Веселые нотки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухтоловская основная школа»

Программа принята
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2024 года

УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ
Мухтоловская ОШ
от 30.08.2024 г № 254/1

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа

"Весёлые нотки"
Направленность -художественная
Год разработки программы -2024
Срок реализации программы –1 год
Возраст детей –7-10лет

Автор-составитель:
Горюнова Елена Николаевна,
учитель начальных классов

р.п. Мухтолово,2024

Оглавление
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка…..с.3
1.2 Цель и задачи программы…..с.4-5
1.3 Содержание программы…..с.5-7
1.4 Планируемые результаты…..с.7-8
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график…..с.8
2.2 Условия реализации программы…..с.9
2.3 Формы аттестации…..с.9
2.4 Оценочные материалы…..с.10-11
2.5 Методические материалы…..с.11-12
2.6 Список литературы…..с.12-13
2.7Приложение…..с.14-21

2

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Данная общеобразовательная программа рассчитана на привитие детям любви к музыке и
пению, развитию их музыкального кругозора. Занятия помогают развивать культуру, учат
школьников понимать текст и соотносить его с музыкой. Программа даёт возможность
узнать нотную грамоту, попробовать себя в инструментальном творчестве, но больше всего
развивает вокальные навыки, песенную культуру, а также совершенствует эстетический
вкус.
Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной
программы закреплены в следующих документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации". Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам".
4. Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 года № 533 "О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённый приказом Минпросвещение России от 09
ноября 2018 года № 196.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи".
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"(вместе с "СанПиН 1.2.3685-21.Санитарные правила и нормы...").
Направленность:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые нотки" имеет
художественную направленность и реализуется в направлении вокального искусства.
Образовательной областью данной программы является искусство. Программа направлена на
музыкально-эстетическое развитие детей, подготовку вокальных групп и солистов –
исполнителей.
Актуальность:
Актуальность программы обусловлена тем, что за годы работы в нашей школе сложились
традиции по проведению таких мероприятий как: «День Учителя», «Осенний бал», «День
матери», «Мы за здоровый образ жизни», «Новогодние праздничные ёлки», «Бал маскарад»,
«Мальчишник», смотр строя и песни ко «Дню Защитника Отечества», «А ну-ка, девушки!»,
3

«День Победы», «Прощание с начальной школой», и др. Помимо общешкольных
мероприятий в классах проводятся тематические классные часы, где часто используются
музыкальные номера. Помочь классным руководителям, вожатой, в музыкальном
оформлении и призвана программа кружка "Весёлые нотки"
К числу наиболее актуальных проблем относится:
Создание условий для творческого развития ребенка.
Развитие мотивации к познанию и творчеству.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка.
Укрепление психологического и физического здоровья.
Отличительные особенности:
Отличительной особенностью данной программы от ранее
существующих можно считать комплексный подход к обучению. Он
основывается на межпредметных связях: вокал, нотная грамота, актерское мастерство,
обучение игре на шумовых инструментах. Ориентирована на детей, имеющих различные
интеллектуальные, творческие способности, без специальной музыкальной подготовки.
Определяющим фактором является желание и заинтересованность школьников.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей 7-10 лет. В данном возрасте дети проявляют интерес к
творчеству, наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем
детство, трудно представить. Набор в объединение производится на добровольных началах,
без ограничения и отбора детей.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 часов
Формы организации образовательного процесса:
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий – аудиторная.
Форма организации занятий – вокально-хоровая работа, занятия с группами и солистами,
дыхательная гимнастика, восприятие(слушание) музыки, артикуляционные упражнения,
работа с текстом и т.д.
Режим занятий:
Год обучения

Продолжительно
сть занятия

Периодичность
в неделю

Один год

1уч.ч.

По 1ч

Количество Количество
часов
в год
неделю
1
36

часов в

1.2 Цель и задачи программы:
Развитие творческой личности ребенка посредством приобщения его к музыкальнопевческому искусству;
Формирование музыкально – певческих навыков и основ сценического
поведения
обучающихся.
Создание эффективной системы организации работы с обучающимися младшего школьного
возраста средствами музыки во внеурочное время;
Воспитание музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
обучающихся, воспитанников.
Образовательные:
4

