МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ Нижегородской области
МБОУ Мухтоловская ОШ
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 66B4A9679070D4D00762119EC4B5DD26
Владелец: Курман Татьяна Владимировна
Действителен: с 27.03.2024 до 20.06.2025
________________________
Курман Т.В.
Приказ № 211/1 от «30»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5439192)
Учебного курса "Путь к грамотности"
для обучающихся 5-9 классов
р.п. Мухтолово 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«ПУТЬ К ГРАМОТНОСТИ»
Рабочая программа учебного курса «Путь к грамотности» с 5 по 9 класс
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
Рабочая программа учебного предмета «Путь к грамотности» с 5 по 9 класс
разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных
организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение
русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано
на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для
изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка
в рамках образовательной области «Русский язык» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным характером курса.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной
культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского
языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской
культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к
культурно-историческому опыту человечества.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не
только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех
других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей
профессией.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ПУТЬ К ГРАМОТНОСТИ»
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного
языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России;
овладение культурой межнационального общения
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ПУТЬ К ГРАМОТНОСТИ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Срок реализации данной рабочей программы - 5 лет, 170 часов для изучения
учебного предмета «Путь к грамотности» на этапе основного общего образования.
Программа по учебному курсу «Путь к грамотности» составлена на основе требований к
предметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы,
представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПУТЬ К ГРАМОТНОСТИ»
5 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура.
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский
язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной
и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.),
народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна
девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,
Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везѐт; по щучьему велению; сказка про белого
бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с
поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной
культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.
Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях
(фразеологизмах) (надуть щѐки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с
языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная
специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и
слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической
речи.
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и
имеющие в силу этого определѐнную стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркѐр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки —
рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная,
же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ѐм — до[ж’]ѐм и под.). Произносительные варианты на
уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имѐн существительных, прилагательных,
глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы
(книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имѐн
существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино –
кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚
блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный
— бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных
(шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных
(плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических
названий);род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имѐн
существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –
а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) –
корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники
транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи
(кузнечные); соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и
профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора,
тракторы – трактора и др.).
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы
обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений
собственных имѐн, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по
профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени
воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы
описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи
предложений и частей текста.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.
Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными
суффиксами и т.д.).
6 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное
своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.
Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не
свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения
хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др.
Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия
культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов
Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль
лексики в современном русском языке.
национальных
России и мира.
заимствований.
заимствованной
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные
неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические
прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта,
исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку
и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи
Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных
слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах
прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего
времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в
формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения
внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность
употребления антонимов.
речи.
Смысловые‚
стилистические
особенности
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имѐн и фамилий;
названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и
(директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и
окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч.
существительных ж.р. на –ня(басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.мн.ч.
существительных III склонения; род.п.ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан
чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных.
Нормативные и ненормативные формы имѐн существительных. Типичные
грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом
склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом
существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду –
одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник),
особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов,
мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени
(ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен,
торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках.
Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль;
этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы
похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы
сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Эффективные приѐмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Текст, тематическое единство текста. Тексты
определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
описательного
типа:
Учебно-научный стиль. Словарная статья, еѐ строение. Научное сообщение
(устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура
устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответдобавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных
частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные
средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
7 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура.
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка
с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова,
обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления
по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том
числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном
русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости.
Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм
(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний
темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность,
связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные,
дедуктивные,
рамочные
(дедуктивно-индуктивные),
стержневые
(индуктивнодедуктивные) структуры.
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приѐмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в
текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.
Притча.
8 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские)
слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их
приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой
этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском,
американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и
незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других
народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о]
после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в
словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;
произношение твѐрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и
щ.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с
подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского
рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в
количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола,
две молодых женщины и две молодые женщины).
