Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухтоловская основная школа»
Программа принята
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2024 года
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ
Мухтоловская ОШ
от 30.08.2024 г № 254/1
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа
«Юный волонтёр»
Год разработки программы – 2024
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей – 13-16 лет
Автор – составитель:
Фатеева Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и
литературы
р.п. Мухтолово
2024 г.
Содержание
Введение
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
с.3-4
1.2 Цель и задачи программы
с.4-5
1.3 Содержание программы
с.6-10
1.4 Планируемые результаты
с.10-11
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
с.12
2.2 Условия реализации программы
с.13
2.3 Формы аттестации
с.14
2.4 Оценочные материалы
с.14-15
2.5 Методические материалы
с.16-18
2.6 Список литературы
с.19-20
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.
Пояснительная записка
По направленности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный волонтёр" относится к программам
социально-педагогической направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вовлечение молодёжи в добровольческую (волонтерскую)
деятельность – одно из приоритетных направлений современной государственной молодежной политики. Волонтерская деятельность – это
безвозмездная, добровольная деятельность, которая ориентирована на предоставление социально значимых услуг.
Добровольчество как деятельность способна внести существенный вклад в процесс формирования здорового образа жизни,
патриотического воспитания подростков и молодёжи, укрепления сотрудничества между различными секторами общества. Посредством
добровольческой деятельности граждане, осознавая личную ответственность за будущее страны, за будущее поколений, вносят вклад в
решение социально значимых проблем, создавая огромный и бесценный ресурс – социальный капитал. Через приобретение и накопление
опыта участия в добровольческой деятельности, особенно молодёжью, формируются активная жизненная позиция, формируются духовнонравственные ценности. В сочетании общественных и личных интересов происходит осознание себя и своего места в обществе, формируется
гражданское самосознание и гражданская инициатива.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, от уже существующих,
заключаются в том, что программа интегрирована в обучающий процесс школы и направлена на социализацию обучающихся через вовлечение
их в добровольческую (волонтерскую) деятельность, в процессе которой молодые добровольцы (волонтеры) приобретают новые знания и
развивают навыки активного участия в общественной жизни местного сообщества, осваивают методы социального проектирования,иные
формы социальной активности.
Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
4. Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 года № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Минпросвещение
России от 09 ноября 2018 года № 196.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи".
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания"(вместе с "СанПиН 1.2.3685-21.Санитарные правила и нормы...").
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 13 - 16 лет.
Набор в объединение производится на добровольных началах, без ограничения и отбора детей.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на I год обучения. 1 год обучения – 36 часов. Всего по программе – 36 часов.
Форма обучения – очная
Форма проведения занятий – аудиторная
Форма организации занятий – всем составом объединения.
Режим занятий. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
1 часу.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель: вовлечение обучающихся в позитивную социальную практику и добровольческую деятельности, способствующую развитию,
поддержки молодёжных добровольческих инициатив, формированию духовно-нравственных ценностей, чувства ответственности,
отзывчивости, взаимопомощи, самоуважения, самореализации, самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи:
Личностные:
- сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию, положительное отношение к добровольческой деятельности;
- воспитать чувство коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты,
отзывчивости;
- сформировать осознанный выбор участия в волонтерской деятельности;
- сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья.
Метапредметные:
- развивать у обучающихся способность к личностному самоопределению и творческой самореализации;
- развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности;
- развивать творческие способности, потребность в саморазвитии;
- развивать коммуникативные качества, уверенность в себе, умения работать в команде;
- расширить опыт общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
- развивать рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности.
Предметные:
- обучить обучающихся знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности;
- познакомить с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;
- обучить основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание,
планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
- подготовить волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья,
подростки девиантного поведения и т.д.).
1.3. Содержание программы
1. Учебный план.
№
п/п
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Разделы подготовки
Вводное занятие
Волонтерская деятельность как одна из форм социального
служения
Игровые технологии в работе волонтера
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Информационные технологии в работе волонтеров
Основы проведения социальных дел
Специальная подготовка волонтеров
Аттестация
Итоговое занятие
Всего часов:
1 год обучения
1 полугодие
2 полугодие
(в т. ч. – атт)
(в т. ч. – атт)
1
2
7
6
1
17
5
3
4
5
1
1
20
Количество
часов
1
2
7
11
3
4
5
2
1
36
2. Учебно –тематический план
№
Тема
Теория
Практика
Всего
Первое полугодие
1
1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены.