1. Формировать у детей вокальные
навыки (правильное и естественное
звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая
атака звука, чистая интонация и т.д.).
2. Формировать навыки адекватного и выразительного исполнения современной
отечественной, эстрадной вокальной музыки.
3. Обучать детей приемам сценического движения, актерского мастерства.
4. Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского
творчества, в отчетных концертах, во всех тематических концертах).
5. Приобретать и расширять знания (основ музыкальной и вокальной грамотности,
основ физиологии голосового аппарата).
6. Приобретать и расширять знания (основ законов сцены, основ физиологии речевого,
опорно-двигательного и дыхательного аппарата)
Развивающие:
1. развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку,
ладовое чувство, музыкально - слуховые представления)
2. Развивать чувство ритма и координации движений.
3. Развивать интерес ребенка к самому себе как субъекту культуры.
4. Развивать общие, творческие и специальные способности.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к музыкальному искусству и пению;
2.Воспитывать у учащихся нравственные качества по отношению к
окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества, личной ответственности и т.д.).
Здоровьесохраняющие (здоровьеразвивающие):
1. Строить процесс занятий, способствующий не только сохранению, но и укреплению,
а также совершенствованию здоровья детей.
2. Укреплять голосовой аппарат.
3. Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику.
4. Создавать комфортный психологический климат, ситуацию успеха.
5. Владеть способами саморегуляции , вести здоровый образ жизни.
1.3 Содержание программы:
Учебный план:
№ Название разделов
Год обучения
Кол-во
часов
1 полуг
2 полуг
(в т.ч. атт)
(в т.ч. атт)
1. Музыкально
подготовка

-

теоретическая 2ч.

2ч.

4ч.

2. Вокально-хоровая работа

9ч

11ч.

20ч.

3. Теоретико-аналитическая работа

2ч.

2ч.

4ч.

4. Концертно-исполнительская
деятельность

4ч

4ч

8ч

Всего часов:

17ч.

19ч.

Учебно-тематический план:
Содержание и виды работы

Количество часов

5

36ч.

теория

практика

всего

16
1

1
18
3

0,5
под 0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1

1

7

8

1

1

27,5

36

1.
2.
3.

Вводное занятие.
Пение произведений.
Пение учебно-тренировочного материала.

4.
5.
6.
7.
8.

Музыкальная грамота.
Музыкальная игра и движение
музыку.
Музыкально-дидактические игры.
Слушание музыки.
Игра на музыкальных инструментах.

9.

Участие в конкурсах, концертах

10.

Итоговое занятие.

11.

ИТОГО

1
2
2

8,5

Содержание учебного плана:
1. Вводное занятие.
Теория:
Знакомство обучающихся с содержанием программы подготовительного курса обучения.
Знакомство с техникой безопасности, с правилами поведения.
Практика:
Коммуникативная игра «Здравствуйте!».
2. Пение произведений.
Теория:
Рассказ об основных певческих навыках, о правильной певческой установке. Дыхание.
Упражнения на дыхание. Беседы о песне, как об одном из видов музыкального искусства.
Краткий рассказ об авторах песен, о содержании произведения. Знакомство с музыкальными
инструментами.
Практика:
Дикция. Определение диапазона голоса. Разучивание песни. Достижение чистоты
интонирования. Формирование певческой эмоциональной выразительности.
3. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Образный рассказ о распевании, упражнении, о его роли в развитии певческих
навыков.
Практика:
Разучивание упражнений, их выпевание. Введение новых упражнений в зависимости от
учебных задач.
6

4. Музыкальная грамота.
Теория:
Знакомство с понятиями основных музыкально-выразительных средств: звук, сила звука
(тихо - громко); высота звука - звуковысотный слух (высокий - низкий); длительность звука
(чувство ритма); тембровая окраска и тембровый слух, мелодия и музыкальное
сопровождение.
Практика:
Обучение исполнению короткой песни или упражнения с показом движения рукой
мелодического рисунка (вверх - вниз), на месте.
5. Музыкальная игра и движение под музыку.
Теория:
Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или
танцевальные движения. Беседа о его характере.
Практика:
Прослушивание музыкального сопровождения. Показ определенных танцевальных
движений. Разучивание музыкальной игры или танцевальных движений. Игры («Где живут
нотки?», «Композитор - исполнитель - слушатель»).
6. Музыкально-дидактические игры.
Теория:
Краткая характеристика правил игры.
Практика:
Прослушивание музыкального отрывка сопровождающего игру. Разучивание игры.
7. Слушание музыки.
Теория:
Рассказ о музыкальном произведении и его авторе (композиторе). Беседа о характере,
настроении. Введение понятий: вступление, запев, куплет, припев, проигрыш.
Практика:
Слушание музыкального материала по теме «Три кита в музыке» (первичные жанры, с
целью эмоционального отклика на музыку).
8. Игра на музыкальных инструментах.
Теория:
Беседа об элементарных детских музыкальных инструментах, их показ (металлофон,
треугольник, бубен, маракасы, кастаньеты и другие).
Практика:
Обучение простейшим навыкам игры на детских музыкальных инструментах.
9.Участие в конкурсах, концертах.
Теория:
Беседа с настроем на выступление. Поведение на сцене. Анализ выступления.
Практика:
Концертно-исполнительская деятельность.
10. Итоговое занятие в форме игры-путешествия.
1.4 Планируемые результаты
По итогам реализации программы учащиеся :
Будут ЗНАТЬ:
- понятие и сила звука, динамический слух (тихо-громко);
- высота звука, звуковысотный слух (высокий-низкий);
- длительность звука (чувство ритма);
- тембровая окраска и тембровый слух;
- темп;
7