Синтаксическая синонимия. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном
общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды
косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса,
критика аргументов, критика демонстрации.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
9 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа
(обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национальноисторическая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из
произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на
слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех
же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы
бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении
в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков,
диаграмм, схем для представления информации.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и
языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о
лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного
языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и
оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные
этнокультурные
традиции;
эстетическое,
эмоционально-ценностное
видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и
ресурсы для решения задачи и достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
результата;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
излагать полученную информацию;
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2.Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
определять идею текста;
преобразовывать текст;
оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные
работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска.
Коммуникативные
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых
речевых средств;
использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные
ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной
форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1)
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
2)
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3)
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4)
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий родного языка;
5)
формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
6)
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7)
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8)
формирование
ответственности
за
языковую
культуру
как
общечеловеческую ценность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Язык и культура
1
Язык и культура
2
Язык как зеркало национальной культуры.
3
Крылатые слова и выражения (прецедентные
тексты) из русских народных и литературных
сказок
4
5
Метафоры общеязыковые и художественные, их
национально-культурная специфика.
7
Русские имена. Имена исконные и
заимствованные, краткие сведения по их
этимологии.
Культура речи
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
10
Библиотека ЦОК
1
Краткая история русской письменности.
Создание славянского алфавита.
Слова с суффиксами субъективной оценки как
изобразительное средство
6
8
Всего
Контрольные
работы
1
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
7
Культура речи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
9
Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.
1
10
11
12
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка.
Правила речевого этикета: нормы и традиции.
1
Библиотека ЦОК
Речь. Речевая деятельность. Текст
17
13
https://m.edsoo.ru/7f413034
Текст и его основные признаки.
Библиотека ЦОК
1
14
Разговорная речь.
Библиотека ЦОК
1
15
Официально-деловой стиль.
16
Учебно-научный стиль.
17
Публицистический стиль.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
Язык художественной литературы.
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
1
18
https://m.edsoo.ru/7f413034
34
0
11
https://m.edsoo.ru/7f413034
6 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Язык и культура
1
Национально-культурное своеобразие
диалектизмов.
3
Лексические заимствования как результат
взаимодействия национальных культур.
Пополнение словарного состава русского
языка новой лексикой.
5
7
8
9
Практические
работы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
6
Нормы
произношения
отдельных
грамматических форм; заимствованных
слов.
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.
1
1
Основные грамматические нормы
современного русского литературного языка.
1
Этика и речевой этикет.
1
Речь. Речевая деятельность. Текст
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
10
Национально-культурная специфика русской
фразеологии.
Культура речи
6
Всего
Контрольные
работы
Краткая история русского литературного
языка.
2
4
Количество часов
18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
10
11
12
13
14
Эффективные приѐмы чтения.
Предтекстовый,
текстовый
послетекстовый этапы работы.
1
и
1
Текст, тематическое единство текста. Тексты
описательного типа.
1
Учебно-научный стиль.
1
Язык художественной литературы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
11
7 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Язык и культура
Количество часов
Всего
Контр
ольны
е
работ
ы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
8
https://m.edsoo.ru/fa2676ca
1.
2.
3.
Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление.
Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa26785
0
4.
5.
Историзмы.
Лексические заимствования последних десятилетий.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa267b3
4
6.
7.
8.
9.
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и
их особенности.
Употребление устаревшей лексики в новом контексте.
Употребление иноязычных слов как проблема культуры
речи.
Культура речи
Культура речи
4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2687c8
10.
11.
12.
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского литературного языка. Ударение
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка.
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa26a9ba
13.
14.
15.
16.
17.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная
громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная
артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация.
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и
наречиях.
Трудные случаи употребления паронимов.
Типичные грамматические ошибки в речи
22
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa26d70a
18.
Типичные грамматические ошибки в речи.
19.
Традиции русской речевой манеры общения.
20.
Нормы русского речевого и невербального этикета.
21.
Речь. Текст.
22.
Традиции русского речевого общения.
23.
Текст. Виды абзацев.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27659e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2766fc
24.
Заголовки текстов, их типы.
25.
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность.
26.
27.
Основные типы текстовых структур: индуктивные,
дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные),
стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.
Разговорная речь.
28.
Спор и дискуссия.
29.
Публицистический стиль.
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276a4e
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27797
6
30.
Путевые заметки.
31.
Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
32.
