Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухтоловская основная школа»
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ
"Мухтоловская ОШ"
от 30.08.2024г. № 254/1
Программа принята
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2024 года
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа
«Медиация»
Год разработки программы – 2024г.
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей – 15-16 лет
Автор – составитель:
Гильванова Наталья Ивановна,
социальный педагог
р.п. Мухтолово,2024г.
Содержание
Введение
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
с.4-5
1.2 Цель и задачи программы
с.5
1.3 Содержание программы
с.6-11
1.4 Планируемые результаты
с.11
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
с.12
2.2 Условия реализации программы
с.12-13
2.3 Формы аттестации
с.13
2.4 Оценочные материалы
с.13
2.5 Методические материалы
с.13-16
2.6 Список литературы
с.17
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.
Пояснительная записка
По направленности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиация» является социально –
педагогической, так как направлена на приобретение навыков конструктивного поведения в ситуациях стресса и конфликта, а также
последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников.
Актуальность программы обусловлена тем, что в образовательном учреждении собраны дети из разных социальных слоев, разных
стилей воспитания, что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего
времени. В то же время, в школе приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, не помогающие освоению навыков
цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам
для будущей жизни. В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение
конфликта находят не его участники, а кто-то за них. Данная программа позволяет осваивать конструктивные способы разрешения
конфликтных ситуаций, оберегать детей и подростков от агрессивного поведения, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Отличительная особенность этой программы от уже существующих в том, что для её освоения не требуется специальных первоначальных
знаний и умений, все необходимые для результата действия получаются обучающимися в процессе обучения. Работа и обучение
выстроены таким образом, чтобы дети старались понять друг друга без осуждения и назидания, помочь друг другу, чтобы свободно
раскрывалась индивидуальность и самобытность ребёнка, чтобы его непохожесть на других не раздражала, а наоборот, делала его более
интересным и привлекательным для общения, давала ему возможность самореализации и социализации.
Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих
документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
4. Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 года № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Минпросвещение
России от 09 ноября 2018 года № 196.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи".
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания"(вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...").
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 15 - 16 лет. В данном возрасте ведущей деятельностью подростка становиться
общение со сверстниками. Несмотря на это ученики выражают готовность к тем видам учебной деятельности, которые делают их более
взрослыми в их собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов обучения.
Набор в объединение производится на добровольных началах, без ограничения и отбора детей.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на I год обучения. 1 год обучения – 36 часов. Всего по программе – 36 часов.
Форма обучения – очная
Форма проведения занятий – аудиторная
Форма организации занятий – всем составом объединения.
Режим занятий. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 1 часу.
Цель и задачи программы
1.2.
Цель: развитие навыков позитивного, осознанного общения, создающими основу для предотвращения и эффективного разрешения споров
и конфликтов в повседневных условиях.
Задачи:
Сформировать навыки позитивного общения;
Научить конструктивному поведению в ситуации конфликта, спора;
Научить детей самоуважению, формированию у них чувства собственного достоинства;
Научить находить в себе позитивные качества и способности, развивать и реализовывать их;
Научить сопереживанию, умению понять, принять и ценить другого, поставить себя на место другого, быть чутким и отзывчивым.
1.3. Содержание программы
1. Учебный план.
№
1.
2.
3.
Название разделов
Год обучения
Кол-во
1 полугодие
2 полугодие
часов
Знакомство и общение.
6
-
6
Активное слушание и вербализация.
11
-
11
Игры и упражнения по профилактике и разрешению конфликтов.
-
19
20
17
19
36
Всего часов:
2. Учебно –тематический план
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
Название разделов, тема
Количество часов
Форма аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
Знакомство и общение.
6
1.5
4.5
Тема 1.1.
1
1
Тема 1.2.
1
0,5
Тема 1.3.
1
1
Тема 1.4.
1
1
Тема 1.5.
1
1
Тема 1.6.
1
1
Активное слушание и
вербализация.
Тема 2.1.
11
2.5
8.5
Упражнения, тесты, дискуссии.
1
0.5
0.5
Тема 2.2.
1
1
Тема 2.3
1
1
Тема 2.4.
1
Как научиться слушать и слышать? Упражнение
«12 барьеров общения»
Дискуссия.
Виды слушания. Правила эмпатического слушания.
Дискуссия.
Отражение эмоциональных реакции партнера.
Упражнение «Пересказ»
Упражнение «Зеркало»
Упражнение «Комплимент»
Упражнения, тесты, дискуссии.