-мелодия и сопровождение;
-куплетная форма (вступление, куплет, припев, проигрыш);
Понятия:
-композитор;
-исполнитель;
-слушатель.
Будут УМЕТЬ:
- петь стоя и сидя сохраняя правильную осанку;
- правильно брать дыхание (мягкий вдох через нос, выдох - ровной легкой струей через
рот);
- эмоционально реагировать на песню (различать настроение, характер музыкального
произведения);
- петь четко проговаривая слова;
- петь несложные песни индивидуально и в группе чисто интонируя (диапазон до- 1, до-2);
- понимать элементарный дирижерский жест;
-определять звуковысотность мелодии;
- «Три кита» в музыке (песня, танец, марш).
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год
обучен
ия
Сентя
брь

202
4202
5

5,12,
19,26.

4ч.

Окт
я
брь

3,10,
17,
24,
31
5ч.

Ноя
брь

Дек
а
брь

Янв
арь

Февр
аль

Мар
т

Апре
ль

Май

7,14, 5,12, 9,16, 6,13,
21,
19,
23,
20,27
28
26
30

6,13, 3,10,
20,
17,24.
27

8,15,
22

4ч.

4ч.

3ч.

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

И
ю
н
ь

И
юл
ь

А
в
г
у
с
т

каникулы

2.2 Условия реализации программы:
Для реализации данной программы необходима следующая материальная база:
Кабинет для занятий должен быть удобным, хорошо освещенным, чаще актовый зал.
Оборудование кабинета:
столы;
стулья;
доска настенная;
доска интерактивная
шкаф-витрины (полочки);
стенды и т.д.
Инструменты и приспособления:
Компьютер
Звуковые колонки
Микрофоны
фортепиано
баян
8

Всего
учеб
ных
часо
в
/неде
ль/дн
ей

36ч

Телевизор
музыкальный центр
DVD плеер
магнитофон
Шумовые инструменты(ложки, трещётки, треугольники)
Металофон
Информационное обеспечение:
презентации к учебным занятиям
видеофильмы
интернетресурсы
CD DVD диски
Кадровое обеспечение :
Горюнова Елена Николаевна-учитель музыки
Классные руководители-при подготовке классных или школьных мероприятий.
2.3 Формы аттестации:
Концерт
Игра-путешествие
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов -фото, грамота,
диплом.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов -концерт,
школьные и классные мероприятия, фестивали.
2.4 Оценочные материалы:
уровень развития певческих навыков проводится в форме педагогического анализа в
конце учебного года.
Низкий. Имеет слабые навыки вокального пения. Поет, неточно интонируя, с
помощью педагога, звучание голоса напряжённое.
Средний. Интонирует чисто, но не солист. Поёт уверенно знакомые песни, пытаясь
выразительно передать их содержание, звучание голоса удовлетворительное.
Высокий. Поёт выразительно несложные песни, точно интонируя, естественным
звуком, без сопровождения, умеет настроиться, самостоятельно исправить неточные
интонации.
Критерии оценивания:
«Отлично»:
– знает и владеет основными певческими навыками;
- поет выразительно несложные песни, попевки, передает характер музыки;
- адекватно определяет характер музыкального произведения;
- знает о музыке как о виде искусства;
- различает простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), называя их характерные
признаки;
- выделяет наиболее яркие средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм,
динамика), форму музыкального произведения (вступление, куплет, припев, проигрыш);
- знает, что музыку пишет композитор, может назвать другие музыкальные профессии
(композитор, исполнитель, музыкант, певец, дирижёр);
- имеет элементарные представления о некоторых музыкальных инструментах.
«Хорошо»:
- недостаточно хорошо владеет основными певческими навыками (интонирует не совсем
точно, не всегда вовремя берет дыхание, нечетко произносит текст песни);
- поет не достаточно выразительно;
- адекватно определяет характер музыкального произведения, но использует при этом только
1 – 2 образных определения;

9

- способен различать простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), но делает это не
всегда уверенно, иногда нужна подсказка педагога;
- выделяет 1 – 2
средства музыкальной выразительности, форму музыкального
произведения может определить только с помощью педагога;
- знает, что музыку пишет композитор, с помощью наводящих вопросов педагога может
назвать некоторые другие музыкальные профессии;
- представления о музыкальных инструментах ограничены.
«Удовлетворительно»:
- плохо владеет основными певческими навыками;
- поет невыразительно, не может петь без поддержки педагога;
- не имеет представления о видах музыки, допускает ошибки в определении простейших
жанров;
- адекватно определяет характер музыкального произведения, но использует при этом только
1 – 2 образных определения;
- выделяет 1 – 2
средства музыкальной выразительности, форму музыкального
произведения может определить только с помощью педагога;
- знает, что музыку пишет композитор, с помощью наводящих вопросов педагога может
назвать некоторые другие музыкальные профессии;
- представления о музыкальных инструментах скудные.
2.5 Методические материалы
Методы обучения и воспитания
Методы формирования сознания учащегося:
- показ;
- объяснение;
- инструктаж;
- разъяснение.
Методы формирования деятельности и поведения учащихся:
-самостоятельная работа;
- иллюстрация.
Методы стимулирования познания и деятельности:
- поощрение;
-контроль;
самоконтроль;
- оценка;
- самооценка;
- одобрение словом.
Коррекционные методы:
- проговаривание отдельных фраз, напевов;
- работа над дикцией, ударением.
Формы организации учебного занятия
Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды
деятельности:
- дыхательная гимнастика;
-артикуляционные упражнения;
- вокально-хоровая работа;
- занятия по музыкальной грамоте;
- восприятие (слушание) музыки;
Используются следующие формы занятий:
1. По количеству детей: коллективные и индивидуальные.
2. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний,
практические занятия, занятие по контролю знаний, умений и навыков.

