Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухтоловская основная школа»
Программа принята
На заседании
Педагогического совета
Протокол №1
30.08.2024
Утверждено
приказом по МБОУ
Мухтоловская ОШ
30.08.2024г. №253/1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухтоловская основная школа»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«Школьный медиацентр»
Направленность – социально гуманитарная
Год разработки программы -2024
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей – 13-15 лет
Автор-составитель:
Трифонова Наталья
Александровна,
учитель
английского языка
Мухтолово, 2024 год
Оглавление
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы ....................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка .......................................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи программы ...................................................................................................... 5
1.3 Содержание программы ......................................................................................................... 5
1.4 Планируемые результаты ...................................................................................................... 8
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий ........................................... 10
2.1 Календарный учебный график ............................................................................................ 10
2.2 Условия реализации программы… ..................................................................................... 11
2.3 Формы аттестации ................................................................................................................ 11
2.4 Оценочные материалы… ..................................................................................................... 12
2.5 Методические материалы .................................................................................................... 19
2.6 Список литературы ................................................................................................................23
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный медиацентр»
составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование» в части реализации мероприятий по созданию новых
мест дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Твой формат» (далее – Программа) имеет социально- гуманитарную направленность.
Программа направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных
способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, социальную адаптацию,
гражданское становление подрастающего поколения, организацию социализирующего
досуга детей.
Уровень Программы - ознакомительный.
Программа разработана в соответствии c основными направлениями государственной
образовательной политики и нормативными документами, регулирующими деятельность в
сфере образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ от 9 ноября 2018 года
N 196 утратил силу с 1 марта 2023)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. № 467
«Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 г. N 652 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О
реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей».
Методические
рекомендации
по
разработке
(составлению)
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
-Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мухтоловская
основная школа»
- Программа
развития
Муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения «Мухтоловская основная школа»;
- Локальные акты Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Мухтоловская основная школа».
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует
нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации:
глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные информационные
технологии - должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не
просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и скачивания тем для
рефератов из Интернета.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы
предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения
различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных
возможностей человека. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить
этому своих учеников - основная задача школы.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание школьного
медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и
овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается
авторская позиция ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной
норме, создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся,
самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Школьный медиацентр —
это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над
созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах
деятельности – от гуманитарной до технической. И показать публично результаты своей
работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной социальнозначимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок, тематические
видеоролики, статья могут быть подготовлены только общими усилиями творческого
коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но, с другой стороны,
необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, участвующего
в работе школьного медиацентра:
• жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых знаний: занятия в
кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.
• психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со сверстниками,
стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению, повышенная
эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий. Учитываются
умственное развитие ребенка, его поведение.
• потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление заслужить
уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность, проявление
интереса к новым видам деятельности.
Также название темы отображает реализацию единой профоиентационной модели.
Отличительные особенности программы состоят в использовании современных методик и
технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук,
овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного
виртуального образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу это еще одна отличительная особенность данной программы. А также, ее содержание
рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в детских и подростковых масс-медиа, и
носит ознакомительный характер.
Адресат программы: обучающиеся 13-15 лет, проявляющие интерес к журналистике и
публицистике.
Объем программы: 36 часов.
Формы обучения: программа «Школьный медиацентр», нацелена на творческую
самореализацию учащихся в общеобразовательной школы. В ней использованы эффективные
формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с
одаренными детьми:
- творческие проекты;
- круглые столы;
- тренинги «Берем интервью»;
- регулярный выпуск новостей в школьной группе в социальной сети и видеороликов;
- конкурс анонсов, афиш;
- конкурс видеороликов;
- мастер-классы, дискуссии для юных журналистов;
- контрольные: прием видеороликов и другой медиапродукции.
Особенности организации образовательного процесса
Лекция,
вебинар, презентация, экскурсия, самостоятельная работа, работа в
подгруппах, работа в парах, публичное выступление, практическая работа, игровая
деятельность, тестирование, круглый стол, беседа.
Срок освоения программы: 1 год.
Режимы занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут в разные дни.
