МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ Нижегородской области
МБОУ Мухтоловская ОШ
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Мухтоловская ОШ
________________________
Курман Т. В.
Приказ №210/1
от «30» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Орлята России
(ID 5824939)
для обучающихся 1-4 классов
р. п. Мухтолово 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России»
разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в
содержание процесса обучения и воспитания государственных символов
Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от
15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 №
996-р; СП 2.4.3648-20;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для
обучающихся начальных классов общеобразовательных школ /под
редакцией А. В. Джеуса; автор- составитель: А. В. Спирина и др./
Ставрополь, 2023г.
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа,
программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в
практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет
решать одну из главных задач государственной политики в сфере
образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства
России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в
образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в
образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального
общего образования, таки в «Примерной рабочей программе воспитания», в
которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся»
может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим
поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов
современного мира.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Орлята России», представленные по годам обучения. Также они включают
отдельные результаты в области становления личностных качеств и
метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом
этапе обучения.
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в
неделю в 1 классе и 2 часа в 2-4 классах начальной школы. Программа
рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс – 34 учебных недели в
год).
Направления
воспитания
Целевые ориентиры
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Гражданское
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
Патриотическое будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Духовнонравственное
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
самоограничению своих потребностей.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Эстетическое
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего
народа, отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, искусстве, творчестве людей.
Физическое
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для
себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой
и спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие
ей
психофизические и
поведенческие
особенности с учетом возраста.
Трудовое
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи,
народа, общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное
отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых
поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах доступного
по возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Экологическое
Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость
жизни людей от природы.
Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе
собственного поведения, на состояние природы, окружающей
среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки
охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей
среде в соответствии с экологическими нормами.
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира,
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и
Познавательное
неживой природы, о науке, научном знании, научной картине
мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Обладающий первоначальными навыками исследовательской
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребенком
образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного
развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к
«социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок
России». Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее
пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить
этот опыт в своей жизни.
1класс
Название
трека
Трек
«Орлёнок
Эрудит».
–
Содержание
учебного курса
Формы
организации
занятий
Виды
деятельности
Ценности, значимые
качества
трека:
познание
Символ
трека – конверткопилка.
Трек
«Орлѐнок – Эрудит»
занимает
первый
месяц
второй
четверти. Именно к
этому
времени
учебный процесс и
все связанные с ним
новые
правила
жизнедеятельности
становятся
для
первоклассника
более
понятными.
Данный
трек
позволит, с одной
стороны, поддержать
интерес к процессу
получения
новых
знаний, с другой
стороны,
познакомить
Дидактические,
развивающие и
ролевые игры,
учебные
диалоги,
игровая
программа
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
обучающихся
с
разными способами
получения
информации.
Ценности, значимые
качества
трека:
милосердие, доброта,
забота Символ трека
–
Круг
Добра
Реализация
трека
проходит для ребят
1-х классов осенью,
но
его
тематика
актуальна круглый
год.
Важно,
как
можно
раньше
познакомить
обучающихся
с
понятиями
«доброволец»,
«волонтѐр»,
«волонтѐрское
движение».
Рассказывая
о
тимуровском
движении, в котором
участвовали
их
бабушки и дедушки,
показать
преемственность
традиций помощи и
участия. В решении
данных
задач
учителю
поможет
празднование
в
России 5 декабря Дня
волонтѐра.
Создание
«Классного
круга
добра»
Решение кейса
«Как поступить
в
данной
ситуации и что
попросить
в
награду».
Динамические
паузы.
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Ценности,
значимые
качества трека: познание
Символ
трека
–
– Шкатулка мастера. В
рамках данного трека
дети
знакомятся
с
тезисом, что можно быть
идея
«одной
большой
командой
делаем общее
дело».
изготовление
оригами,
Познавательная,
игровая,
досуговоразвлекательная,
художественное
творчество,
проблемно-
Трек
«Орлёнок –
Доброволец»
Трек
«Орлёнок
Мастер»
мастерами в разных
сферах деятельности, в
разных
профессиях.
