МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ Нижегородской области
МБОУ Мухтоловская ОШ
УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ
Мухтоловская ОШ
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 66B4A9679070D4D00762119EC4B5DD26
Владелец: Курман Татьяна Владимировна
Действителен: с 27.03.2024 до 20.06.2025
________________________
Курман Т.В.
Приказ№210/1 от «30»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5693162)
учебного предмета Путь к грамотности
для обучающихся 1-4 классов
р.п. Мухтолово 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному курсу «Путь к грамотности» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы учебного курса, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса, а
также подходы к отбору содержания, характеристику основных
содержательных линий, место учебного курса в учебном плане.
Программа определяет содержание учебного курса по годам обучения,
основные методические стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Родной язык (русский)».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные результаты по
родному языку (русскому) за каждый год обучения.
В тематическом планировании описывается программное содержание по
выделенным содержательным линиям, раскрывается характеристика
деятельности, методы и формы, которые целесообразно использовать при
изучении той или иной темы. Примерная рабочая программа по родному
языку (русскому) на уровне начального общего образования подготовлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Путь к
грамотности»
Примерная рабочая программа учебного курса «Путь к грамотности»
разработана для организаций, реализующих программы начального
общего образования. Программа разра- ботана с целью оказания
методической помощи учителю в соз- дании рабочей программы по
учебному предмету «Родной язык (русский)», ориентированной на
современные тенденции в школьном образовании и активные методики
обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Путь к грамотности»
Осознание русского языка как одной из главных духовно- нравственных
ценностей русского народа; понимание значения родного языка для
освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преоб- разовывать необходимую
информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры
речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных
ситуациях
его
использования;
обогащение
словарного
запаса
и
грамматического
строя
речи;
развитие
потребности
к
речевому
самосовершенствованию;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Путь к грамотности» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образова- тельным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык
(русский)» входит в предметную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является
обязательным для изучения. Содержание учебного предмета соответствует
ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программе начального
общего образования и рассчитано на общую учебную нагрузку в объѐме 203
часа (33 часа в 1 классе, по 68 часов во 2 и 3 классах, 34 часа в 4 классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Путь к грамотности»
1 КЛАСС(33 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки
и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
обозначающие
предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т. д.); 2) как называлось то, во что одевались в
старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (10 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге
(Как
вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение,
вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приѐмы слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа.
Резерв учебного времени — 2 ч.
2 КЛАСС(34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,
ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса,
плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба,
каша, щи, похлѐбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки) — какие из них
сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше
одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан,
рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,
орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие
коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в
разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,
ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (8 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа
по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места
ударения в поэтическом тексте. Работа со словарѐм ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок,
в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью
слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)
Приѐмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить
товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; различение этикетных
форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-науч- ной речи.
Различные виды ответов: развѐрнутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание
текстов-повествований:
заметки
о
посещении
музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развѐрнутое толкование значения слова. Анализ
информации прочитанного и прослушанного текста:
различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее
существенных фактов; установление логической связи между фактами.
Резерв учебного времени — 2 ч.
3 КЛАСС(34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например,
правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим).
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
называющие природные явления и растения (например, образные
названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник,
лавочник).
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
называющие музыкальные инструменты (например, бала- лайка, гусли,
гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение
значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения
о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих
имени и фамилии. (Приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов.)
Раздел 2. Язык в действии (8 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа
по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различ- ные оттенки
значения и различную оценку, как специфика русского языка (например,
книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории
рода, падежа имѐн существительных). Практическое овладение нормами
употребления отдельных грамматических форм имѐн существительных
(например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое
овладение нормами правильного и точного употребления предлогов,
образования предложно-падежных форм существительных (на практическом
уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или
только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов фольклора и
художественных текстов или их фрагментов.
Резерв учебного времени — 2 ч.
4 КЛАСС(34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с
качествами
и
чувствами
людей
(например,
добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с обучением.