Программа разработана в рамках реализации Национального проекта
"Образование" федерального проекта "Успех каждого ребенка" в части создания новых
мест.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческих и интеллектуальных
способностей личности посредством овладения технологиями средств массовой информации.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов
воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся.
2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист,
корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр,
режиссёр монтажа и др.
3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и
критически анализировать содержание сообщений.
5. Создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
1.
Способствовать повышению работоспособности учащихся.
2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
2. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с
различными источниками информации.
3. Воспитывать дисциплинированность.
4. Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам
коллектива в достижении общей цели.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция, уровень
культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;
-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка
и общих интересов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно;
- выстраивать проблемный диалог при изучении нового материала;
учиться
совместно
с
учителем
и
другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
- получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой
деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль,
слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации
творческого проекта и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент,
фотограф, монтажер и др.).
Предметные результаты:
Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной
возможности проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности,
создать условия для профессионального самоопределения и
подготовки будущих
корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров.
Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества)
в любой ситуации.
Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта,
умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.
В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к
окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все
стороны коммуникации, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как:
лидерство, творческий подход к труду, товарищество, трудолюбие, бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному,
стремление реализовать себя в профессиональном плане.
1.3.Содержание программы
Учебный план
Количество
Форма
учебных часов
контроля
№
Название раздела
1
2
Введение в тележурналистику
4 (1)
Техника речи. Актерское мастерство 6
3
Интервью
5 (1)
4
Новости
5
5
Операторское мастерство
6
6
Монтаж и обработка
7
7
СММ: продвижение в социальных
сетях
3 (1)
Тестирование
творческая
работа
творческая
работа
творческая
работа
творческая
работа
творческая
работа
творческая
работа
Учебно–тематический план
№
Название разделов, тем
1. Введение в журналистику
Количество часов
Всего
в том числе
теория практика
4
Форма
аттестации/
контроля
Вводное занятие. Входной контроль
1.1.Основы радио
1.2.Печатные издания
1.3.Тележурналистика
2.
Техника речи. Актерское мастерство
2.1. Культура речи
2.2. Постановка голоса
2.3. Дикция
2.4. Сценическое внимание
2.5. Упражнения на актерское мастерство
3.
Интервью
3.1. Виды интервью
3.2. Структура интервью
3.3. Стендап
3.4. Промежуточная аттестация
4.
Новости
4.1. Телевизионный репортаж
4.2. Стиль и отбор новостей
4.3. Ведение в кадре
4.4. Телевизионный мейкап
5.
Операторское мастерство
5.1. Ракурс
5.2. План
5.3. Работа с камерой
5.4. Композиция, свет, цвет
5.5. Репортажная и портретная фотография
6.
Монтаж и обработка
6.1. Основы видеомонтажа
6.2. Монтаж сюжета
6.3. Монтаж новостей
6.4. Обработка фотографий
6.5. Итоговая аттестация
7.
СММ: продвижение в социальных
сетях
ИТОГО
1
1
1
1
6
1
1
1
1
2
5
1
1
2
1
5
1
1
2
1
6
1
1
1
1
2
7
1
2
2
1
1
3
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
++
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
тестирование
творческая работа
итоговая
творческая работа
+
36
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в тележурналистику (4часа)
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в
помещении до и во время проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты,
журналы, правила работы с ними.
Практика: работа с программами Moovie Maker, Publisher.
Оборудование: ноутбук
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство (6 часов)
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция
Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство
Оборудование: ноутбук, звуковые колонки
Раздел 3. Интервью (5 часов)
Теория: структура и виды интервью, стендап.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Промежуточная аттестация: творческая работа
Оборудование:
ноутбук,
звуковые
колонки,
микрофон-петличка,
комплект
осветительного оборудования, подиум с хромакеем и комплектом постоянного освящения,
микрофон.
Раздел 4. Новости (5 часов)
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Оборудование: ноутбук, микрофон-петличка, комплект осветительного оборудования,
микрофон.
Раздел 5. Операторское мастерство (6 часов)
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Оборудование: ноутбук, фотоопарат зеркальный +объектив
Раздел 6. Монтаж и обработка (7 часов)
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео. Обработка
фотографии.