10

3. По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсии,
конкурс, концерт.
Занятия по программе «Весёлые нотки» состоят из теоретической и практической
частей. Большее количество времени занимает практическая часть.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом.
Практическая часть включает в себя работу над вокально-хоровыми навыками и
передачей образа в песне.
Музыкальную основу программы составляют лучшие образцы композиторовклассиков, современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни.
Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от календарных дат, особых
праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в
рамках кружковой деятельности.
Педагогические технологии
На занятиях объединения используются следующие современные педагогические
технологии:
здоровьесберегающие технологии;
информационно–коммуникационные технологии;
коммуникативная технология обучения,
технология коллективной творческой деятельности
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к
каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов
ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Алгоритм учебного занятия
сочетаются разные виды деятельности:
- дыхательная гимнастика;
-артикуляционные упражнения;
- вокально-хоровая работа;
- занятия по музыкальной грамоте;
- восприятие (слушание) музыки;
Дидактические материалы
компьютер
-интернетресурсы
-диски и аудиокассеты с музыкальным материалом
-наглядный материал (таблицы),портреты композиторов, сборники с певческим материалом,
текстами песен.
2.6 Список литературы
1. В. В. Емельянов. Методическая разработка «Фонопедические упражнения для стимуляции
голосового аппарата в процессе формирования певческих навыков», 1983г., М
«Просвещение» 95-с.
2. Ю. Булучевский, В. Фомин. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград,
«Музыка». 1990 г., 127 с.
3. Д. Б. Кабалевский., Л. В. Школяр. «Музыка в начальных классах» М. «Просвещение»,
1985г., 145 с.
4. Л. Н. Комисарова., Т. В. Кузнецова, «Ребенок в мире музыки», М «Школьная пресса»,
2006г., 125 с.
5. А. Г. Лазарева, «Сборник авторских программ дополнительного образования детей», М
«Народное образование», 2002г., 312 с.
11

А). В. Кипор, Т. Толбатова «Программа для студии вокально-инструментальной
музыки».
6. «Музыка. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» М
«Просвещение», 1986 г., 395 с.
7. Д.Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе»
Киев «Музычна Украина»1989г.
8. М. А. Михалкова, «Развитие музыкальных способностей» Ярославль «Академия
развития», 1997г., 240 с.
9. И. П. Пигарева, Т. Е. Ведрова «Воспитание музыкой», М «Просвещение», 1993г., 167с.
10. О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей» М Гуманитарный издательский центр
«Владос», 1997г., 1 ч.-605с., 2 ч. – 395с
Литература для обучающихся:
1. Л. Н.Алексеева. «Игровое сольфеджио». М. «Просвещение», 1998 г., 60 с.
2. Л. Н. Алексеева. «Музыкальная азбука». М. «Просвещение», 2000.г., 64 с.
3. Н. А. Ветлугина «Музыкальный букварь» М «Музыка», 1988г., 110 с.
4.Е.М.Пеперская «Вокальный букварь» М. 1996г.
5.. Ж. Металиди, А. Перцовская. «Мы играем, сочиняем и поем». Ленинград, «Советский
композитор», 1990.г., 78 с.
6. М. А. Михалкова «Развитие музыкальных способностей» музыкально-дидактическе игры,
Ярославль «Академия развития», 1997 г., 240с.
7. Е. Д. Макшанцева «Детские забавы» М «Просвещение», 1991 г., 64 с.
8.Л.В. Светличная «Сказка о музыке» М. «Сфера» 2003г.
Певческий материал:
1. «Праздники.Музыкальное сопровождение и оформление» Учитель.Волгоград.2000г.
2. «Праздники в начальной школе».Учитель.Волгоград.2000г.
3.Песенник М.Музыка 1986г.
4. «Взвейтесь кострами!» -пионерские песни М. «Детская литература»1982г.
5. «Друг наш песня»-М. «Советский композитор» 1976г.
6. «Ты судьба моя –Россия»-Ленинград. «Сов.композитор» 1979г.
7. «Хорошо в России» -М. «Сов.композитор»1977г.
8. «Учите детей петь»-М.Просвещение. 1987г.
9. «Песни для октябрят» - М «Сов.композитор» 1982г.
10 «Дружат дети на планете» -песни М. «Музыка» 1981г.
11. «Буратино»-песни для детей . Ленинград. «Сов. Комп.» 1991г.
12. «Поёт пионерия» -песенник для юношества Ленинград. «Сов.комп» 1982г.
13. «Товарищ песня» М. «Сов.комп»1986г.
14. «Песни наших дней» М. «Музыка» 1980.
15. «Музыка в начальных классах» М.Просвещение 1979.
16. «Фотографии любимых» песни М. «Сов.комп» 1984г.
17. «Школьный хор» М. Просвещение 1981г.
18. «Музыка и движение» М.Просвещение 1983г.
19. «Музыка в средней школе» М. Просвещение 1980г.
20 «Лучшие школьные песни»-сборник песен М. «Детская литература» 2007г.
21.Журналы: «Начальная школа», «Воспитание школьника»,«Первое сентября».
22. «Песни нашего детства» издание для досуга издательство «Аркаим» 2004г.
Приложение.
Методические рекомендации
(беседы для воспитанников)
Певческий голос