-
1
2. Волонтерская деятельность как одна из форм социального
служения
2
0
2
2.1
Социальная работа и социальное служение. История
добровольчества
1
0
1
2.2
Волонтерство как институт формирования и развития
социальной активности молодежи
1
0
1
0
7
7
0
7
7
1
5
6
3. Игровые технологии в работе волонтера
3.1
Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских
праздников
4. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
4.1
Искусство говорить: «Нет». Возможные способы отказа от
нежелательного предложения, действия.
1
1
2
4.2
Разработка и проведение игр, викторин и презентаций по
профилактике зависимостей.
0
4
4
-
1
1
5
5
5. Аттестация
Второе полугодие
7. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
0
Форма
аттестации,
контроль
Тестирование
7.1
Разработка и проведение игр, викторин и презентаций по
профилактике зависимостей.
8. Информационные технологии в работе волонтеров
0
5
5
1
2
3
8.1
Информационный буклет. Принципы и алгоритм создания.
1
0
1
8.2
Информационный буклет. Создание.
0
2
2
9.
Основы проведения социальных дел
0
4
4
9.1
Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций
0
2
2
9.2
Организация социальных дел гражданско-патриотической
направленности
0
2
2
10.Специальная подготовка волонтеров
2
3
5
10.1 Помощь ветеранам и пожилым людям
2
3
5
11. Аттестация
-
1
1
12. Итоговое занятие
-
1
1
Тестирование
3. Содержание учебного плана.
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 час)
Теория: Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Знакомство с группой.
2. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (2 часа)
Теория: Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Волонтерство как институт формирования и развития
социальной активности молодежи.
3. Игровые технологии в работе волонтера (7 часов)
Практика: Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.
4. 6. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (11 часов)
Теория: Искусство говорить: «Нет». Возможные способы отказа от нежелательного предложения, действия.
Практика: Искусство говорить: «Нет». Возможные способы отказа от нежелательного предложения, действия. Разработка и проведение игр,
викторин и презентаций по профилактике зависимостей.
7. Информационные технологии в работе волонтеров (3 часа)
Практика: Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы создания.
8. Основы проведения социальных дел (4 часа)
Практика: Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
9. Специальная подготовка волонтеров (6 часов)
Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям.
Практика: Помощь ветеранам и пожилым людям.
5. 10.Аттестация (2 часа)
Проведение итоговой аттестации.
10. Итоговое занятие (1 час)
1.4. Планируемые результаты
Предметные
По итогам реализации программы
обучающиеся должны знать:
- историю волонтерского движения в России и за рубежом;
- методологические информативно-правовые основы волонтерской деятельности;
- социальные аспекты волонтерской деятельности;
- основные направления волонтерской деятельности в России и за рубежом;
- особенности организации волонтерской деятельности на базе различных учреждений;
- правовые основы, формы и методы привлечения и поиска средств для организации и проведения волонтерских мероприятий.
Обучающиеся должны уметь:
– обобщать полученные знания; анализировать отечественный и зарубежный опыт волонтерской деятельности;
– организовывать волонтерскую команду для участия в событийных мероприятиях;
– проектировать волонтерские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность, активизировать
собственные личностные ресурсы, способствующие саморазвитию и самореализации, способности нести ответственность за качество своей
деятельности;
– использовать методы, механизмы, технологии по поиску средств для организации систематической добровольческой деятельности.
Владеть:
– теоретико-правовыми основами в организации добровольческой деятельности;
– навыками составления текстов, информационных писем и т. д;
– навыками организации волонтерских акций и проектов; умения кооперации и организации работы в коллективе на основе толерантности,
диалога и сотрудничества; самостоятельной разработки социальных проектов в области организации добровольческой деятельности;
методами социально-проектной и прогностической деятельности; технологией организации и проведения добровольческих мероприятий;
планирования и организации волонтёрского мероприятия;
– навыками привлечения средств для организации и проведения волонтерских мероприятий, акций, событий.
Метапредметные результаты освоения программы проявляются в:
расширении круга приёмов составления разных типов плана;
расширении круга структурирования материала;
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
умении организовывать волонтёрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Личностные результаты освоения программы:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам
культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности.