Сроки реализации трека
«Орлѐнок – Мастер»
поделены
на
два
временных промежутка:
во время первой части
трека дети – активные
участники Мастерской
Деда Мороза: готовят
класс и классную ѐлку к
новогоднему празднику /
участвуют в новогоднем
классном и школьном
празднике. Вторая часть
трека определена для
знакомства с лучшими
мастерами своего дела и
различных
профессий
(на уровне региона или
страны);
посещений
мест работы родителеймастеров своего дела,
краеведческих музеев и
пр.
Ценности, значимые
качества
трека:
здоровый
образ
жизни Символ трека
– ЗОЖик (персонаж,
ведущий здоровый
образ жизни) Время
для реализации этого
трека
обусловлено
Трек «Орлёнок
необходимостью
– Спортсмен»
усилить
двигательную
активность детей, так
как
к
середине
учебного
года
накапливается
определѐнная
физическая
и
эмоциональная
реализация идей
по украшению
класса/классной
ёлки
танцевальная
зарядка;
введение образа
ЗОЖика,
участие
в
весёлых
стартах, проба
спортивных
ролей детьми,
прослушивание
рассказа
спортсмена
школы,
интервью,
беседа
со
спортсменами
ценностное
общение.
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение,
физкультурноспортивная
усталость от учебной
нагрузки. Надеемся,
что дополнительные
физкультурнооздоровительные
мероприятия, в том
числе,
позволят
снизить
заболеваемость
детей, что актуально
в зимний период.
Трек
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»
Ценности, значимые
качества
трека:
семья,
Родина
Символ
трека
–
альбом
«Мы
хранители» В рамках
трека
происходит
ценностноориентированная
деятельность
по
осмыслению
личностного
отношения к семье,
Родине, к своему
окружению и к себе
лично.
Ребѐнок
должен открыть для
себя
значимость
сохранения
традиций, истории и
культуры
своего
родного края через
понимание фразы «Я
и моѐ дело важны
для
Родины».
Основная смысловая
нагрузка трека: Я –
хранитель традиций
своей семьи, Мы
(класс) – хранители
своих достижений,
Я/Мы – хранители
исторической памяти
своей
страны.
Игра
–
путешествие,
работа в парах
по
изучению
данных
в
детской
энциклопедии,
просмотр
познавательного
видеоролика об
историческом и
культурном
богатстве своего
региона/своей
страны,
просмотр
фотографий о
прошлом,
старине..
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение
Трек
«Орлёнок
Эколог»
–
Решению задач трека
способствует
празднование
Дня
защитника
Отечества,
Международного
женского
дня
и
других праздников.
Ценности, значимые
качества
трека:
природа,
Родина
Символ
трека
–
Рюкзачок
эколога
Погодные условия в
момент реализации
трека «Орлѐнок –
Эколог» позволяют
проводить
мероприятия
за
пределами
здания
школы с выходом на
природу.
Есть
возможность
использования
природных
материалов
при
изготовлении
поделок, проведения
акций с посадками
деревьев,
уборке
мусора в рамках
экологического
субботника и пр.
сбор рюкзачка
эколога,
экскурсия
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение
2 класс
Название
трека
Содержание
учебного курса
Трек
«Орлёнок
– Лидер»
Ценности,
значимые качества
трека:
дружба,
команда
Символ
трека
–
конструктор
«Лидер».
В
процессе
Формы
организации
занятий
Игра-испытание.
Динамические паузы.
Практикум
«Пробую
себя в роли лидера».
Работа
по
ЧТП
Веревочный курс
«Лидер»
Виды
деятельности
Познавательн
ая, игровая,
досуговоразвлекатель
ная,
проблемноценностное
общение
реализации
данного трека дети
приобретают опыт
совместной
деятельности, что
является
необходимым
в
начале
учебного
года.