Язык художественной литературы.
33.
Притча.
34.
Повторение изученного
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27804
2
34
0
6
8 КЛАСС
№ п/п
1.
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Контр
ольны
е
работ
ы
Язык и культура
Исконно русская лексика.
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
10
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97dee
2.
3.
4.
Роль старославянизмов в развитии русского
литературного языка и их приметы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных
текстах, современной публицистике.
1
Речевой этикет.
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9882a
Культура речи
5.
6.
7.
8.
14
1
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.
1
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка.
1
Основные
синтаксические
русского литературного языка.
1
Синтаксическая
формул.
синонимия.
нормы
современного
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98e2e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9927
0
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99f9a
Синонимия
речевых
1
9.
10.
11.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Основные методы, способы и средства получения,
переработки информации.
10
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9a81e
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации
Доказательство и его структура.
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99f9a
12.
Научный стиль речи
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99ad6
13.
Повторение изученного
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
10
9 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Язык и культура
1
2
Русский язык как зеркало
культуры и истории народа
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
6
национальной
Библиотека ЦОК
1
Развитие языка как объективный процесс.
Культура речи
4
5
6
7
8
1
Библиотека ЦОК
1
Основные синтаксические нормы
современного русского литературного языка.
1
Типичные ошибки в построении сложных
предложений.
1
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
20
Русский язык в Интернете.
Виды преобразования текстов: аннотация,
https://m.edsoo.ru/7f419b78
8
Основные
орфоэпические
нормы
современного русского литературного языка.
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
1
3
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
конспект.
9
Официально-деловой стиль. Деловое письмо.
10
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
1
11
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Библиотека ЦОК
1
12
Язык художественной литературы.
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://m.edsoo.ru/7f419b78
34
0
12
https://m.edsoo.ru/7f419b78
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Язык и культура
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
10
Язык и культура
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
2
Язык как
культуры.
3
Крылатые слова
и
выражения
(прецедентные тексты) из русских
народных и литературных сказок
4
зеркало
Краткая
история
письменности.
национальной
Создание славянского алфавита.
6
Слова с суффиксами субъективной
оценки как изобразительное средство
8
1
русской
5
7
Библиотека ЦОК
Метафоры
общеязыковые
и
художественные, их национальнокультурная специфика.
Русские имена.
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
9
Имена исконные и заимствованные,
Библиотека ЦОК
краткие сведения по их этимологии.
10
11
https://m.edsoo.ru/7f413034
Общеизвестные старинные русские
города. Происхождение их названий.
Культура речи
7
Культура речи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
12
13
14
15
16
17
Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка.
1
https://m.edsoo.ru/7f413034
Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка. Повторение
Библиотека ЦОК
Основные
лексические
нормы
современного русского литературного
языка
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
https://m.edsoo.ru/7f413034
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка.
1
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка. Повторение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Правила речевого этикета: нормы и
традиции.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
18
Библиотека ЦОК
Текст и его основные признаки.
17
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
19
20
21
Композиционные формы описания,
повествования, рассуждения.
Повествование
как
тип
речи.
Средства связи предложений и частей
текста.
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
1
Разговорная речь.
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
22
Просьба, извинение
разговорной речи.
как
23
Официально-деловой стиль.
жанры
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
24
Объявление (устное и письменное).
Библиотека ЦОК
1
25
Учебно-научный стиль.
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
26
План ответа на уроке, план текста.
Библиотека ЦОК
1
27
Публицистический стиль.
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
28
Публицистический стиль. Повторение
29
Устное выступление.
30
Девиз, слоган.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
31
Язык художественной литературы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
32
Литературная сказка. Рассказ.
33
Особенности языка фольклорных
текстов. Загадка, пословица.
34
Сказка. Особенности языка сказки
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
11
6 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Язык и культура
1
Краткая
история
литературного языка.
русского
3
Национально-культурное своеобразие
диалектизмов.
4
Диалекты
как
часть
культуры. Диалектизмы.
5
Лексические
заимствования
как
результат
взаимодействия
национальных культур.
8
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
Роль
церковнославянского
(старославянского) языка в развитии
русского языка.
7
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
10
2
6
Контрольные
работы
Дата
изучения
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
народной
Заимствования из славянских и
неславянских
языков.