Кто такой медиатор и для чего ОН нужен?
0,5
1
Правила проведения игр и упражнений.
Основные принципы проведения игр и упражнений.
Упражнение «Презентация индивидуальности».
Упражнение «Сколько меня?»
Тест «Каким ты выглядишь в глазах других»Упражнение «Мы
похожи»
Упражнение «Десять секунд» Упражнение
«Скажи – ка, дядя!»
Упражнение «Будем знакомы»
Упражнение «Крутой» или уверенный в себе»Тест
«Насколько вы уверены в себе?»
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3.0
3.1
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Тема 2.5.
1
1
Упражнение «Критика»
Упражнение «Перефразирование»
Упражнение «Телефакс»
Упражнение «Слухачи»
Упражнение «Мои ассоциации»
Тема 2.6.
1
1
Тема 2.7.
1
1
Тема 2.8.
1
1
Тема 2.9.
1
1
Тема 3.0.
1
1
Тема 3.1.
1
1
Игры и упражнения по
профилактике и
разрешению конфликтов.
Тема 3.1.
20
8
12
1
0.5
0.5
Тема 3.2.
1
0.5
0.5
Как научиться управлять своими эмоциями?
Упражнение «Угадай мои чувства»Упражнение
«Место встречи»
Как разобраться в конфликтной ситуации?
Упражнение «Сглаживание конфликтов» Разминка
«Печатная машинка» Упражнение «Если бы…, я
стал бы…»
Тема 3.3.
1
1
Упражнения «Контраргументы»
Тема 3.4.
1
1
Упражнение «Три вопроса»
Тема 3.5.
1
1
Упражнение «Хорошее слушание»
Упражнение «Карусель» Упражнение
«Продолжи искренне»
Упражнение «Детектив» Упражнение
«Приемы слушания»
Упражнение «Диспут» Упражнение
«Спор при свидетеле»
Игры, упражнения, дискуссии.
Разминка «Описание конфликта»
Упражнение «Сердцебиение»
3.6
3.7
3.8
3.9
4.0
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
Тема 3.6.
1
0.5
0.5
Тема 3.7.
1
0.5
0.5
Тема 3.8.
1
0.5
0.5
Тема 3.9.
1
1
Тема 4.0.
1
1
Тема 4.1.
1
0.5
0.5
Тема 4.2
1
0.5
0.5
Тема 4.3.
1
1
Тема 4.4.
1
1
Тема 4.5.
1
1
Тема 4.6.
1
0.5
Тема 4.7.
1
1
0.5
Упражнение «Список наиболее распространенных
конфликтов»
Как выбрать линию поведения в конфликте.
Упражнение «Самооценка»
Как разрешить конфликт?
Упражнение: «Бутылочные крышки»
Посредник в урегулировании конфликта.
Упражнение «О пользе критики»
Разминка «Всё равно ты молодец»Игра
«Воздушный шар»
Игра «Необитаемый остров»
Принципы разрешения конфликтов.
Билль о правах личности Упражнение
«Зачем людям законы»
Стресс и конфликты.
Логическая загадка «Три криминалиста»
Тест – опросник «Умеете ли вы справляться со
стрессом»
Основные принципы борьбы со стрессом.
Способы быстрого снятия стресса.
Упражнение «Консилиум»
Упражнения «Ступени общения»
Ролевая игра «Мой щит»
Дискуссия «Защита от жестокого обращения»
Упражнение «Телефон доверия»
Дискуссия.
Как эффективно провести переговоры?
Как провести беседу с участниками конфликта?
4.8
4.9
Тема 4.8.
1
Тема 4.9.
1
Всего часов:
1
1
Итоговое тестирование.
«Как вести деловые переговоры»,
«Умеете ли вы вести деловые переговоры»,
«Моя тактика ведения переговоров».
Обобщение по пройденным разделам.
36
2. Содержание учебного плана.
Раздел 1. Знакомство и общение.
Тема 1.1. Кто такой медиатор и для чего ОН нужен? Теория.
Тема 1.2. Правила проведения игр и упражнений. Основные принципы проведения игр и упражнений. Теория.
Упражнение «Презентация индивидуальности». Практика.
Тема 1.3. Упражнение «Сколько меня?», тест «Каким ты выглядишь в глазах других?», упражнение «Мы похожи». Практика
Тема 1.4. Упражнение «Десять секунд», упражнение «Скажи – ка, дядя!». Практика
Тема 1.5. Упражнение «Будем знакомы» Практика
Тема 1.6. Упражнение «Крутой» или уверенный в себе», тест «Насколько вы уверены в себе?». Практика.