Итоговая аттестация: творческая работа
Оборудование: ноутбук, звуковые колонки, наушники
Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях (3 часа)
Теория: Изучение основ продвижения в социальных сетях
Практика: Создание сообщества в ВК, оформление страницы, написание контента,
создание постов, создание таргетированной рекламы на страницу сообщества.
Оборудование: ноутбук
Формы аттестации/контроля: в ходе реализации программы оценка ее
эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля.
Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование, зачётные
задания и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме тестирования,
публичных демонстраций своих медиа работ, выполнения групповых заданий.
Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся педагогом
проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.
Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в
форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения
засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих
призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.
1.4 Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны знать
- деятельность школьного медиацентра
-о профессиях журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр,
видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
-выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать
содержание сообщений.
-создать живую, активно работающую информационную среду.
Метапредметный уровень
- улучшится работоспособность учащихся.
-разовьется активность учащихся, их творческие способности.
Личностный уровень
- сформируется чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный
медиацентр»
35
36
1
1
2.2 Условия реализации программы
Условия реализации программы: в наличие отдельного кабинета, наличие ноутбука с
установленными программами Movavi Photo Editor, Picture Manager, Paint.Netи др.,
звуковые колонки, фотоаппарат зеркальный + объектив, микрофон, наушники .
Для эффективного освоения технических приёмов, работы с графическими редакторами и
программами по обработке видео и звука на занятиях проводятся индивидуальные и
групповые упражнения, в парах, тройках и микрогруппах. Особое внимание здесь
уделяется ребятам, которые «на ты» с компьютером. Индивидуально-ориентированный
подход применяется для пишущих ребят или выступающих в роли ведущих,
интервьюеров, которым необходим комплект осветительного оборудования, подиум с
хромакеем и комплектом постоянного освящения, микрофон петличка. Практические
работы и задания призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и
содействовать повышению их эффективности и надёжности.
Существенное место занимают игры и творческие проекты. В них заключены богатые
возможности для формирования норм коллективного поведения, воспитанники учатся не
только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей,
воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать деятельность
других в интересах объединения.
Игры, соревнования, занятия объединяют подростков, у них воспитывается
дисциплинированность, ответственность перед коллективом, формируется культура
поведения и общения, приобретается опыт коллективного взаимодействия, развивается
самостоятельность в принятии решений, воля и терпение, появляется осознанное желание
вести активный образ жизни.
Для определения результативности обучающихся по программе педагогом проводится
мониторинг: отслеживается теоретический уровень подготовки обучающихся по
основным разделам программы; уровень личностного развития, активное участие
36
23.05
34
1
23.05
33
1
2.05
32
1
16.05
31
1
25.04
30
1
18.04
29
1
11.04
28
1
4.04
27
1
28.03
26
1
21.03
25
1
14.03
24
1
7.03
23
1
28.02
22
1
21.02
21
1
14.02
20
1
7.02
19
1
31.01
18
1
24.01
17
1
17.01
16
1
27.12
15
1
20.12
14
1
13.12
13
1
6.12
12
1
29.11
11
1
22.11
9
10
1
8.11
8
1
15.11
7
1
1
6
1
1
1.11
Май
5
25.10
Апрель
4
18.10
Март
1
11.10
Февраль
1
4.10
Январь
3
27.09
Декабрь
1
20.09
Ноябрь
2
6.09
Октябрь
1
13.09
Сентябрь
Всего
учеб
ных
часо
в
/неде
ль/д
ней
1
2024-2025
Го
д
обуче
ния
обучающихся в играх, проектах. Педагог использует различные способы диагностики:
наблюдение, собеседование, тестирование, выставки и т.д.
2.3 Формы аттестации
Тестирование
Творческая работа
Итоговая творческая работа
Формы отслеживания и фиксации результатов:
Материалы тестирования
Готовая творческая работа
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Фотография
Сюжет
Видеосъемка интервью
2.4.Оценочные материалы
Оценочные материалы предметным планируемым
результатам по разделам
программы
1. Тест «Речевая грамотность» - https://gramotei.online/demo/run.
Позволяет проверить знания по пунктуации и орфографии в форме онлайнтестирования.
Справившиеся с этим заданием проходят собеседование с педагогом на наличие
речевых ошибок.