12

Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это
относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда
спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь
артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем
раньше появится положительный результат.
Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень
напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к
неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и
форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься.
Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что
способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к
горловому призвуку.
Певческая установка
Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокальнопевческой постановке корпуса во время пения.
От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая
осанка необходима всегда, а во время пения – особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко,
нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно
вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха,
который всех хочет перекричать).
Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня,
который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения
надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за
голову. Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности
занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула. Если приходится петь сидя, не
ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает
свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.
Дыхание
Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание
должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт.
Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы
правильно сокращены. Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на
одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на
горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое
время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.
Упражнения, используемые на занятиях:
1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного
выдоха).
2. Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.
3. Упражнения на удлинение выдоха: а) выдох на звуке, счет про себя; б) выдох на
повторение слога (ма, мо, му); г) выдох на счет вслух;
4. Упражнения «Свеча», «Снайпер», «Комарик»
Слух и голос взаимосвязаны
Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно
формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового аппарата точно так же, как
слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя –
одно не может существовать без другого.
Слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и
только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо
представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно
научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение без сопровождения
(выработка более сосредоточенного внимания поющего).
13

Мелодия
Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или
сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Мелодия лежит в основе любого
музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря
мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.
Вокальная музыка
Итальянское «vokale» означает – «голосовой». То есть это музыка для голоса или
многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – первоначально были
звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно
вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов танца ,
которые она сопровождала.
Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера,
оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только
из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху
средневековья.
Песня
Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному
творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания,
намерения, мечты. В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его
отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей
истории, к своей Родине. Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили
люди. Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике.
Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый
мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа. Если авторы
(композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда
становясь как бы народной. Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши
дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие –
от профессионалов до любителей.
Дикция
Важный момент в вокальном пении – дикция. Единственный способ донесения
содержания песни до слушателя – понятные слова. Поэтому дикция должна быть
отчетливой. Основой являются согласованные движения органов речи (язык, губы, зубы,
нёбо). Эти движения называются артикуляцией. Артикуляционный аппарат у детей,
особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную
работу по его активации. Быстрые и легкие перемещения языка, губ сохраняют устойчивое
положение гортани. Добиваться этого следует освобождением, раскрепощением всего
артикуляционного аппарата. Необходимо проводить тренаж артикуляционного аппарата.
Развитию артикуляции помогает проговаривание и пропевание скороговорок и
чистоговорок. Требуя от юных исполнителей четкой и ясной дикции, активной артикуляции,
следует обратиться к специальным упражнениям
1. Тренировка нижней челюсти.
2. «Пятачок» (тренировка
губных мышц).
3. «Почесывание».
4. Тренировка мышц языка.
5. Работа над гласными звуками.
6. Скороговорки
Берегите свой голос
Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает
человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям
14