Педагог
может
увидеть
уровень
сплочѐнности
классного
коллектива,
сформировать
детские
микрогруппы для
приобретения
и
осуществления
опыта совместной
деятельности
и
чередования
творческих
поручений. «Лидер
– это …» Введение
в тему, мотивация,
целеполагание.
Знакомство
с
понятием «Лидер»:
лексическая работа
– значение нового
слова. От учителя
звучит
вопрос
детям: кто со мной
хочет в команду?
Учимся работать в
команде – игра
испытание
для
команды учитель
объясняет задание,
учит детей слушать
друг
друга,
показывает,
как
правильно
такие
задания выполнять,
даѐт
ребятам
Трек
«Орлёнок
– Эрудит»
подсказки,
что
нужно сделать при
выполнении
задания:
построиться
по
росту, сыграть в
игру
«мяч
по
кругу» (мяч, имя,
слово
«Привет!»),«молек
ула», «имя хором»
и др.
Ценности,
значимые качества
трека:
познание
Символ трека –
Конверт- копилка
Трек «Орлѐнок –
Эрудит» занимает
первый
месяц
второй
четверти,
которая отличается
наличием
различных
олимпиад,
интеллектуальных
конкурсов,
конференций и т.п.
– в этот период
дети знакомятся с
разными
способами
получения
информации, что
необходимо для их
успешной
деятельности,
в
том
числе
познавательной.
Именно в этот
период
учебного
года
у
детей
отмечается высокая
мотивация
и
интерес к учѐбе.
Командные
и
интеллектуальные
игры,
«Кейс
интеллектуальных, игра
«Всезнайки»
Создание
«конвертакопилки
«Эрудит»,
игра «Хочу всё знать»
Познавательн
ая, игровая
Трек
«Орлёнок
– Мастер»
Трек
«Орлёнок
–
Доброволе
ц»
Ценности, значимые
качества
трека:
познание
Символ
трека
–
шкатулка
Мастера. В рамках
данного трека дети
знакомятся
с
пониманием того, что
можно
быть
мастерами в разных
сферах деятельности, в
разных
профессиях.
Сроки
реализации
трека
«ОрлѐнокМастер» поделены на
два
временных
промежутка: во время
первой части трека
дети
готовят
новогодний спектакль,
концерт
или
представление, вторая
часть
трека
определена
для
знакомства с лучшими
мастерами своего дела
(на уровне региона
или страны).
Ценности, значимые
качества
трека:
милосердие, доброта,
забота Символ трека –
круг Добра Тематика
данного
трека
актуальна
круглый
год. Проведение трека
в данный временной
период
можно
рассматривать,
как
эмоциональный
пик
всей Программы. Это
создаст и поддержит
общее
настроение
добра,
взаимопонимания,
удовлетворѐнности не
Создание идеи своего
дела. Тренинг «Мы
мастера».
Экскурсия/
мастеркласс
Мини-спектакль
Познавательн
ая, игровая,
досуговоразвлекатель
ная,
художественн
ое
творчество,
проблемноценностное
общение.
Беседа.
паузы
Познавательн
ая, проблемно
ценностное
общение
Динамические
только в рамках трека,
но и в обычной
жизнедеятельности
детей. Учитель может
обращаться
к
имеющемуся
социальному
опыту
детей в любое время
учебного года.
Ценности, значимые
качества
трека:
здоровый образ жизни
Символ трека - чеклист
Время
для
реализации
этого
трека
обусловлено
необходимостью
усилить двигательную
активность детей, так
как
к
середине
учебного
года
Трек
«Орлёнок накапливается
определѐнная
–
и
Спортсмен физическая
эмоциональная
»
усталость от учебной
нагрузки.
Надеемся,
что дополнительные
физкультурнооздоровительные
мероприятия в том
числе
позволят
снизить
заболеваемость детей,
что
актуально
в
зимний период.
Ценности, значимые
качества
трека:
природа,
Родина
Символ
трека
–
Трек
рюкзачок
Эколога
«Орлёнок
Погодные условия в
– Эколог»
момент
реализации
трека «Орлѐнок –
Эколог»
позволяют
проводить
Беседа.