Раздел 2. Активное слушание и вербализация.
Тема 2.1. Как научиться слушать и слышать? Теория.
Упражнение «12 барьеров общения» Практика.
Тема 2.2. Дискуссия. Виды слушания. Правила эмпатического слушания. Теория.
Тема 2.3. Дискуссия. Отражение эмоциональных реакции партнера. Теория.
Тема 2.4. Упражнение «Пересказ», упражнение «Зеркало», упражнение «Комплимент». Практика.
Тема 2.5. Упражнение «Критика», упражнение «Перефразирование». Практика.
Тема 2.6. Упражнение «Телефакс», упражнение «Слухачи». Практика.
Тема 2.7. Упражнение «Мои ассоциации». Практика.
Тема 2.8. Упражнение «Хорошее слушание». Практика.
Тема 2.9. Упражнение «Карусель», упражнение «Продолжи искренне». Практика.
Тема 3.0. Упражнение «Детектив», упражнение «Приемы слушания». Практика.
Тема 3.1. Упражнение «Диспут», упражнение «Спор при свидетеле». Практика.
Раздел 3. Игры и упражнения по профилактике и разрешению конфликтов.
Тема 3.1. Как научиться управлять своими эмоциями? Теория.
Упражнение «Угадай мои чувства», упражнение «Место встречи». Практика.
Тема 3.2. Как разобраться в конфликтной ситуации? Теория.
Упражнение «Сглаживание конфликтов», разминка «Печатная машинка», упражнение «Если бы…, я стал бы…». Практика.
Тема 3.3. Упражнения «Контраргументы». Практика.
Тема 3.4. Упражнение «Три вопроса». Практика.
Тема 3.5. Разминка «Описание конфликта», упражнение «Сердцебиение», упражнение «Список наиболее распространенных конфликтов».
Практика.
Тема 3.6. Как выбрать линию поведения в конфликте. Теория.
Упражнение «Самооценка». Практика.
Тема 3.7. Как разрешить конфликт. Теория.
Упражнение: «Бутылочные крышки». Практика.
Тема 3.8. Посредник в урегулировании конфликта. Теория.
Упражнение «О пользе критики». Практика.
Тема 3.9. Разминка «Всё равно ты молодец», игра «Воздушный шар». Практика.
Тема 4.0. Игра «Необитаемый остров». Практика.
Тема 4.1. Принципы разрешения конфликтов. Билль о правах личности. Теория.
Упражнение «Зачем людям законы. Практика.
Тема 4.2. Стресс и конфликты. Логическая загадка «Три криминалиста». Теория
Тест – опросник «Умеете ли вы справляться со стрессом». Практика.
Тема 4.3. Основные принципы борьбы со стрессом. Способы быстрого снятия стресса. Теория.
Тема 4.4. Упражнение «Консилиум», упражнение «Ступени общения». Практика.
Тема 4.5. Ролевая игра «Мой щит». Практика.
Тема 4.6. Дискуссия «Защита от жестокого обращения». Теория.
Упражнение «Телефон доверия». Практика.
Тема 4.7. Дискуссия. Как эффективно провести переговоры? Теория
Как провести беседу с участниками конфликта? Теория.
Тема 4.8. Итоговое тестирование: «Как вести деловые переговоры», «Умеете ли вы вести деловые переговоры», «Моя тактика ведения
переговоров».
Тема 4.9. Обобщение по пройденным разделам.
Планируемые результаты
1.4.
К концу обучения дети:
Получат навыки позитивного общения;
Научатся конструктивному поведению в ситуации конфликта, спора;
Научатся самоуважению,
Будут стремится находить в себе позитивные качества и способности, развивать и реализовывать их;
Будут стремиться к сопереживанию, умению понимать, принимать и ценить другого, ставить себя на место другого, быть чутким
и отзывчивым.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Всего учебны
Обучения
часов /недел
дней
23.05.25
16.05.25
04.04.25
11.04.25
18.04.25
25.04.25
28.03.25
14.03.25
21.03.25
14.02.25
21.02.25
28.02.25
07.03.25
07.02.25
31.01.25
24.01.25
10.01.25
17.01.25
20.12.24
27.12.24
15.11.24
22.11.24
29.11.24
06.12.24
13.12.24
01.11.24
08.11.24
25.10.24
04.10.24
11.10.24
18.10.24
06.09.24
13.09.24
20.09.24
27.09.24
06.09-20.05
Обучения
5
6
7
8
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
1 год
1
2
3
4
36
1
1 1 1
1
1
1 1
1 1
1 1
1 1
1
1
1 1 1 1
1 1
1
1 1 1 1
1
1
1
1
1
1 1 1
36
2.2. Условия реализации программы.