Оценивание каждого критерия по 12 бальной шкале:
1-6 баллов - оценка «3»;
6-10 баллов - оценка «4»;
11-12 баллов - оценка «5».
Общий результат:
1-30 – оценка «3»;
30-50 - оценка «4»;
50-60 – оценка «5».
ФИ уч-ся
Критерии
Грамотность
Объем информации
Умение излагать свои мысли
Связь с современностью
Знание особенностей
Публицистического стиля
Балл
Учитель
2. Критерии контрольного задания: «Репортаж», «Новостной пост»
Объект оценивания: авторский текст в жанре репортажа и новостной статьи,
ролика.
Требования к объекту оценивания:
1. Тема задается учителем.
2. Наличие заголовка текста, соответствующего теме репортажа.
3. Указание автора текста.
4. Отсутствие речевых и грамматических ошибок в тексте.
5. Объём текста: 1-2 печатных листа, 14 кегль, интервал 1,5, шрифт
TimesNewRoman
Критерии оценки
Показатели
1. Критерии авторства
1.1.Наличие
авторской
позиции Количество
читателей
репортажа,
которые
(авторского мнения, отношения к одинаково формулируют содержание авторской
описываемому событию, явлению).
позиции (авторского мнения, отношения):
- более 90 % – 10 баллов;
- от 50 до 90 % – 7 баллов;
- от 20 до 50 % – 4 балла;
- менее 20 % – 2 балла;
- все читатели затрудняются выделить авторскую
позицию – 0 баллов.
1.2.
Применение
средств Количество использованных средств:
предъявления авторской позиции, - 2 и более – 10 баллов;
адекватных
жанру
репортажа: - 1 средство – 7 баллов;
прямое высказывание отношения - Отсутствие средств – 0 баллов.
(критика, одобрение, комментарии и
др.); выделение наиболее значимых с
точки зрения автора эпизодов;
эмоционально - окрашенный стиль
текста и др.
2. Критерии соответствия жанру
2.1. «Композиция репортажа».
Соблюдение
требований
к
композиции;
последовательность изложения:
- все требования соблюдены репортажа, события
переданы последовательно – 10 баллов;
- одно требование не соблюдается, события
переданы последовательно – 7 баллов;
- все требования соблюдены, хронология событий
нарушена – 5 баллов;
- одно требование не соблюдается, хронология
событий нарушена – 2 балла;
требования нарушены, последовательность
событий отсутствует – 0 баллов.
2.2.Применение средств, создающих Количество использованных средств, создающих
«эффект
присутствия»: «эффект присутствия»:
свидетельство очевидцев, прямая - три и более – 10 баллов;
речь, диалоги, обращение к деталям - два – 7 баллов;
описания, эмоциональное состояние - одно – 5 баллов;
автора.
- средства не использованы – 0 баллов.
2.3.Достоверность
информации: Количество ошибок:
отсутствие ошибок в используемых - ошибок нет – 10 баллов;
названиях, фамилиях, правильная - одна ошибка, обнаруженная редактором в ходе
передача слов участников события, подготовки материала к печати – 5 баллов;
правдивое описание действия и др.
- на материал подана рекламация, информация
рекламации подтвердилась – 0 баллов.
3.
№
Требования к презентации в PowerPoint
Критерии
Требования
Примечания
На 2-ом слайде размещается
фотография автора, информация о
нём и контактная информация.
Кнопки навигации нужны для
быстроты перемещения внутри
презентации – к любому слайду
можно добраться в 2 щелчка.
Соблюдайте основные правила
цитирования и авторские права!!!
(обязательно
указание
первоисточников
материалов:
откуда взяли иллюстрации, звуки,
тексты, ссылки; кроме интернетссылок, указываются и печатные
издания)
1.
Основные
слайды
презентации
Структура презентации:
1-ый слайд – титульный лист – тема,
автор, логотип;
2-ой слайд – сведения об авторе;
3-ий
слайд
–
содержание
презентации с кнопками навигации;
в конце – список используемых
источников
завершающий слайд – повторение
контактной информации об авторе.
2.
Виды слайдов
Для
обеспечения
наглядности
следует
использовать
разные
способы размещения информации и
разные виды слайдов:
3.