Игра «Победа над Великим
Нехочухой».
Динамические
паузы.
Работа с чек-листом, Игра
с элементами ТРИЗ, минисоревнования. КТД
«Плакат болельщика».
Играобсуждение
«Копилка болельщика».
Познавательн
ая, игровая,
проблемно
ценностное
общение.
Сбор рюкзака эколога,
игровые упражнения,
игра
«Экологическая
ромашка»,
Дидактическая игра
«Орлёнок»:
что
в
мусорном
ведре?
Экскурсия/интеллектуа
Познавательн
ая, игровая,
проблемно
ценностное
общение
мероприятия
за
пределами
здания
школы с выходом на
природу.
Есть
возможность
использования
природных
материалов
при
изготовлении поделок,
проведения акций с
посадками деревьев,
уборке
мусора
в
рамках экологического
субботника
Ценности, значимые
качества трека: семья,
Родина Символ трека
– альбом «Мы –
хранители»
Данный
трек
является
логическим
завершением годового
цикла Программы. В
рамках
трека
происходит
ценностноориентированная
Трек
деятельность
по
«Орлёнок
осмыслению
–
личностного
Хранитель
отношения к семье,
историчес
Родине,
к
своему
кой
окружению и к себе
памяти»
лично.
Ребѐнок
должен открыть для
себя
и
принять
значимость
сохранения традиций,
истории и культуры
своего родного края.
Основная смысловая
нагрузка трека: Я –
хранитель
традиций
своей
семьи.
Мы
(класс) – хранители
своих
достижений.
льная игра.
Экскурсия,
беседа,
исследование
исторических альбомов
Познавательн
ая, игровая,
проблемно
ценностное
общение.
Я/Мы – хранители
исторической памяти
своей страны
3-4 классы
Название
трека
Трек
«Орлёнок
– Лидер»
Трек
«Орлёнок
– Эрудит»
Содержание
учебного курса
Ценности,
значимые качества
трека:
дружба,
команда
Символ
трека – конструктор
«Лидер» В процессе
реализации данного
трека
дети
приобретают опыт
совместной
деятельности, что
является
необходимым
в
начале
учебного
года. Педагог может
увидеть
уровень
сплочѐнности
классного
коллектива в начале
учебного
года,
сформировать
детские
микрогруппы для
приобретения
и
осуществления
опыта чередования
творческих
поручений
Ценности,
значимые качества
трека:
познание
Символ трека –
конверт- копилка.
Трек
«ОрлѐнокЭрудит» занимает
первый
месяц
второй
четверти,
Формы
организации
занятий
Игра
на
командообразова
ние
Беседа.
Тренинг
на
выявления
лидера
в
команде.
Игра «Лото».
Интеллектуальная
игра
«Вопрос
от
эрудита». Игра
«Интеллектуальный
кроссворд»
Игра
«Эврика».
Виды деятельности
Познавательная,
игровая,
досуговоразвлекательная,
проблемноценностное общение
Познавательная,
игровая
Трек
«Орлёнок
– Мастер»
которая отличается
высоким
содержанием
различных
интеллектуальных
олимпиад,
конкурсов,
конференций и т.п.
– в этот период дети
знакомятся
с
разными способами
получения
информации,
что
необходимо для их
успешной
деятельности, в том
числе
познавательной.
Именно
в
этот
период
учебного
года
у
детей
отмечается
наиболее высокая
мотивация
и
интерес к учѐбе.
Ценности,
значимые качества
трека:
познание
Символ трека –
шкатулка Мастера.
В рамках данного
трека
детей
знакомят с тезисом,
что можно быть
мастерами в разных
сферах
деятельности,
в
разных профессиях.
Сроки реализации
трека
«ОрлѐнокМастер» поделены
на два временных
промежутка:
во
время первой части
трека дети готовят
новогодний
Мастер классы.