Лексические единицы с нально-культурной семантикой, называющие
родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица,
мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение ко- торых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями
(например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и
т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и
мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)
Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом
словаре. Русские слова в языках дру- гих народов.
Раздел 2. Язык в действии (8 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа
по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История
возникновения
и
функции
знаков
препинания (в рамках
изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного
оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)
Правила ведения диалога: корректные
и
некорректные
вопросы.
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
Приѐмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция
заголовков. Типы заголовков.
Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление
причинно-следственных отношений этих частей, логических связей между
абзацами текста. Составление плана текста, не разделѐнного на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица.
Создание
текста
как
результата
собственной
исследовательской
деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление первоначального и отредактированного
текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени -2ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные
результаты
при
реализации
основных
направлений
воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражѐнных в худо- жественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных
языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том
числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для
сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
определять существенный признак для классификации языковых единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по
предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану
проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за
языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в слова- рях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении
слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное
отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-
исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты ;ответственно выполнять свою часть
работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
;выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибки, допущенные при работе с языковым мате- риалом,
находить орфографические и пунктуационные ошибки;
сравнивать
результаты
своей
деятельности
и
деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда),
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами;
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного
языка для культурного человека;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
уместно использовать коммуникативные приѐмы диалога (начало и
завершение диалога и др.);
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
выделять в нѐм наиболее существенные факты.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей
народа;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
соблюдать
основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению
реальной действительности;
проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста;
пользоваться
учебными
толковыми
словарями
для
определения
лексического значения слова;
пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными
словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и
выражений;
пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного
написания слов;
различать этикетные формы обращения в официальной и не- официальной
речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
строить устные сообщения различных видов: развѐрнутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского
языка;
распознавать
слова
с
национально-культурным
компонентом
значения(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и
отношений между людьми; слова, называющие при- родные явления и
растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие
музыкальные инструменты);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественной литературы;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
использовать
учебный
орфоэпический
словарь
для
определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности;
проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста;
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имѐн
существительных;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,
связанные с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже;
пользоваться
учебными
толковыми
словарями
для
определения
лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного
написания слов;
различать этикетные формы обращения в официальной и не- официальной
речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; выражать
мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее
существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или
их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенности текстов;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами;
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов
аргументации;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения
точного, уместного и выразительного слово- употребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или
с целью более точной передачи смысла.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
распознавать
слова
с
национально-культурным
компонентом
значения(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и
отношений между людьми; с качествами и чувствами людей;
родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение
эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности;
проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых
нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,
связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚
роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактировать письменный текст с целью исправления грамматических
ошибок;
соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи
собственного текста (в рамках изученного);
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова, для уточнения нормы формообразования;
пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного
написания слов;
пользоваться
учебным
этимологическим
словарѐм
для
уточнения
происхождения слова;
различать этикетные формы обращения в официальной и не- официальной
речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией
общения;
строить устные сообщения различных видов: развѐрнутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, минидоклад;
владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре
русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее
существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между
абзацами текста;
составлять план текста, не разделѐнного на абзацы;
приводить объяснения заголовка текста;
владеть приѐмами работы с примечаниями к тексту;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Тематическое планирование
1класс
Количеств
о часов
№
п/п
Наименование
разделов
и
программы
Кон
тро
тем
Всег льн
о
ые
раб
оты
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Секреты
речи
и текста
8ч.