жизни. Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре.
Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает
человеческий голос в пении! Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к
нему отношении. Что такое голос? Как он возникает? У нас в горле есть голосовые складки.
Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его
постоянной болтовней, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, то
голосовые складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым. Закаляй свое горло
полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад
голову, произноси протяжно следующие звуки:
А – а – а; Э – э – э; И – и – и; О – о – о; У – у – у
Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук.
Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя
остатки пищи. Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем
настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец
пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не
будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на
общий тонус организма. Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для
гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс. Острые и
нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.
Советы для здоровья голоса
1. Пить воду, чтобы не позволять вашему телу испытывать риск обезвоживания, и
избегать алкоголя и кофеина. Ваши голосовые связки вибрируют очень быстро, и наличие
надлежащей водной помощи служит своеобразной смазкой. Важное примечание: Пищевые
продукты, содержащие большое количество воды - превосходные закуски, это - яблоки,
груши, арбуз, персики, дыни, виноград, сливы, болгарский перец и яблочное пюре.
2. Не курить, или если Вы уже это делаете, бросить. При курении повышенный риск рака
горла, и при вдохе дыма (даже подержанный дым) могут раздражаться голосовые связки.
3. Не злоупотреблять, и не использовать ваш голос неправильно. Избегайте криков или
воплей, и не пытайтесь говорить громко в шумных помещениях. Если ваше горло сухое или
утомленное, или ваш голос становится хриплым, уменьшайте использование голоса.
Хрипота – это предупреждение, что ваши голосовые связки раздражены.
4. Держите ваше горло и мускулы шеи в расслабленном состоянии, как при пении
высоких нот, так и низких.
5. Обратите внимание на то, как Вы говорите каждый день. Даже исполнители, которые
имеют хорошие навыки пения, могут причинять себе ущерб, когда они говорят.
6. Не откашливайтесь часто. Когда Вы очищаете ваше горло, это - подобно хлопанью
вашими голосовыми связками вместе. Выполнение этого слишком часто может повредить их
и сделать ваш голос хриплым. Пробуйте глоток воды или сглотните, чтобы подавить
желание прокашляться. Если Вы испытываете желание прокашляться часто, проверяйтесь у
доктора, причиной может быть болезнь или аллергия.
7. Когда вы устаете, дайте голосу передохнуть. Не говорите, когда вы хриплы из-за
холода или инфекции. Слушайте то, что ваш голос говорит Вам.
9. Когда Вы должны говорить публично, с большими группами или на открытом воздухе,
думайте относительно использования усиления и избегайте напрягать ваш голос.
10. Увлажняйте ваш дом и область работы. Помните – влажный воздух хорош для голоса.
Что делать, если голос заболел?
1. Первое правило при любом заболевании – пейте как можно больше воды. Теплой.
Обильное теплое питье – это первое что придет на помощь.
2. Избегайте Чая, Кофе, Сливок и Алкоголя перед пением, поскольку они могут иметь
эффект обезвоживания. Т.е. чем больше их пьешь – тем больше хочется пить, что не есть
хорошо.
15

3. Всегда и везде вам поможет витамин С. В таблетках, фруктах, овощах. Ешьте их
побольше, хуже точно не будет, а эффект – естественный иммунитет. Напиток с соком
лимона (не пить холодным!), мед, черная смородина содержат витамин С и антивирусные
свойства, а свежий имбирь – это потрясающий природный анти-воспалительный продукт –
трете немного корня имбиря, заливаете кипятком, даете настояться – добавляете меда и
лимона.
4. Отдыхайте!
5. Сильный кашель может повредить голосовые связки. Немедленно принимайте сироп от
кашля, при малейших признаках. Будьте осторожны с таблетками, лучше сиропы из
натуральных трав.
6. Ингаляция с натуральными эфирными маслами. Масло эвкалипта, мяты, чайного дерева,
ели, сосны, кедра – лучшее средство от простуды, отлично прочищают легкие, избавляют от
кашля. Будьте осторожны со смесями для ингаляций, следите, чтобы в них не присутствовал
ментол – он может иметь осушающий эффект. Вообще ароматерапия – великолепное
средство быстро встать на ноги. Но не переусердствуйте – обязательно проверьте эфирные
масла на отсутствие личной непереносимости и аллергии.
7. Не пытайтесь петь и избегайте говорить, пока лечение не закончено, чтобы позволить
воспалению уменьшиться.
8. При выздоровлении начинайте с тихого напевания в течении 5-10 минут за раз, и
потихоньку переходите к нескольким вокальным упражнениям в середине вашего диапазона,
постепенно расширяйте диапазон более чем несколько дней. Норма восстановления будет
зависеть от серьезности болезни и опытом певца. Любые проявления хрипоты исчезнут – это
дело еще пары дней.
Классификация голосов
Мужские голоса
Голос
Бас

Баритон

Тенор

Звучание
Низкий (глубокий) бас
высокий (певучий) бас
характерный (комический) бас
Драматический
(Бас-баритон, в нижнем регистре приближается к басу)
Лирический
(тенор-баритон, близок к драматическому тенору)
Драматический
(окраска баритональная)
Лирический
(мягкий тембр, и мощный верхний регистр)
Лирико-драматический тенор

баритон
баритон
тенор
тенор

Женские голоса
Контральто
Меццо-сопрано

Сопрано

Низкий женский голос
Высокое меццо-сопрано (лирическое)
Меццо сопрано, близкое к сопрано
Низкое меццо сопрано (близкое к контральто)
Драматическое
(мощная сила звучания и хороший нижний регистр)
Лирико-драматическое сопрано
16