Способы определения результативности:
Педагогическое наблюдение.
Педагогический анализ.
Тестирование
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
27.11.
04.12.
11.12.
18.12.
25.12.
29.01.
05..02.
12.02.
19.02.
26.02.
05.03.
12.03.
19..03.
26.03.
02.04.
09.04.
16.04.
23..04.
30.04.
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
21.05.
20.11.
12
36
13.11.
11
Общая нагрузка
14.05.
06.11.
10
36
07.05.
30.10.
9
Каникулярный период
Ведение занятий по расписанию
35
23.10.
8
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
34
16.10.
7
1
22.01.
09.10.
6
1
15.01.
02.10.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Промежуточная аттестация
Всего
учебных часов
/недель/дней
Май
25.09.
Апрель
5
Март
4
Февраль
18.09.
Январь
11.09.
Декабрь
3
Ноябрь
04.09.
Октябрь
2
1 год
обучения
Сентябрь
1
03.09.201
20.05..22
Год
обучения
1 1 1
36
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходима следующая материальная база:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Комплект презентаций
Печатные пособия;
Демонстрационные пособия;
Цифровые и электронные образовательные ресурсы;
Технические средства обучения (средства ИКТ);
Экранно-звуковые пособия;
Канцелярия;
Символика и атрибутика (футболки).
Кабинет для должен быть удобным для занятий, хорошо освещенным, просторным
Оборудование кабинета:
– столы;
– стулья;
–доска настенная;
- интерактивная доска;
- компьютеры;
– стенды
Информационное обеспечение:
Материалы к занятиям (статьи, аудио-, видеоматериалы), социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям,
людям с ограниченными возможностями здоровья.
Интернет ресурсы:
1. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL:
http://www.273-фз.рф
2. Единый национальный портал дополнительного образования детей. — URL: http://dop.edu.ru/home/53
3. Дополнительное образование. Социальная сеть работников образования. — URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie
4. Учительский портал – Международное сообщество учителей. — URL: https://www.uchportal.ru
2.3. Формы аттестации
1. Формы аттестации:
Тестирование;
2. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Журнал посещаемости;
Материал тестирования;
Фотографии.
3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитический материал по итогам проведения тестирования.
2.4. Оценочные материалы.
Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживается путём проведения
тестирования.
Оценочные материалы:
№
п/п
1.
Форма
контроля:
Тестирование.
Критерии оценки
1 балл – менее двух правильных ответов;
2 балла – 3–4 правильных ответа;
3 балла – 5–6 правильных ответов;
4 балла – 7–8 правильных ответов;
5 баллов – 9–10 правильных ответов
Система оценки
0 – 2 балла – низкий уровень освоения программы;
3 балла – средний уровень
освоения программы;
4–5 баллов – высокий уровень освоения программы.
Оценочные материалы
1. Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживается путем проведения теста.
Пакет диагностических методик:
Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной
оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.
Методики:
- Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности)
- Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности;
- «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) Метод экспертных оценок. Деятельно - поведенческий. Наличие у подростков
коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности; реальный вклад в социально значимую деятельность (участие в мероприятиях)
- тестирование обучающихся «Я- волонтер!»
- контрольные упражнения «Я- волонтер!»
Фонд оценочных средств программы
Фонд оценочных средств включает в себя:
– средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов: (опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка
деятельности и др.);
Для проведения промежуточной аттестации:
1. Подобрать нормативно - правовые документы по вопросам добровольческой деятельности
2. Проанализировать компетенции, необходимые волонтеру.
3. Проанализировать принципы волонтерской деятельности.
4. Проанализировать технологии создания эффективно работающей команды волонтеров.
5. Рассмотреть технологии набора волонтеров.
6. Составить буклет «Памятка молодого волонтера».
7. Разработать памятку «Как стать волонтером».
8. Исследовать уровень осведомленности молодежи о добровольческой деятельности.
2.5. Методические материалы.