1
Общение. Устная
и письменная
речь
2ч
https://urok.1sept.ru/articles
/561561
2
Стандартные
обороты речи
для участия
в диалоге:
Правила коррект- ного
речевого поведения
2ч
https://urok.1sept.ru/articles
/610301
1ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
Имена
в малых жанрах
фольклора
1ч
http://kopilo4ka.ucoz.net/lo
ad/vs_dlja_uchitelja/rodnoj
_jazyk_chtenie_na_rodnom
_jazyke/materialy_k_uroka
3
4
m_rodnoj_jazyk_i_chtenie_
1_klass/63-1-0-2138
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
Цели и виды
вопросов:
2ч
Язык
в действии
Роль логического
ударения
10ч
3ч
https://urok.1sept.ru/articles
/561561
Звукопись
в стихотворном
художественном
тексте
Как нельзя
произносить
слова: пропедевтическая работа
1ч
https://urok.1sept.ru/articles
/561561
4ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
Наблюдение
за сочетаемостью
слов: пропедевтическая работа
Русский
язык:
прошлое
и настоящее
2ч
https://urok.1sept.ru/articles
/610357
10
Сведения об
истории русской
письменности:
4ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
11
Лексические
единицы с национально-культурной семантикой
Лексические
единицы ,
обозначающиепредметы традиционного русского
4ч
https://urok.1sept.ru/articles
/610357
4ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogo-
5
6
7
8
9
12
12ч
быта
13
russkogo-yazyka-vezhlivye
Секреты
речи и
текста
1ч
Резерв — 2 ч
Итого
2ч
33ч
https://urok.1sept.ru/articles
/610357
2 класс
Количеств
о часов
№
п/п
Наименование
разделов
и
программы
Кон
тро
тем
Всег льн
о
ые
раб
оты
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Русский
язык:
прошлое
и настоящее
12ч
1
Что и как слова
могут рассказать
об одежде.
2ч
https://nsportal.ru/nachalna
yashkola/raznoe/2020/04/16/p
rezentatsiya-po-rodnomurusskomu-yazyku-v-1klasse-na-temu-vo
2
Что и как слова
могут рассказать
о еде.
4ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
3
Что и как могут
рассказать слова
о детских забавах.
3ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
Лексические
единицы с национально-культурной семантикой,
обозначающие
предметы традиционного русского
быта: домашняя
утварь.
традиции русского
чаепи- тия.
2ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
1ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
Язык
в действии
Пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в
произ- ношении слов
в речи
8ч
2ч
https://nsportal.ru/nachalna
yashkola/raznoe/2020/04/15/p
rezentatsiya-po-rodnomurusskomu-yazyku-1-klasskak-odevalis-v
7
Синонимы и антонимы
2ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
8
Происхождение
пословиц и
фразеологизмов
1ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
9
Разные способы
толкования
значения слов
1ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
10
Наблюдение за
изменением места
ударения в поэтическом тексте.
Совершенствова- ние
навыков
орфографического
оформления текста
1ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
1ч
https://nsportal.ru/nachalna
yashkola/raznoe/2020/04/15/p
rezentatsiya-po-rodnomurusskomu-yazyku-1-klass-
4
5
6
11
kak-odevalis-v
Секреты речи
и текста
Диалог. Приѐмы
общения. Особенности русского
речевого этикета.
12ч
2ч
https://nsportal.ru/nachalna
yashkola/raznoe/2020/04/15/p
rezentatsiya-po-rodnomurusskomu-yazyku-1-klasskak-odevalis-v
Анализ информации прочитанного
и прослушанного
текста: отличение
Связь предложений в тексте.
Практическое
овладение средствами связи:
2ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
3ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
15
Создание текстовинструкций.
Создание текстовповествований:
4ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
16
Устный ответ
как жанр монологической устной
учебно-научной речи
Резерв
Итого
1ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
12
13
14
2ч
34ч
3класс
Количеств
о часов
№
п/п
Наименование
разделов
и
программы
Русский
Кон
тро
тем
Всег льн
о
ые
раб
оты
12ч
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
язык:
прошлое
и настоящее
1
2
3
4
5
Что и как слова
могут рассказать
об отношениях
между людьми.
Что и как могут
рассказать слова о
природе.
2ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
4ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
Что и как могут
рассказать слова
о занятиях людей
и профессиях.
Лексические
единицы с национально-культурной
семантикой, называющие музыкальные инструменты.
3ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
2ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
Названия старин- ных
русских горо- дов,
происхожде- ние
названий.
1ч
http://kopilo4ka.ucoz.net/lo
ad/vs_dlja_uchitelja/rodnoj
_jazyk_chtenie_na_rodnom
_jazyke/materialy_k_uroka
m_rodnoj_jazyk_i_chtenie_
1_klass/63-1-0-2138
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
6
Русские традиционные сказочные
образы,эпитеты и
сравнения.
7
Язык
в действии
Пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в
произ- ношении слов
в речи
8ч
2ч
http://kopilo4ka.ucoz.net/lo
ad/vs_dlja_uchitelja/rodnoj
_jazyk_chtenie_na_rodnom
_jazyke/materialy_k_uroka
m_rodnoj_jazyk_i_chtenie_
1_klass/63-1-0-2138
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
8
Многообразие
суффиксов,
позволяющих
выразить различные оттенки.
1ч
9
Специфика грамматической категории рода имѐн
существительных
в русском языке
1ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
10
Существительные,
имеющие только
форму единственного или только
форму множественного числа
Практическое
овладение нормами употребления
форм имѐн
существительных
(родительный
падеж множественного числа)
Практическое
овладение нормами правильного
и точного употребления предлогов с
пространственным
значением
Совершенствование навыков орфографического
оформления текста
1ч
https://urok.1sept.ru/articles
/561561
1ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
1ч
https://urok.1sept.ru/articles
/561561
1ч
https://nsportal.ru/nachalna
ya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/prezentat
siya-k-uroku-rodnogorusskogo-yazyka-vezhlivye
Секреты речи
и текста
Особенности
устного
12ч
11
12
13
14
2ч
https://urok.1sept.ru/articles
выступления.
15
16
17
18
/624245
Создание текстов-рассуждений
с использованием
различных
способов аргументации (в рамках
изученного)
Редактирование
предложенных
текстов с целью
совершенствования их содержания и формы
Создание текстовПовествований о
путешествиях по
городам
Языковые особенности текстов
фольклора и художественных текстов
или их фрагментов
Резерв
Итого
2ч
https://urok.1sept.ru/articles
/561561
3ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
2ч
https://urok.1sept.ru/articles
/561561
3ч
https://urok.1sept.ru/articles
/624245
2ч
34ч
4класс
Количеств
о часов
№
п/п
Наименование
разделов
и
программы
Кон
тро
тем
Всег льн
о
ые
раб
оты
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Русский
язык:
прошлое
и настоящее
12ч
1
Что и как могут
рассказать слова об
обучении.
2ч
https://urok.1sept.ru/arti
cles/561561
2
Что и как могут
2ч
https://urok.1sept.ru/arti
3
4
5
6
7
8
9
рассказать слова о
родственных
отношениях
в семье.
Русские традиционные эпитеты:
уточнение значений, наблюдение
за использованием в произведениях фольклора и
художественной
литературы.
Пословицы,
поговорки и
фразеологизмы.
cles/624245
3ч
https://urok.1sept.ru/arti
cles/561561
2ч
https://urok.1sept.ru/arti
cles/561561
Лексика, заимствованная
русским языком
из языков народов
России и мира.
Язык в действии
Пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи
Трудные случаи
образования
формы 1-го лица
единственного
числа настоящего
и будущего
времени глаголов
Наблюдение за
синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний
и предложений
3ч
https://urok.1sept.ru/arti
cles/561561
Секреты речи
и текста
Правила ведения
диалога: корректные и
некорректные вопросы
12ч
8ч
3ч
https://urok.1sept.ru/arti
cles/561561
2ч
https://urok.1sept.ru/arti
cles/561561
3ч
https://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/preze
ntatsiya-k-urokurodnogo-russkogoyazyka-vezhlivye
1ч
https://urok.1sept.ru/arti
cles/624245
10
Особенности
озаглавливания
текста
2ч
https://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/preze
ntatsiya-k-urokurodnogo-russkogoyazyka-vezhlivye
11
Соотношение частей прочитанного
или прослушанного текста
Информационная
переработка
прослушанного
или прочитанного
текста: пересказ
с изменением
лица.