сопрано

Лирико-колоратурное сопрано
Распевание
Распевание
организует и дисциплинирует детей и способствует образованию
певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение
гласных). На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя.
Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться
систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель должен давать
различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны
меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано
это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться.
Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым
песенным материалом.
На первом году обучения очень хорошо дети распеваются на попевках, небольших
русских народных песенках. Русские народные песни известны своей распевностью.
Особенно полезны распевы на одну гласную или слово. Включать игровые формы ведения
занятий.
Приемы формирования ансамбля
Одним из важных условий достижения ансамблевого звучания является
систематическая работа по обучению детей пению по руке педагога. При этом важно
повышать уровень самосознания и самоконтроля детей. Выделим некоторые приемы,
способствующие формированию навыка ансамбля.
1. Выбор группы детей, которая выполняет роль жюри и оценивает слитность и
единство звучания.
2. Для ритмического ансамбля полезны следующие приемы работы:
а) похлопывание ритмического рисунка;
б) проговаривание текста песни в ритме;
в) проговаривание текста в различных темпах (от самого медленного до самого
быстрого).
3. Проговаривание текста песни, строго исполняя дирижерские указания, варьирующего
трактовку исполнении.
Формирование умений и навыков многоголосного пения
Большая роль в музыкальном развитии детей играет многоголосное пение.
Многоголосное пение с наибольшей активностью развивает гармоничный слух и ладовое
чувство, совершенствует чистоту интонации. Необходимо подбирать специальные
упражнения, также занятия сольфеджио, знания музыкальной грамоты. Хорошо для развития
многоголосного пения применение каконов.
Тема: Основы вокального искусства
Цель занятия: познакомить с основами вокального искусства.
Задачи: 1.
Познакомить с устройством и работой голосового аппарата (дыхательный аппарат,
артикуляционный аппарат, резонаторы).
2. Освоить вокальные упражнения для начинающих певцов.
3. Начать разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».
План занятия
1.Знакомство с правилами поведения на занятии.
2.Беседа о правилах гигиены и охраны певческого голоса.
3.Певческая позиция во время пения.
4.Знакомство с особенностями певческого дыхания, правилами дыхания во время пения.
Дыхательная гимнастика Э. Чарели.
5.Знакомство с понятием артикуляция. Артикуляционный массаж В. Емельянова.
6.Знакомство с понятием резонаторы.
7.Освоение вокальных упражнений для начинающих певцов.
8.Разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».
17

Ход занятия
Организационный момент: приветствие «Добрый день!», знакомство.
Ребята, сегодня мы с вами проведём открытое занятие «Вокальная азбука».
Кто из вас знает, что такое вокал? (Ответы детей)
Что такое вокал?
С итальянского языка vocale означает голосовое пение. Вокальное искусство – это
мастерство владения певческим голосом. Сегодня мы с вами попытаемся сделать первые
шаги в освоении вокальной азбуки. Будем учиться правильно и красиво петь.
Правила поведения на занятии:
1.На занятии должна быть тишина, потому, что лишние звуки мешают красиво петь.
2.Чтобы спросить, или ответить на вопрос, нужно поднят
Беседа о значении голоса и его охране
Человек наделён от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться
с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни. Голос –
бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать. Что такое голос?
У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук. А если не
беречь голос, напрягать его громкой болтовнёй, есть мороженое после горячего чая или
после долгого бегания складки воспаляются и голос становиться грубым и сиплым. Занятия
пением помогают укреплять голосовые складки – связки, способствуют развитию и охране
голоса. Тем, кто решил укреплять и развивать свой голос, занимаясь пением, надо запомнить
следующие правила о том, как беречь голос.
Как беречь голос:
1. Никогда не кричать;
2. Не пить холодную воду из под крана, особенно сразу после пения;
3. Не есть семечки (от семечек голос становится сиплым);
4. Если простыл – молчать.
(Памятку о том, как беречь голос, вы, ребята, получите в конце занятия.)
Как
правильно держать «корпус» - тело во время пения?
Певческая позиция:
1. Сидеть на половинке стула, с опорой ног на полу;
2. Сидеть дальше друг от друга;
3. При пении (сидя или стоя) спина должна быть прямой, плечи опущены, подбородок
опущен.
Чтобы научиться петь, нужно правильно дышать во время пения.
Знакомство с особенностями певческого дыхания
Строение органов дыхания
Воздух попадает во время вдоха через нос, или рот. Дальше он проходит через гортань, где
находятся связки, трахею и попадают в лёгкие, которые состоят из бронхов. Лёгкие
опираются на нижние рёбра. Давайте провёдем линию от одного ребра до другого.
Нащупайте нижние рёбра и проведите прямую линию, эта линия называется диафрагма – это
опора певческого дыхания. Когда делаем вдох - нижние рёбра расширяются. Получается,
что воздуха при таком дыхании поступает больше, чем при поверхностном вдохе
верхушкой лёгкого.
Диафрагмальное дыхание – это основа певческого дыхания. Эго называют ещё «брюшным»,
то есть живот как бы надувается и спускается.
Поучимся правильно дышать во время пения.
Правила певческого дыхания
1. Выдохнуть воздух.
2. Закрыть рот и вдохнуть через нос (плечи не поднимать!).
3. Задержать дыхание.
4. Во время пения удерживать расширенное состояние грудной клетки.

