Защитники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухтоловская основная школа»

Программа принята
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2024 года

УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ
Мухтоловская ОШ
от 30.08.2024 г № 254/1

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа

"Защитники"
Направленность - общевойсковая
Год разработки программы -2024
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей – 14-15 лет

Автор-составитель:
Карасев Александр Алексеевич,
Учитель технологии

р.п. Мухтолово,2024

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 . Пояснительная записка
1.1.1. Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Защитники"
имеет общевойсковую направленность, так как направлена на гражданскопатриотическое воспитание личности.
1.1.2. Актуальность.
Проблемы гражданско-патриотического воспитания в нашей стране обострены:
экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества, коснувшиеся каждой
семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества;
усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям
человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий
дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация
семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего
поколения. Поэтому воспитание патриотов – самая высокая задача любой
образовательной системы. Кроме этого все, что включает патриотическое воспитание,
стимулирует интерес к начальной военной подготовке и службе в Вооруженных силах. В
свою очередь, начальная военная подготовка так же, как и патриотическое воспитание,
способствуют становлению личности, обладающей качествами гражданина – патриота
Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное
время.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она дает
практические навыки, необходимые в любой жизненной ситуации, обеспечивает
положительную социализацию и профилактику асоциального поведения.
1.1.3. Отличительные особенности.
Отличительной особенностью данной программы является активное привлечение
родителей к образовательному процессу по формированию и у детей, и у взрослых
интереса к изучению истории своей семьи, поселка, страны. Каждый обучающийся может
реализовать себя через разнообразные виды деятельности, почувствовать себя
востребованным и нужным обществу.
1.1.4. Основные требования к структуре и содержанию дополнительной
общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2.
Концепция
развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3.
Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам".
4.
Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 года № 533 "О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утверждѐнный
приказом
Минпросвещение России от 09 ноября 2018 года № 196.

5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания"(вместе с "СанПиН 1.2.3685-21.Санитарные правила и
нормы...").
1.1.5. Адресат программы.
Программа предназначена для детей 14 – 15 лет. В работе объединения могут
принять участие все желающие.
1.1.6. Объем и срок освоения программы.
Реализация программы рассчитана на один учебный год. Всего 37 часов.
1.1.7. Формы организации образовательного процесса:
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий – аудиторная.
Форма организации занятий – всем составом объединения.
1.1.8. Режим занятий.
Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
1.2 . Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые
составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности,
развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Задачи:
1) формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод
личности;
2) формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной
культуры;
3) формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
4) формировать
внутреннюю
потребность
личности
в
постоянном
самосовершенствовании;
5) формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических
ценностей и роли России в судьбах мира;
6) сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

1.3 . Содержание программы
1.3.1 Учебный план
№

Название разделов

Кол-во часов (в т. ч.
аттестация)
1
21 (1)
6 (1)
2 (0,5)
2 (0,5)
3 (0,5)
2 (2)
37 (5,5)

1
Вводное занятие
2
Историко-правовая подготовка
3
Строевая и физическая подготовка
4
Огневая подготовка
5
Медицинская подготовка
6
Топография
7
Военно-спортивная игра
Всего часов:

1.3.2 Учебно-тематический план
№
п/п
1
2

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие
Историко-правовая подготовка

1
20

1
12

8

Моя семья живет в России.
Мой
поселок
–
история
и
современность.
Предприятия поселка.
Государственная символика РФ.
Конституция РФ – главный закон
страны.
История создания Вооруженных Сил
РФ.
Великие полководцы России.
Великая Отечественная война в
истории нашей страны.
Равнение на героев. Государственные
награды РФ. Советского Союза.

2
2

1

1

1

1

4
1
1

1
1

3

1

1
1

1
2
1
1
1
2

Оружие Победы. Современное
вооружение Российской армии.
Есть такая профессия – защищать 1

1
1
1
1
1
1
1

Формы
аттестации/
контроля
Защита
проекта,
тестировани
е

2.12

свою родину.

2.13

Дни воинской славы России.

3

Строевая и физическая
подготовка.
Строй и его элементы. Строевая
стойка. Выполнение команд
«Становись!», «Равняйсь»,
«Смирно!», «Вольно!». Подтягивание
на перекладине
Повороты на месте. Перестроение из
одной шеренги в две и обратно, из
одной шеренги в три и обратно. Бег
60м.
Выход из стоя и возвращение в
строй. Подход к командиру и отход
от него. Бег 100м.
Движение строевым шагом.
Повороты в движении. Подъѐм
переворотом на перекладине.
Прохождение
торжественным
маршем. Бег 1000м.
Песня
в
строю.
Поднимание
туловища из упора лѐжа на спине.
Смотр строя и песни. Челночный бег
3х10м.

