9

Год
обучени
я

1

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Аттестация

Ведение занятий по расписанию

Каникулярный период

1

Общая нагрузка

2.2 Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходима следующая материальная база.
Оборудование классной комнаты:
– столы;
– стулья;
– доска настенная.
1. Ноутбук педагога с предустановленным программным обеспечением НР 650.
2. Ноутбук обучающегося с предустановленным программным обеспечением НР 650

(25
10

шт.).

11

3. Комплекс интерактивный с программным обеспечением Activ Board Adjustable Stand Upg
with DST Proj.
4. Документ - камера Ken-a-Vision 7880 Auto Focus Viesion Viewer.
5. Устройство многофункциональное НР Color LaserJet Pro 100 MFP 175а.
6. База для перемещения, подзарядки и хранения оборудования.
7. Wi – Fi - точка доступа Link DAP-1155.
8. Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass на 25 пультов и 25 чипов.
9. Гарнитура компактная (наушник, микрофон) Oklick HS-M143 VB. (25 шт.)
10. Колонки – 2 шт., буфер – 1.
Информационное обеспечение:
DVD-фильмы
Презентации на СD или DVD-дисках
Тексты художественных произведений
Сценарии
2.3 Формы аттестации
– беседа;
– викторина;
– игра;
– конкурс;
– путешествие;
– спектакль.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
– готовая работа;
– журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
– готовая работа;
– выставка;
– спектакль.
2.4 Оценочные материалы
1. Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы отслеживается путем проведения спектакля.
2. Оценочные материалы разработаны по каждому разделу программы.
Критерии оценки:
- самостоятельность;
- умение передавать характер персонажа;
- творческие способности;
- артистичность и т.д.
Результат считается в баллах. Баллы распределяются по 3 уровням: высокий, средний, низкий.
Характеристика уровней
• Высокий (3 балла). Исполняет роль очень хорошо. Есть творческие способности, умеет
правильно вести себя на сцене.
• Средний (2 балла). Исполняет роль очень хорошо. Есть творческие способности, умеет
правильно вести себя на сцене. Есть замечания к словесным и/или движенческим приёмам.
• Низкий (1 балл). Испытывает затруднения с передачей характера персонажа. Проблемы с
запоминанием текста, интонационной характеристикой.
2.5. Методические материалы
Методы обучения.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, объяснение, рассказ, анализ репродукции картины/изделия);
12

- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация приёмов
исполнения);
- практический (процесс практического воплощения задуманного, тренировочные
упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых,
дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания
и освоенные способы деятельности).
3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске вариантов
выполнения задания, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания,
самостоятельной творческой работы) и др.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое
требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной
оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков,
противоречащих нормам поведения).
Основными формами проведения занятий являются:
- по количеству детей, участвующих в занятии, – коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум, репетиция,
экскурсия, выставка;
- по дидактической цели – вводное занятие, практическое занятие, комбинированные формы
занятий.
Педагогические технологии
На занятиях объединения используются следующие современные педагогические технологии:
- индивидуализации обучения;
- группового обучения;
- коллективного взаимообучения;
- дифференцированного обучения;
- разноуровневого обучения;
- развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- программированного обучения;
- игровой деятельности;
- коммуникативного обучения;
- коллективной творческой деятельности;
- решения изобретательских задач;
- здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия
Занятия строятся по следующему алгоритму.
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было),
диагностика усвоения, выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения
знаний предыдущего занятия.
13

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности
детей.
4 этап: основной.
В качестве основного этапа выступают следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в
объекте изучения.
Содержание этапа: при усвоении новых знаний используются задания и вопросы, которые
активизируют познавательную деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала,
выявление неверных представлений и их коррекция.
Содержание этапа: применяются пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или их обоснованием.
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Содержание этапа: применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются
самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Содержание этапа: распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание этапа: используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса,
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково
исследовательского).
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей
работы.
Содержание этапа: сообщаются ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии,
что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощрение ребят за учебную работу.
7 этап: рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание этапа: оценивается работоспособность, психологическое состояние,
результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания,
логики дальнейших занятий.
Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его
выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Типы занятий:
- занятие изучения нового материала;
- занятие применения и совершенствования знаний;
- занятие обобщения и систематизации знаний;
- комбинированные занятия;
- контрольные занятия.
Дидактические материалы
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-наглядные пособия
Энциклопедии по театральному искусству, справочные издания
Книги о драматургах, театрах
14

Словарь искусствоведческих терминов
2. Печатные пособия
Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по театральному искусству
Дидактический раздаточный материал: сценарии, отрывки из произведений.
3. Экранно-звуковые пособия
DVD-фильмы
Презентации на СD или DVD-дисках
4.Учебно-практическое оборудование
Эскизы костюмов
Грим
Декорации
5. Модели и натурный фонд
Антураж для спектаклей
2.6 Список литературы
Список литературы для учащихся
1. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред.
Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
3. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок
последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
4. Давыдова М.,Агапова И. Праздник в школе.Третье издание, Москва «Айрис Пресс»,2004 г.
5. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005.
6. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970.
7. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. –
(Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
8. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии,
Белгород, 2003.
9.Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития
речевого голоса. М.: «Искусство», 1975.
10. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных
коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит. зд. центр ВЛАДОС, 2001.
11. У. Шекспир «Собрание сочинений»
12. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:
Феникс, 2005. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель,
2004.

Список литературы для учителя
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-9 классах: Практическая методика. Книга для учителя.
М., Просвещение, 2001.
2. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. Пособие для учителей. М., Просвещение,1982.
3. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла
школьного урока: Учебное пособие для студентов пединститутов, учителей лицеев,
колледжей, гимназий и средних школ. - М.,АО «Аспект Пресс», 1993.
4. Кошелев В.А. Об одном театре – и не только о нем./ Литература в школе, 1991,№3.
5. Маранцман В.Г. Театр и школа. /Литература в школе, 1991, №1
6. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. М., Просвещение, 2000.
15

7. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских
театральных коллективов. Под ред. Никитиной А.Б. – М., Гуманит. издат. центр
ВЛАДОС, 2000.
8. Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. для преподавателей русской филологии.- М.,
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Интернет – ресурсы:
1. http://littlehuman.ru/393/
2. http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
3. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».