Роль
заимствованной
лексики
в
современном русском языке.
Пополнение
словарного
состава
русского языка новой лексикой.
Современные неологизмы и их группы
по
сфере
употребления
и
стилистической окраске.
Национально-культурная специфика
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f414452
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f414452
Библиотека ЦОК
русской фразеологии.
10
https://m.edsoo.ru/7f414452
Отражение во фразеологии обычаев,
традиций,
быта,
исторических
событий, культуры.
Культура речи
11
12
Нормы
произношения
грамматических
заимствованных слов.
6
отдельных
форм;
Библиотека ЦОК
1
Основные
лексические
нормы
современного русского литературного
языка.
https://m.edsoo.ru/7f414452
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f414452
13
Основные
лексические
нормы
современного русского литературного
языка. Повторение.
14
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка.
Библиотека ЦОК
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка. Повторение.
Библиотека ЦОК
15
16
https://m.edsoo.ru/7f414452
1
Этика и речевой этикет.
Библиотека ЦОК
1
Речь. Речевая деятельность. Текст.
17
Эффективные приѐмы чтения.
18
Предтекстовый,
текстовый
послетекстовый этапы работы.
https://m.edsoo.ru/7f414452
и
18
https://m.edsoo.ru/7f414452
19
Текст, тематическое единство текста.
20
Текст, тематическое единство текста.
Практика
21
22
23
Тексты
описательного
определение, дефиниция.
Библиотека ЦОК
1
типа:
https://m.edsoo.ru/7f414452
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
Тексты
описательного
типа:
собственно описание, пояснение.
Библиотека ЦОК
Учебно-научный стиль.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
https://m.edsoo.ru/7f414452
24
Словарная статья, еѐ строение.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
25
Научное сообщение (устный ответ).
26
Содержание и строение
сообщения
(устного
Структура устного ответа.
27
28
учебного
ответа).
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
Различные виды ответов: ответ-анализ,
ответ-обобщение, ответ-добавление,
ответ-группировка.
1
Языковые
средства,
которые
используются
в
разных
частях
учебного сообщения (устного ответа).
1
29
Компьютерная презентация.
30
Основные средства и правила создания
и
предъявления
презентации
слушателям.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
31
Язык художественной литературы.
32
Описание внешности человека.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414452
33
34
Описание
Практика.
внешности
человека.
Библиотека ЦОК
1
Повторение изученного.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
11
https://m.edsoo.ru/7f414452
7 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Язык и культура
Количество часов
Всего
Контр
ольны
е
работ
ы
Практи
ческие
работы
34
8
Дата
изучения
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
2676ca
1.
2.
3.
Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление.
Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
267850
4.
5.
Историзмы.
Лексические заимствования последних десятилетий.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
267b34
6.
7.
8.
9.
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и
их особенности.
Употребление устаревшей лексики в новом контексте.
Употребление иноязычных слов как проблема культуры
речи.
Культура речи
Культура речи
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
2687c8
10.
11.
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского литературного языка. Ударение
Основные лексические нормы современного русского
1
Библиотека ЦОК
литературного языка.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная
громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная
артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация.
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и
наречиях.
Трудные случаи употребления паронимов.
Типичные грамматические ошибки в речи
https://m.edsoo.ru/fa
26a9ba
22
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
26d70a
18.
Типичные грамматические ошибки в речи.
19.
Традиции русской речевой манеры общения.
20.
Нормы русского речевого и невербального этикета.
21.
Речь. Текст.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
27659e
22.
Традиции русского речевого общения.
23.
Текст. Виды абзацев.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
2766fc
24.
Заголовки текстов, их типы.
25.
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность.
26.
Основные типы текстовых структур: индуктивные,
дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные),
стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
276a4e
27.
Разговорная речь.
28.
Спор и дискуссия.
29.
Публицистический стиль.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
277976
30.
Путевые заметки.
31.
Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
32.
Язык художественной литературы.
33.
Притча.
34.
Повторение изученного.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
278042
34
6
8 КЛАСС
№ п/п
1.
Наименование разделов и тем программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Язык и культура
Исконно русская лексика.