7

0,5

6,5

1

0,5

0,5

Огневая подготовка

2

0,5

1,5

Разборка
и
сборка
автомата 2
Калашникова (АК-47)
Медицинская подготовка
2

0,5

1,5

1

1

Правила
оказания
медицинской 2
помощи при ранениях, травмах,
ожогах, обморожениях, отравлении,
поражении током, при остановке
сердца.
Топография
3

1

1

2

1

Топографическая карта. Виды карт и 1
основные сведения о них.

1

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5
3.6

3.7
4

4.1
5

5.1

6
6.1

1

1

1

1

1
1

1

1

1
1

1
1
Сдача
норматива
по сборкеразборке
АК-47

Выполнение
практическо
го задания,
тестировани
е

Защита
проекта

6.2
6.3

Топографические знаки.
Составление топографической карты 1
пришкольной территории.
1

7

Военно-спортивная игра

2

Итого:

37

1
1
2

17

Тестировани
е, сдача
норматива
по сборкеразборке
АК-47,
практически
е задания

20

1.3.3. Содержание учебного плана.
Вводное занятие (1 час).
Цель: познакомить детей с программой дополнительного образования, техникой
безопасности.
Предоставление сведений о программе дополнительного образования. Информирование о
технике безопасности.
Развитие творческих способностей, коммуникабельности.
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости за Россию.
Теоретические знания: знакомство с группой; правила поведения в кабинете, соблюдение
мер предосторожности на практических занятиях.
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный.
Форма
проведения: беседа,
встреча
с
интересным
человеком.
Форма
подведения
итогов:
рефлексия.
Историко-правовая подготовка (20 часов).
Цель: познакомить детей с историей поселка, историей создания Вооруженных Сил
России и видах вооружения; расширить и обобщить знания учащихся о Великой
Отечественной войне, о вкладе каждой семьи в приближение Победы; познакомить с
основными статьями Конституции РФ, с государственными символами России.
Тема «Моя семья живет в России» включает в себя знакомство с семьѐй, еѐ
традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению
предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения
гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
Тема «Мой поселок – история и современность» знакомит с памятными местами п.
Мухтолово, его современной жизнью. Раскрывает перед детьми красоту родного поселка,
уважение к людям в нѐм живущим. Знакомит с историческими личностями поселка,
района.
Тема «Государственные символы России» знакомит с символами поселка, области,
России; важными событиями в жизни страны.
Тема «Конституция РФ – главный закон страны» рассматривает основные статьи
Конституции РФ.
Тема «История вооруженных сил Российской Федерации» (п. 7-14) знакомит
учащихся с историей и традициями Вооруженных Сил Российской Федерации, символами
воинской чести; воинскими наградами, историей создания Вооруженных Сил Российской

Федерации (ВС РФ); великими сражениями, начиная с древних времен; с более
подробным рассмотрением битв Великой Отечественной войны.
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный. прием сравнения.
Форма проведения: беседа, викторина, экскурсия, встреча с интересными людьми.
Форма подведения итогов: защита проекта, тестирование.
Строевая и физическая подготовка (7 часов).
1. Цель: познакомить детей с основными положениями Строевого устава ВС РФ.
Пропаганда здорового образа жизни среди молодѐжи.
Задачи:
1) обучить детей основным строевым приемам Строевого устава.
2) выработка у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения
правильно и быстро выполнять воинское приветствие.
3) воспитание дисциплины, гражданственности и патриотизма.
4) подготовка команды для выступления в соревнованиях.
Теоретические знания: строи и их элементы, строевые приемы.
Практические знания: выполнение основных приемов и движений, участие в районном
смотре строя. Выполнение нормативов.
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный.
Форма проведения: беседа, практические занятия, доклады, презентации.
Форма

подведения

итогов: рефлексия,

смотр

строя

и

песни.

Огневая подготовка (2 часа).
Цель: обучить детей начальным навыкам обращения с оружием.
Задачи:
1) Формирование необходимых морально-психологических качеств для решения
боевых задач.
2) Воспитание у детей уверенности в силе своего оружия.
Теоретические знания: устройство автомата Калашникова (АК-47), меры безопасности на
занятиях с оружием, виды стрелкового оружия.
Практические знания: сборка и разборка автомата.
Методы и приемы: практический, словесный, наглядный.
Форма проведения: практические занятия, беседа.
Форма подведения итогов: сдача норматива по сборке-разборке АК-47.
Медицинская подготовка (2 часа).