Шрифт
4.
Содержание
информации
5.
Объем
информации
6.
Способы
выделения
информации
с текстом
с иллюстрациями;
с таблицами;
с диаграммами;
с анимацией
Текст должен быть хорошо виден.
Размер шрифта должен быть
максимально крупным на слайде!
Самый «мелкий» для презентации –
шрифт 24 пт (для текста) и 40 пт
(для заголовков).
Лучше использовать шрифтыArial,
Verdana, Tahoma, Comic Sans MS
Интервал
между
строк
–
полуторный.
При подготовке текста презентации
в обязательном порядке должны
соблюдаться общепринятые правила
орфографии,
пунктуации,
стилистики и правила оформления
текста
(отсутствие
точки
в
заголовках и т.д.), а также могут
использоваться
общепринятые
сокращения.
Форма представления информации
должна соответствовать уровню
знаний аудитории слушателей, для
которых
демонстрируется
презентация.
Недопустимо заполнять один
слайд слишком большим объемом
информации:
единовременно
человеку трудно запомнить более
трех
фактов,
выводов
или
определений.
Наибольшая
эффективность
передачи содержания достигается,
когда
ключевые
пункты
отображаются по одному на каждом
отдельном слайде.
Следует
наглядно
размещать
информацию: применять рамки,
границы, заливку, разные цвета
шрифтов, штриховку, стрелки.
Если хотите привлечь особое
внимание, используйте рисунки,
диаграммы,
схемы,
таблицы,
Желательно
устанавливать
ЕДИНЫЙ СТИЛЬ шрифта для
всей презентации.
В
презентациях
точка
заголовках ставится.
в
Размещать много мелкого текста
на слайде недопустимо!
Существует мнение, что на слайде
должно быть размещено не более
290 знаков (включая пробелы).
Важно не нарушать чувства меры:
не перегружать слайды, но в то же
время и не размещать сплошной
текст.
7.
Использование
списков
8.
Воздействие
цвета
9.
Цвет фона
10. Размещение
изображений
и фотографий
выделяйте опорные слова.
Списки из большого числа пунктов
не
приветствуются.
Лучше
использовать списки по 3-7 пунктов.
Большие
списки
и
таблицы
разбивать на 2 слайда.
Важно грамотное сочетание цвета в
презентации!
На одном слайде рекомендуется
использовать не более трех цветов:
один для фона, один для заголовков,
один для текста.
Для фона и текста используйте
контрастные цвета.
Учитывайте, что цвет влияет на
восприятие
различных
групп
слушателей
по-разному
(дети,
взрослые,
деловые
партнеры,
участники конференции и т.д.).
Для
фона
выбирайте
более
холодные тона (предпочтительнее)
или светлый фон и темные надписи.
Пёстрый фон не применять.
В презентации размещать только
оптимизированные (уменьшенные)
изображения.
Картинка должна иметь размер не
более 1024*768
Иллюстрации располагаются на
слайдах так, чтобы слева, справа,
сверху, снизу от края слайда
оставались неширокие свободные
поля.
Перед
демонстрацией
ОБЯЗАТЕЛЬНО
проверять,
насколько четко просматриваются
изображения.
Цвет может увеличить или
уменьшить кажущиеся размеры
объектов.
Обратите внимание на цвет
гиперссылок
(до
и
после
использования).
Текст должен быть хорошо виден
на любом экране!
Не забывайте, что презентация
отображается
по-разному
на
экране монитора и через проектор
(цветовая гамма через проектор
искажается,
будет
выглядеть
темнее и менее контрастно)
Для уменьшения объема самой
презентации
рекомендуется
соблюдать правила:
оптимизировать
объем
изображений (для уменьшения
«веса»
картинки
можно
использовать Microsoft Office
Picture Manager);
вставлять картинки, используя
специальные поля PowerPoint, а не
просто перетаскивать их в
презентацию;
обрезать картинку лучше в
специализированной программе
(Photoshop или др.), а не
непосредственно
средствами
PowerPoint
Как правило, картинка (не
фотография) весит меньше в
11. Анимационные
эффекты
12. Звук
13. Единство стиля
Сохранение
презентаций
Анимация не должна быть
навязчивой!