Для реализации данной программы необходима следующая материальная база:
Кабинет должен быть удобным для занятий, просторным, хорошо освещённым.
Оборудование кабинета:
Столы;
Стулья;
Доска настенная.
Инструменты и приспособления:
Белая и цветная бумага;
Ручки;
Карандаши простые и цветные;
Ножницы;
Клей;
Фломастеры.
Информационное обеспечение:
- Информационные материалы «Подготовка детей и подростков в качестве медиаторов к работе в школьной службе медиации»;
- ФГОС Школьная служба восстановительной медиации;
- Интернет источники.
2.3. Формы аттестации
1. Формы аттестации:
Тестирование;
2. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Журнал посещаемости;
Материал тестирования;
Фотографии.
3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитический материал по итогам проведения тестирования.
2.4. Оценочные материалы.
Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживается путём проведения
тестирования.
Оценочные материалы:
№
п/п
1.
Форма
контроля:
Тестирование.
Критерии оценки
1 балл – менее двух правильных ответов;
2 балла – 3–4 правильных ответа;
3 балла – 5–6 правильных ответов;
4 балла – 7–8 правильных ответов;
5 баллов – 9–10 правильных ответов
Система
оценки
0 – 2 балла – низкий уровень освоения
программы;3 балла – средний уровень
освоения программы;
4–5 баллов – высокий уровень освоения программы.
Диагностика выявления особенностей ведения переговоров
2.5. Методические материалы.
1. Методы обучения и воспитания.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (дискуссия, беседа, объяснение, и т.д.);
- практический (все виды практических работ, сам процесс практического выполнения упражнения, тренировочные упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
2. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
3. Игровой метод обучения.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
2. Формы организации учебного занятия.
Основными формами проведения занятий являются:
Практические занятия;
Беседы;
Дискуссии;
Игры;
Наблюдение.
3. Педагогические технологии.
1. Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые
условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов
ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
2. Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают
активность и интерес детей к выполняемой работе.
3. Технология группового обучения заключается в том, что непосредственное взаимодействие обучающихся осуществляется на
партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
4. Алгоритм учебного занятия.
Занятия строятся по следующему алгоритму.
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), диагностика усвоения, выявление
пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
4 этап: основной.
В качестве основного этапа выступают следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Содержание этапа: при усвоении новых знаний используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Содержание этапа: применяются пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или их
обоснованием.
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Содержание этапа: применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Содержание этапа: распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание этапа: используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня
сложности.
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: сообщаются ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и
навыками овладели? Поощрение ребят за учебную работу.
7 этап: рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание этапа: оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность
учебной работы.
8 этап: информационный
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы
следующих занятий.
Типы занятий:
- занятия изучения нового материала;
- занятия применения и совершенствования знаний;
- занятия обобщения и систематизации знаний;
- комбинированные занятия.
1. Дидактические материалы:
Листы белой бумаги;
Листы цветной бумаги;
Карандаши для каждого участника;
Листы – опросники по числу обучающихся;
Карточки с заданиями (ситуациями) по числу подгрупп из 5 человек;
Листы с заданиями по числу обучающихся.
2.6. Список используемой литературы
1. Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)».
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Распоряжение правительства Российской федерации от 15 октября 2012г. № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до
2014г. по реализации важнейших положений национальной стратегии действия в интересах детей на 2012 – 2017гг.».
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении
методических рекомендации по организации служб школьной медиации».
7. Подготовка детей и подростков в качестве медиаторов к работе в школьной службе медиации: информационные материалы для
проведения занятий и тренингов/авт.-сост.: Е.Г. Еделева, Н.А. Еременко, О.В. Шилова. - Н. Новгород: нижегородский институт
развития образования, 2017г.
8. Школьная служба восстановительной медиации. Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия,
тренинговые задания/ авт. – сост. О.А. Уварова. – Волгоград, 2017г.
Интернет-ресурсы:
1. www.mediacia.com.
2. www.vashpsixolog.ru