18

Разучим упражнение, в котором закрепим правила певческого дыхания и научимся дышать
носом, а выдыхать ртом, при этом следим за тем, чтобы нижние рёбра раздвигались.
«Наши плечи неподвижны,
Носом дышим еле слышно
Вдох – дыханье задержать
И спокойно выдыхать»
Сделаем
упражнения
на
активизацию
носового
вдоха.
Кроссворды
Интересным на занятиях кружка для школьников является и отгадывание кроссвордов с
вопросами по музыкальной тематике. Только предварительно учитель должен показать
принцип отгадывания таких головоломок. С этой целью можно наглядно продемонстрировать, как надо отвечать на вопросы кроссворда и вписывать ответы в нужные клеточки.
1. Кроссворд «О ком поётся в песенке»
2. Если все слова в кроссворде будут отгаданы правильно, то в столбце можно будет
прочесть имя героини народной песенки, которая «нашла азбуку в канавке».
Песня, которая убаюкивает (колыбельная).
Песня, танец, марш – это музыкальные... Кто? (киты).
Когда поют или танцуют вместе несколько человек, это называется ... (ансамбль).
Музыкальный «кит», под который удобно шагать (марш).
коЛыбельная
кИты
анСамбль
мАрш
Контрольное слово по вертикали – «лиса», героиня русской народной песни «Уж как
шла лиса по травке».
3. Кроссворд « Герой музыкальной сказки»
4. Если правильно отгадать кроссворд, то в выделенном столбце можно прочесть имя
героя музыкальной сказки композитора С. С. Прокофьева.
1.
Музыкальная страна, в которой все поют (опера).
2.
Музыкальный «кит» (песня).
3.
Увертюра М. И. Глинки «Арагонская... (хота)».
4.
Большая песня главного героя (ария).
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.

оПера 2.
пЕсня 3.
хоТа 4.
ариЯ
Если слова будут вписаны правильно, то в выделенном вертикальном столбце можно
прочесть имя героя музыкальной сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» – Петя.
3. Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»
Для того чтобы отгадать этот кроссворд, надо вспомнить оперу М. И. Глинки «Руслан и
Людмила».
Если все слова в кроссворде будут вписаны правильно, то в столбце можно будет
прочитать слово, которое обозначает в опере большую песню главного героя.
1.
Главный герой сказочной оперы М. И. Глинки (Руслан).
2.
Злой волшебник из оперы «Руслан и Людмила» (Черномор).
3.
Великий русский поэт, написавший сказочную поэму, по которой М. И. Глинка
создал оперу «Руслан и Людмила» (Пушкин).
4.
Легендарный русский певец, персонаж оперы «Руслан и Людмила» (Баян).
1.
РуслАн
2.
ЧеРномор
3.
ПушкИн
4.
БаЯн
Слово по вертикали – «ария».
1.

19

4. Кроссворд с подсказкой «Инструменты народного оркестра»
Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов народного оркестра.
Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный».
1.
–––н
2.
–––а
3.
––р––––
4.
–о–––
5.
д––––
6.
––––н
7.
–––––ы
8.
––––й––
1.
Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя
(баян).
2.
Древнейший струнно-щипковый инструмент (лира).
3.
Этот инструмент считается главным в струнной группе симфонического оркестра,
но он есть и среди народных инструментов. Его так и называют – народная...
(скрипка).
4.
На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший... (рожок).
5.
Струнный инструмент, напоминающий балалайку (домра).
6.
Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками.
Играть на нём можно ударом или потряхиванием (бубен).
7.
Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными
ложечками (цимбалы).
8.
Дудочка с голосом жалобного высокого звучания (жалейка).
5. Кроссворд «Жанры народных песен»
В каждую строчку этого кроссворда вписано название жанра народных песен. Только
слоги в этих названиях перепутаны.Переставь слоги так, чтобы в каждом ряду
получилось правильное название жанра народных песен.
до тру вые
(трудовые)
рядо об вые (обрядовые)
чес кие лири (лирические)
е водны хоро (хороводные)
ричес кие исто (исторические)
Проверочные вопросы:
1. Что такое диапазон?
2. Что такое темп? Какие бывают темпы?
3. Какие динамические оттенки Вы знаете?
4. Какой инструмент получил название по динамическим оттенкам?
5. Какие произведения Л.В. Бетховена вы знаете?
6. Фольклор это7. Какие произведения И. С. Баха Вы знаете?
8. Какие произведения П.И. Чайковского Вы знаете?
9. Как называется современная музыка предназначенная для
отдыха, развлечений?
10. Ансамбль из четырёх человек называется11. Знак молчания в музыке12. Самый низкий мужской голос13. Импровизация это14. Сколько исполнителей в квинтете?
15. Что такое музыкальный стиль и какие стили вы знаете?

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».