Методы обучения и воспитания
Методы обучения.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. словесный (беседа, объяснение, рассказ.);
2. наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);
3. практический (графические работы, тренировочные упражнения, тренинг).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные
2. Репродуктивные методы обучения
3. Частично-поисковые методы обучения
4. Исследовательские методы обучения
Методы воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Формы организации учебного занятия
Основными формами проведения занятий являются:
Акция, беседа, встреча с интересными людьми, общешкольные и классные мероприятия, конкурсы
Педагогические технологии
На занятиях объединения используются следующие современные педагогические технологии:
технология группового обучения
технология проектной деятельности
технология игровой деятельности
коммуникативная технология обучения
технология коллективной творческой деятельности
здоровьесберегающая технология
Алгоритм учебного занятия
Занятия строятся по следующему алгоритму.
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), диагностика усвоения, выявление
пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
4 этап: основной.
В качестве основного этапа выступают следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Содержание этапа: при усвоении новых знаний используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их
коррекция.
Содержание этапа: применяются пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или их
обоснованием.
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Содержание этапа: применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Содержание этапа: распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание этапа: используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности
(репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: сообщаются ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и
навыками овладели? Поощрение ребят за учебную работу.
7 этап: рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание этапа: оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность
учебной работы.
8 этап: информационный
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы
следующих занятий.
Типы занятий: занятие изучения нового материала, занятие применения и совершенствования знаний, занятие обобщения и
систематизации знаний, комбинированные занятия, контрольные занятия.
Дидактические материалы
демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, видеоролики, презентации)
раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко
дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и
т.п.);
тесты.
2.6. Список используемой литературы
Нормативно-правовое обеспечение программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ "Об образовании в Российской федерации"
2. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
№ 1726-р)
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196)
4. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей" (постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 № 41)
5. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996-р)
7. Указ Президента РФ "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское
движение школьников" (№ 536 от 29.10.2015)
8. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155-р)
Список литературы для обучающихя:
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с.
2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.- Казань :Центр инновационных технологий, 2003-608с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология
человеческой судьбы.-СПб: Лениздат, 1992.-400 с.
4. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.:Питер, 2006. – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).
Интернет ресурсы:
1. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL:
http://www.273-фз.рф
2. Единый национальный портал дополнительного образования детей. — URL: http://dop.edu.ru/home/53
3. Дополнительное образование. Социальная сеть работников образования. — URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie
4. Учительский портал – Международное сообщество учителей. — URL: https://www.uchportal.ru
5. Российская библиотечная ассоциация. —URL: http// www.rba.ru
6. Российская государственная библиотека. —URL: http// www.rsl.ru
7. Научная электронная библиотека. —URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
8. Библиотека электронных книг. —URL: https://librook.net
Список литературы, используемой педагогом в работе:
1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Хабаровск,
2008. – 20 с.
2. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое пособие [Текст] / Г. П.
Бодренкова. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. – 320 с.
3. Бородина А.В. Направления развития социальной активности молодежи в условиях современного общества // Гуманитарные научные
исследования. – 2016. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/03/14506 (дата обращения: 07.06.2018).
4. Волкова Н.В., Гусева Л.А. Гражданская активность как зеркало политических, духовных и культурных ценностей общества
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/111-10681 (дата обращения: 16.07. 2017).
5. Зыков М. А. Формирование гражданской активности молодежи путем волонтерской деятельности // Научные исследования и разработки
студентов: материалы II Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 9698.
6. История добровольчества в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/disabled_know/20130217/923151956.html (дата
обращения: 27.07.2018).
7. Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: автореф. дисс. канд. психол. наук. М, 1970. –
22 с.
8. Ковалева Е.В. Формирование социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности // [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: file:///C:/Users/Администратор/Downloads/ formirovanie-sotsialnoy-kompetentsii-podrostkovposredstvom-volonterskoydeyatelnosti.pdf
9. Миллер С.В. Крутых Е.В. Особенности формирования гражданской ответственности учащейся молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/176/3062 (дата обращения: 27.07.2018).
10. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ.
1995. № 21. Ст. 1930.
11. Патриотическое воспитание молодежи в процессе гражданских инициатив и проектов глобального политического значения.
Аналитический отчет / Исследование проведено по заказу Департамента молодежной политики Свердловской области // Под руководством
Айвазяна А. А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.рцпв.рф/wp-content/uploads/2018/01/2017-Ajvazyan-A.A.Analiticheskijotchet.pdf (дата обращения: 27.07.2018).
12. Пилипенко А.Д. Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования //
Молодой ученый. – 2018. – №23. – С. 366-368 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/209/51147/ (дата обращения:
17.07.2018).