Оценивание
устных и письменных речевых
высказываний
с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Создание
текста как результата собственной
исследовательской
деятельности
Резерв
2ч
https://urok.1sept.ru/arti
cles/561561
2ч
https://urok.1sept.ru/arti
cles/624245
3ч
https://nsportal.ru/nacha
lnaya-shkola/russkiiyazyk/2021/09/23/preze
ntatsiya-k-urokurodnogo-russkogoyazyka-vezhlivye
Итого
34ч
12
13
14
2ч
2ч
https://urok.1sept.ru/arti
cles/624245
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п
/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема урока
Общение. Устная и
письменная речь.
Стандартные обороты
речи для участия в
диалоге.
Секреты диалога: учимся
разговаривать друг с
другом и со взрослыми.
Правила корректного
речевого поведения в
ходе диалога.
Имена в малых жанрах
фольклора
Имена в малых жанрах
фольклора
Цели и виды вопросов:
вопрос-уточнение.
Цели и виды вопросов
вопрос как запрос на
новое содержание.
Роль логического
ударения.
Роль логического
ударения.
Звукопись в
стихотворном
художественном тексте.
Как нельзя произносить
слова: пропедевтическая
работа по
предупреждению
ошибок в произношении
слов.
Смыслоразличительная
роль ударения.
Как нельзя произносить
слова: пропедевтическая
работа по
предупреждению
Всег
о
Контр
ольны
е
работ
ы
Практ
ически
е
работ
ы
Дата
изучени
я
Электронн
ые
цифровые
образовате
льные
ресурсы
15
16
17
18
19
20
21
ошибок в произношении
слов.
Смыслоразличительная
роль ударения.
Как нельзя произносить
слова: пропедевтическая
работа по
предупреждению
ошибок в произношении
слов.
Смыслоразличительная
роль ударения.
Наблюдение за
сочетаемостью слов:
пропедевтическая работа
по предупреждению
ошибок в сочетаемости
слов.
Сведения об истории
русской письменности:
как появились буквы
современного русского
алфавита.
Особенности
оформления книг в
Древней Руси:
оформление красной
строки и заставок.
Значение устаревших
слов данной тематики.
Русские пословицы и
поговорки, связанные с
письменностью.
Различные приѐмы
слушания научнопознавательных и
художественных текстов
об истории языка и
культуре русского
народа
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой,
обозначающие предметы
традиционного русского
быта: дом в старину: что
как называлось (изба,
терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина
и т.д.). Значение
22
23
24
25
26
устаревших слов
указанной тематики.
Русские пословицы и
поговорки, связанные с
жилищем. Различные
приемы слушания
научно-познавательных
и художественных
текстов об истории
языка и культуре
русского народа.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой,
обозначающие предметы
традиционного русского
быта: дом в старину: что
как называлось (изба,
терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина
и т.д.). Значение
устаревших слов
указанной тематики
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой,
обозначающие предметы
традиционного русского
быта: как называлось то,
во что одевались в
старину (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и
т.д.). Значение
устаревших слов
указанной тематики.
Русские пословицы и
поговорки, связанные с
одеждой. Различные
приемы слушания
научно-познавательных
и художественных
текстов об истории
языка и культуре
русского народа.
Наблюдение за текстами
разной стилистической
принадлежности.
Составление текстов.
Анализ информации
прочитанного и
27
28
29
30
31
прослушанного текста:
выделение в нем
наиболее существенных
фактов.
Наблюдение за текстами
разной стилистической
принадлежности.
Составление текстов.
Анализ информации
прочитанного и
прослушанного текста:
выделение в нем
наиболее существенных
фактов.
Наблюдение за текстами
разной стилистической
принадлежности.
Составление текстов.
Анализ информации
прочитанного и
прослушанного текста:
выделение в нем
наиболее существенных
фактов.