Количество часов
Всего
Контр
ольны
е
работ
ы
Практ
ически
е
работы
Дата
изуче
ния
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
34
10
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97dee
Исконно русская лексика и еѐ особенности. Практикум
Роль старославянизмов в развитии русского
литературного языка и их приметы.
Роль старославянизмов в развитии русского
литературного языка и их приметы. Практикум
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных
текстах, современной публицистике.
1
6.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных
текстах, современной публицистике. Практикум
1
7.
Речевой этикет.
2.
3.
4.
5.
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9882a
8.
Речевой этикет. Практикум.
9.
Речевой этикет в русской культуре и его основные
особенности.
Русский человек в обращении к другим.
Культура речи
10.
1
14
11.
12.
13.
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.
Библиотека
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки
в современной речи.
Библиотека
Основные
синтаксические
русского литературного языка.
Библиотека
нормы
15.
Синтаксическая
формул.
16.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка.
17.
Нормы употребления терминов.
18.
19.
20.
Трудные случаи согласования в русском языке
Особенности современного речевого этикета
Особенности
современного
речевого
этикета.
Практикум.
Информация: способы и средства еѐ получения и
переработки
Информация: способы и средства еѐ получения и
переработки. Практикум
Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные
приѐмы слушания.
Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные
приѐмы слушания. Практикум
Речь. Речевая деятельность. Текст.
22.
23.
24.
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99f9a
Основные
синтаксические нормы современного
русского литературного языка. Практикум
21.
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99270
современного
14.
синонимия.
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98e2e
Синонимия
1
речевых
1
1
1
10
25
26.
27.
28.
29.
Основные методы, способы и средства получения,
переработки информации.
Библиотека
Аргументация. Правила эффективной аргументации.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации
Доказательство и его структура.
Прямые и косвенные доказательства.
Способы
опровержения доводов оппонента.
30.
Прямые и косвенные доказательства.
Способы
опровержения доводов оппонента. Практикум.
31.
Разговорная речь. Самопрезентация.
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9a81e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99f9a
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99ad6
32.
Разговорная речь. Самопрезентация. Практикум
33.
Научный стиль речи.
34.
Научный стиль речи. Практикум
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
34
1
10
9 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Язык и культура
1
2
3
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
6
Русский
язык
как
зеркало
национальной культуры и истории
народа.
Примеры ключевых слов русской
культуры,
их
национальноисторическая значимость.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Крылатые слова и выражения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
4
5
6
Развитие
процесс.
языка
как
объективный
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Общее представление о внешних и
внутренних
факторах
языковых
изменений.
Стремительный
состава языка.
рост
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
словарного
Культура речи
7
Библиотека ЦОК
1
8
Основные орфоэпические нормы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
8
Основные
лексические
нормы
современного русского литературного
1
языка.
9
10
11
12
13
14
Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением
лексической
сочетаемости. Речевая избыточность и
точность. Тавтология. Плеоназм.
1
Основные
синтаксические
нормы
современного русского литературного
языка.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Типичные грамматические ошибки.
Управление: управление предлогов
благодаря, согласно, вопреки.
1
Нормы употребления причастных и
деепричастных
оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении
сложных предложений
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических
словарях и справочниках.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
20
15
Русский язык в Интернете.
16
Правила
информационной
безопасности
при
общении
в
социальных сетях.
Библиотека ЦОК
Контактное и дистантное общение.
Библиотека ЦОК
17
https://m.edsoo.ru/7f419b78
https://m.edsoo.ru/7f419b78
18
Виды
преобразования
текстов:
1
аннотация.
19
20
21
Виды
преобразования
конспект.
текстов:
Использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации.
Официально-деловой стиль.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
22
Деловое письмо, его структурные
элементы и языковые особенности.
1
23
Деловое письмо, его структурные
элементы и языковые особенности.
Практикум.
1
24
Учебно-научный стиль.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
25
Доклад.
26
Сообщение.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
27
Речь оппонента на защите проекта.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
28
Публицистический стиль.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
29
Проблемный очерк.
30
Язык художественной литературы.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
31
Диалогичность
произведении.
в
художественном
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
32
Текст и интертекст. Афоризмы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
33
Прецедентные тексты.
34
Повторение изученного.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
12