Цель: научить детей приемам оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
1) ознакомление детей с правилами и способами оказания первой медицинской
помощи.
2) развитие навыков и умений по оказанию первой медицинской помощи.
3) воспитание ответственности за жизнь и здоровье, взаимопомощи.
Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении, поражении
током, при остановке сердца.
Теоретические знания: понятие «травма», «жгут», «шина», правила оказание первой
медицинской помощи при различного рода травм.
Практическое знания: наложение жгута, наложение шины, бинтование ран, проведения
искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, изготовление транспортировочных
средств.
Методы
и
приемы: наглядный,
практический,
словесный.
Форма проведения: практические занятия, экскурсия в поликлинику.
Форма

подведения

итогов: рефлексия,

тестирование,

практическое

задание.

Топография (3 часа).
Цель: дать понятие о важности составления карт в мирное и военное время; Задачи:
1) ознакомление с приемами составления топографических карт.
2) развитие навыков чтения карт.
Форма проведения: беседа, практическое занятия, упражнения на запоминание
топографических знаков.
Форма подведения итогов: рефлексия, защита проекта.

Военно-спортивная игра.
Цель: мониторинг усвоения программы дополнительного образования «Я люблю свою
Отчизну».
Задачи:
1) отследить качество усвоения теоретического материала, умения применять теорию
на практике;
2) продолжить формировать чувство гордости за свою страну;
3) воспитывать в детях уверенность в своих силах и чувство «локтя».
К организации и участию привлекаются родители.
1.4. Планируемые результаты.
В результате освоения программного материала ожидается формирование и овладение
учащимися личностных, метапредметных и предметных универсальных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
1) соблюдать дисциплину;
2) выполнять правила внутреннего распорядка;

3) осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена детского
коллектива;
4) усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского общества;
5) принять чувство ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные УУД.
Регулятивные:
1) уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы;
2) выстраивать последовательность необходимых операций;
3) уметь работать с информацией.
Коммуникативные:
1) уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе совместной
деятельности;
2) работать индивидуально и в группе;
3) выделять моральное содержание ситуации.
Предметные универсальные учебные действия:
Учащиеся должны знать:
1) меры безопасности во время занятий;
2) правила работы над проектами;
3) государственную символику России;
4) историю и традиции своей семьи;
5) историю поселка;
6) предприятия поселка;
7) основные статьи Конституции РФ;
8) историю создания Вооруженных Сил РФ;
9) воинские традиции Российской армии;
10) символы воинской чести;
11) современное вооружение Российских ВС;
12) о подвиге народа в Великой Отечественной войне;
13) элементы строя и обязанности в строю;
14) материальную часть автомата Калашникова;
15) требования к личному и групповому снаряжению;
16) принципы оказания первой медицинской помощи;
17) топографические знаки.
Учащиеся должны уметь:
1) собирать информацию, делиться собранной информацией;
2) делать краткие сообщения по теме;
3) работать с книгами и иллюстрациями;
4) находить нужный ресурс в Интернете;
5) сопровождать выступление мультимедийной презентацией;
6) выполнять строевые команды на месте и в движении;
7) выполнять сборку и разборку автомата Калашникова;
8) ориентироваться на местности;
9) читать карты и план местности;
10) оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях;
11) оказать помощь при чрезвычайных ситуации

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Дата
03.09
10.09
17.09
24.09
01.10
08.10
15.10
22.10
29.10
05.11
12.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12
24.12
31.12
14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
18.02
25.02
04.03
11.03
18.03
25.03
01.04
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: столы, стулья, ПК, интерактивная доска,
проектор.
Информационное обеспечение: видеоролики предметного содержания, презентации по
темам занятий, Интернет-ресурсы.
2.3. Формы аттестации.
Формы аттестации: тестирование, сдача нормативов, защита проекта.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, материал тестирования, протокол соревнований, фото, отзыв детей
и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита проекта,
соревнование.
2.4. Оценочные материалы.
Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы отслеживается путем тестирования по темам историко-правового блока,
медицинского блока, сдачи норматива по сборке-разборке АК-47, выполнения проекта
«Топографическая карта пришкольной территории».
2.5. Методические материалы.
Методы обучения: словесный, наглядный, проектный, репродуктивный, игровой.
Методы воспитания: объяснение, рассказ, беседа, пример.
Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, защита
проектов, практическое занятие, соревнование, экскурсия.
Педагогические технологии: технология
коллективного взаимообучения, технология
проектной деятельности.

группового
обучения,
развивающего обучения,

технология
технология

2.6. Список литературы.
Конституция РФ
ФЗ РФ «Об образовании», 2013.
ФЗ РФ «Об обороне», 1996.
ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», 1998.
Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских
объединениях» №551 от 24.07. 2001.
6. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных
объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»
№727 от 16.05.1996.
7. Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. «Строевой устав Вооруженных
Сил Российской Федерации», 2010.

1.
2.
3.
4.
5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».