Наблюдение за текстами
разной стилистической
принадлежности.
Составление текстов.
Анализ информации
прочитанного и
прослушанного текста:
выделение в нем
наиболее существенных
фактов.
Наблюдение за текстами
разной стилистической
принадлежности.
Составление текстов.
Анализ информации
прочитанного и
прослушанного текста:
выделение в нем
наиболее существенных
фактов.
Наблюдение за текстами
разной стилистической
принадлежности.
Составление текстов.
Анализ информации
прочитанного и
32
33
прослушанного текста:
выделение в нем
наиболее существенных
фактов.
Итоговое тесирование
Наблюдение за текстами
разной стилистической
принадлежности.
Составление текстов.
Анализ информации
прочитанного и
прослушанного текста:
выделение в нем
наиболее существенных
фактов.
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Слова, называющие
игры, забавы, игрушки
Слова, называющие
домашнюю утварь и
орудия труда
Слова, называющие то,
что ели в старину
Слова, называющие то,
во что раньше одевались
дети
Пословицы, поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями
традиционного русского
быта
Сравнение русских
пословиц и поговорок с
пословицами и
поговорками других
народов.
Сравнение
фразеологизмов,
имеющих в разных
Всег
о
Контр
ольны
е
работ
ы
Практ
ически
е
работ
ы
Дата
изучени
я
Электронн
ые
цифровые
образовате
льные
ресурсы
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
языках общий смысл, но
различную образную
форму
Проектное задание:
«Почему это так
называется?».
Проектное задание:
«Почему это так
называется?».
Как правильно
произносить слова
Смыслоразличительная
роль ударения.
Наблюдение
за
изменением
места
ударения в поэтическом
тексте.
Работа
со
словарем
ударений.
Работа
со
словарем
ударений.
Практическая работа:
«Слушаем и учимся
читать фрагменты
стихов и сказок, в
которых есть слова с
необычным
произношением и
ударением».
Практическая работа:
«Слушаем и учимся
читать фрагменты
стихов и сказок, в
которых есть слова с
необычным
произношением и
ударением».
Разные способы
толкования значения
слов. Наблюдение за
сочетаемостью слов.
Совершенствование
орфографических
навыков.
Совершенствование
орфографических
навыков.
Приемы общения:
убеждение,
уговаривание, просьба,
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
похвала и др.
Как правильно выразить
несогласие
Как убедить товарища
Особенности русского
речевого этикета.
Устойчивые этикетные
выражения в учебнонаучной коммуникации
Устный ответ как жанр
монологической устной
учебно-научной речи.
Устный ответ как жанр
монологической устной
учебно-научной речи.
Различные виды устных
ответов: развернутый
ответ, ответ-добавление
Связь предложений в
тексте.
Связь предложений в
тексте.
Практическое овладение
средствами связи:
лексический повтор,
местоименный повтор.
Создание текстовповествований: заметки
о посещении музеев;
повествование об
участии в народных
праздниках.
Создание текстовповествований: заметки
о посещении музеев;
повествование об
участии в народных
праздниках.
Итоговое тестирование
Создание текста:
развѐрнутое толкование
значения слова.
1
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всег
о
Контр
ольны
е
Практ
ически
е
Дата
изучени
я
Электронн
ые
цифровые
образовате
льные
работ
ы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Слова, связанные с
особенностями
мировосприятия и
отношений между
людьми
Слова, называющие
природные явления и
растения
Слова, называющие
предметы и явления
традиционной русской
культуры
Слова, называющие
занятия людей
Слова, обозначающие
предметы традиционной
русской культуры
Слова, называющие
музыкальные
инструменты
Русские традиционные
сказочные образы,
эпитеты и сравнения
Названия старинных
русских городов,
сведения о
происхождении этих
названий.
Названия старинных
русских городов,
сведения о
происхождении этих
названий.