Не допускается использование
побуквенной анимации и вращения,
а также использование более 3-х
анимационных эффектов на одном
слайде.
Не
рекомендуется
применять
эффекты анимации к заголовкам,
особенно такие, как «Вращение»,
«Спираль» и т.п.
При
использовании
анимации
следует помнить о недопустимости
пересечения вновь появляющегося
объекта
с
элементами
уже
присутствующих
объектов
на
экране.
Не допускается сопровождение
появления
текста
звуковыми
эффектами из стандартного набора
звуков Power Point.
Музыка должна быть ненавязчивая,
а её выбор оправдан!
формате gif / png ,нежели в jpg и
т.д.
Плохой считается презентация,
которая:
долго загружается и имеет
большой размер,
когда фотографии и картинки
растянуты и имеют нечеткие
изображения!
Помните, что анимированные
картинки не должны отвлекать
внимание от содержания!
В
информационных
слайдах
анимация объектов допускается
только в случае, если это
необходимо
для
отражения
изменений и если очередность
появления
анимированных
объектов соответствует структуре
презентации и теме выступления.
Исключения
составляют
специально
созданные,
динамические презентации.
Звуковое сопровождение слайдов
подбирайте с осторожностью,
только там, где это действительно
необходимо.
Того же правила придерживайтесь
при использовании анимационных
эффектов.
Для лучшего восприятия старайтесь
придерживаться
ЕДИНОГО
ФОРМАТА
СЛАЙДОВ
(одинаковый тип шрифта, сходная
цветовая гамма).
Недопустимо
использование
в
одной
презентации
разных
шаблонов оформления!
Сохранять презентацию лучше как Тогда в одном файле окажутся
«Демонстрация
PowerPoint».
С ВСЕ
приложения
(музыка,
расширением .pps
ссылки, текстовые документы и
т.д.)
Итоговая аттестация
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
• демонстрации видеофильма;
• диалога исторических или литературных персонажей;
• игры с залом;
• инсценировки реального или вымышленного исторического события;
• пресс-конференции;
• видео путешествия или видео эссе;
• рекламы;
• ролевой игры;
• интервью;
• телепередачи;
• фоторепортаж;
• виртуальной экскурсии.
Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям.
Критерии оценки содержания и защиты проекта
Критерии
проекта
оценки
Актуальность
поставленной
проблемы
Теоретическая
или практическая
ценность
Содержание критерия оценки
Кол-во
баллов
Насколько работа интересна в
практическом
или
теоретическом плане?
От 0 до
1
Насколько работа является
новой? Обращается ли автор к
проблеме, для комплексного
решения которой нет готовых
ответов?
От 0 до
1
Верно ли определил автор
актуальность работы?
От 0 до
1
Верно ли определены цели,
задачи работы?
От 0 до
2
Результаты
исследования
доведены
до
идеи
(потенциальной возможности)
применения на практике.
От 0 до
2
Проделанная работа решает
или детально прорабатывает
на материале проблемные
От 0 до
2
Самооценка
Оценка
руководителя
проекта
теоретические
вопросы
в
определенной научной области
Методы
исследования
Качество
содержания
проектной
работы
Качество
продукта проекта
(презентации,
сайта,
информационного
диска)
Компетентность
участника
при
защите работы
Автор
в
работе
указал
теоретическую
и/или
практическую значимость
От 0 до
1
Целесообразность
применяемых методов
1
Соблюдение
технологии
использования методов
1
Выводы работы соответствуют
поставленным целям
2
Оригинальность,
неповторимость проекта
2
В проекте есть разделение на
части, компоненты, в каждом
из
которых
освещается
отдельная сторона работы
1
Есть ли исследовательский
аспект в работе
2
Есть ли у работы перспектива
развития
1
Интересная
форма
представления, но в рамках
делового стиля
От 0 до
2
Логичность,
последовательность
фотографий и т.д.
От 0 до
2
слайдов,
Форма
материала
соответствует задумке
1
Текст легко воспринимается
1
Отсутствие
грамматических
ошибок, стиль речи
1
Четкие представления о целях
работы, о направлениях ее
развития, критическая оценка
работы
и
полученных
От 0 до
2
результатов
Докладчик изъясняется ясно,
четко,
понятно,
умеет
заинтересовать
аудиторию,
обращает внимание на главные
моменты в работе
От 0 до
2
Докладчик
опирается
на
краткие тезисы, выводы, и
распространяет, объясняет их
аудитории.