Проектные задания:
«Откуда в русском языке
эта фамилия»
Проектные задания:
«Откуда в русском языке
эта фамилия»
Проектные задания:
«История моего имени и
фамилии»
Как правильно
произносить слова
Как правильно
произносить слова
Многообразие
работ
ы
ресурсы
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
суффиксов,
позволяющих выразить
различные оттенки
значения и различную
оценку
Специфика
грамматических
категорий русского
языка
Практическое овладение
нормами употребления
отдельных
грамматических форм
имен существительных
Словоизменение
отдельных форм
множественного числа
имен существительных
Практическая работа
«Образования
предложно-падежных
форм существительных»
Практическая работа
«Образования
предложно-падежных
форм существительных»
Существительные,
имеющие только форму
единственного или
только форму
множественного числа
Совершенствование
навыков
орфографического
оформления текста.
Совершенствование
навыков
орфографического
оформления текста.
Особенности устного
выступления
Особенности устного
выступления
Практическая работа
«Создание текстовповествований»
Практическая работа
«Создание текстовповествований»
Создание
текстов-
29
30
31
32
33
34
рассуждений
с
использованием
различных
способов
аргументации
Создание
текстоврассуждений
с
использованием
различных
способов
аргументации
Редактирование
предложенных текстов с
целью
совершенствования их
содержания и формы
Редактирование
предложенных текстов с
целью
совершенствования их
содержания и формы
Языковые особенности
текстов фольклора и
художественных текстов
или их фрагментов
Итоговое тестирование
Языковые особенности
текстов фольклора и
художественных текстов
или их фрагментов
1
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
2
3
Тема урока
Слова, связанные с
качествами и чувствами
людей; слова, связанные
с обучением.
Слова, называющие
родственные отношения
Пословицы, поговорки и
фразеологизмы,
возникновение которых
связано с качествами,
чувствами людей.
Всег
о
Контр
ольны
е
работ
ы
Практ
ически
е
работ
ы
Дата
изучени
я
Электронн
ые
цифровые
образовате
льные
ресурсы
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Сравнение пословиц и
поговорок из разных
языков
Сравнение
фразеологизмов из
разных языков
Русские традиционные
эпитеты
Русские традиционные
эпитеты
Лексика, заимствованная
русским языком из
языков народов России и
мира.
Русские слова в языках
других народов.
Проектные задания:
«Откуда это слово
появилось в русском
языке»; «Сравнение
толкований слов в
словаре В.И. Даля и
современном толковом
словаре».
Проектное задание:
«Сравнение толкований
слов в словаре В.И. Даля
и современном толковом
словаре».
Проектное задание:
«Русские слова в языках
других народов».
Как
правильно
произносить слова
Как
правильно
произносить слова
Трудные
случаи
образования формы 1
лица
единственного
числа настоящего и
будущего
времени
глаголов
Наблюдение
за
синонимией
синтаксических
конструкций на уровне
словосочетаний
и
предложений
История возникновения
и функции знаков
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
препинания
История возникновения
и функции знаков
препинания
Совершенствование
навыков правильного
пунктуационного
оформления текста.
Совершенствование
навыков правильного
пунктуационного
оформления текста.
Правила ведения
диалога: корректные и
некорректные вопросы.
Правила ведения
диалога: корректные и
некорректные вопросы.
Информативная функция
заголовков.
Типы
заголовков.
Составление
плана
текста, не разделенного
на абзацы.
Составление
плана
текста, не разделенного
на абзацы.
Информационная
переработка
прослушанного
или
прочитанного
текста:
пересказ с изменением
лица.
Создание текста как
результата собственной
исследовательской
деятельности.
Создание текста как
результата собственной
исследовательской
деятельности.
Оценивание устных и
письменных
речевых
высказываний
Редактирование
предложенных
и
собственных текстов
Редактирование
предложенных
и
собственных текстов
32
33
34
Практический
опыт
использования учебных
словарей в
процессе
редактирования текста.
Синонимия речевых
формул .Итоговое
тестирование
Синонимия речевых
формул
1