От 0 до
2
Докладчик
выдержал
временные рамки выступления
и успел раскрыть основную
суть работы.
От 0 до
2
Докладчик
смог
аргументировано ответить на
заданные
вопросы
либо
определить возможные пути
поиска ответа на вопрос
От 0 до
2
2.5.Методические материалы
Методы обучения.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (объяснение);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, интерактивного материала);
- практический (все виды практических работ).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети
воспринимают и усваивают готовую информацию).
2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности).
3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания,
самостоятельной творческой работы)
5. Проектные методы
Методы воспитания:
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие
ситуации;
методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий
и поступков, противоречащих нормам поведения).
Формы организации учебного занятия
Основными формами проведения занятий являются: творческое задание, конференция,
лекция, практическое занятие,
Педагогические технологии
Педагогические технологии, используемые на занятиях:
- технология коллективного взаимообучения;
- технология – дебаты;
- технология модульного обучения;
- технология проблемного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
- технология проектной деятельности,
- технология педагогической мастерской;
- здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы
Виды дидактических материалов, используемых на занятии:
• демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, видеоролики, карты, схемы,
графики);
• тесты;
•тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного
Учебно-практическое оборудование и инвентарь поступившее в рамках проекта
«Новые
места
дополнительного
образования»
социально-гуманитарной
направленности
Программы Movavi Photo Editor, Picture Manager, Paint.Net идр.
Учебно-наглядные пособия
Инструкции по технике безопасности
Таблицы, схемы, фотоматериалы
Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные
видеоролики
Оборудование
Количество, шт.
Ноутбук
2
Микрофон
1
Наушники
2
Стойка для микрофона
1
Мышка для ноутбука
2
презентации,
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ от 9
ноября 2018 года N 196 утратил силу с 1 марта 2023)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 г. N 652 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
7. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р.
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»
10. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ"
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
14. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О
реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей».
15. Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
16. Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Мухтоловская основная школа»
17. Программа
развития
Муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения «Мухтоловская основная школа»;
18 Локальные акты Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Мухтоловская основная школа».
Список литературы
Для учащихся и родителей:
1.Агафонов А.В. , Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 1993, - 200с.
2.Андерес Г.Ф., Панфилов Н.Д.. «Справочная книга кинолюбителя» (под общей редакцией
Д.Н. Шемякина) – Лениздат, 1977 г.
3.Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
4.Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер, 2002
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996.
5.Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
6.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
7.Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. //Иллюстрированное пособие по обучению
фотосъемке. Практическое пособие. М., Высшая школа, 1991, - 160 с.
8.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
9.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
Для педагога:
1.Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс Образовательные технологии
XXI века ОТ’07 / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М., 2007
С. 188-194.
2.Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков как фактор развития
информационной образовательной среды // Образовательные технологии XXI века / ред.
С.И. Гудилина.
3.Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.:
Просвещение, 2002 – 144 с.
4.Медиакультура. Программа для 1-11 кл. // Основы экранной культуры. Медиакультура:
сб. программ / под ред. Ю.Н. Усова. М., МИПКРО, 1996.
5.Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы. Таганрог:
Изд-во Ю.Д. Кучма, 2006 200 c.
6.Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», АртРодник, 2006 г.
7.Поличко Г.А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях //
Медиаобразование. 2005, № 4 С.40-48.
8.СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М,, Фомичева И.Д. – М.:
Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.
Интернет ресурсы:
1.http://ya-roditel.ru/ - Портал " Я-родитель " рекомендован Министерством
образования РФ для всех родителей, кому интересны вопросы воспитания и психологии
их детей, очень много полезной и интересной информации: видеоуроки, консультации
психологов, книги, тесты и многое другое.
2.http://www.umka.by на данном ресурсе размещено много полезной и интересной
литературы и информации для родителей по вопросам воспитания ребенка.
3.http://www.child-psy.ru/ - сайт о детской психологии, здесь вы сможете узнать ответы на
многие интересующие родителей вопросы воспитания и развития вашего ребенка.