КТД
«Россия
мастеровая». Игра
по станциям
Город
мастеров».
Тренинг
«Мы
мастера»
###Par###Познаватель
ная,
игровая,
досугово###Par###развлекатель
ная,
###Par###художествен
ное
###Par###творчество,
проблемноценностное
###Par###общение.
Трек
«Орлёнок
–
Доброволе
ц»
спектакль, концерт
или представление,
вторая часть трека
определена
для
знакомства
с
лучшими мастерами
своего дела (на
уровне региона или
страны).
###Par###Ценно
сти, значимые
качества трека:
милосердие,
доброта, забота
Символ трека –
круг
Добра
Тематика
данного
трека
актуальна
круглый
год.
Проведение
трека в данный
временной
период можно
рассматривать,
как
эмоциональный
пик
всей
Программы. Это
создаст
и
поддержит
общее
настроение
добра,
взаимопонимани
я,
удовлетворѐннос
ти не только в
рамках трека, но
и в обычной
жизнедеятельно
сти
детей.
Учитель может
обращаться
к
имеющемуся
социальному
Решение кейса
«Как поступить в
данной ситуации и
что попросить в
награду».
КТД
«Создай
людям
хорошее
настроение». Минитренинг.
Познавательная,
проблемно ценностное
общение
опыту детей в
течение
всего
учебного года.
###Par###Ценно
сти, значимые
качества трека:
здоровый образ
жизни Символ
трека – чек-лист
Время
для
реализации
этого
трека
обусловлено
необходимостью
усилить
двигательную
активность
детей, так как к
середине
Трек
учебного
года
«Орлёнок
накапливается
–
определѐнная
Спортсмен
усталость,
»
вызванная
гиподинамическ
им кризисом и
учебной
нагрузкой.
Надеемся,
что
дополнительные
физкультурнооздоровительны
е мероприятия
позволят
снизить
заболеваемость
детей,
что
актуально
в
зимний период.
Ценности,
значимые качества
трека:
природа,
Трек
Символ
«Орлёнок Родина
трека
–
рюкзачок
– Эколог»
Эколога Погодные
условия в момент
КТД
«Зарядка». КТД
«Плакат
болельщика». Играобсуждение
«Копилка
болельщика».
Познавательная,
игровая,
проблемно
ценностное общение.
КТД
«Экологическая
тропа».
КТД
«Знаю,
умею,
действую».
Познавательная,
игровая,
проблемно
ценностное общение
реализации
трека
«Орлѐнок – Эколог»
позволяют
проводить
мероприятия
за
пределами здания
школы с выходом
на природу. Есть
возможность
использования
природных
материалов
при
изготовлении
поделок,
проведения акций с
посадками
деревьев,
уборке
мусора в рамках
экологического
субботника.
Ценности,
значимые качества
трека:
семья,
Родина
Символ
трека – альбом.
«Мы – хранители»
Данный
трек
является
логическим
завершением
Трек
годового
цикла
«Орлёнок
Программы.
В
–
рамках
трека
Хранитель
происходит
историчес
ценностнокой
ориентированная
памяти»
деятельность
по
осмыслению
ребѐнком
личностного
отношения к семье,
Родине, к своему
окружению и к себе
лично.
Ребѐнок
должен открыть для
себя и принять
КТД
«Альбом
памяти». Поделка
«Традиции России».
Кодекс
«Орленкахранителя».
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество,
проблемно ценностное
общение.
значимость
сохранения
традиций, истории
и культуры своего
родного края, через
понимания фразы
«Я и моѐ дело
важны
для
Родины».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
– осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
– уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина,
качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
– понимание связи человека с окружающим миром;
– бережное отношение к среде обитания;
– проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
– признание индивидуальности каждого человека;
– проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
– неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
– выполнение нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
– уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
– стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального
благополучия:
– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
– бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
– бережное отношение к природе;
– неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
– первоначальные представления о научной картине мира;
–
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
– проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
– способность к демонстрации своих знаний и умений из личного
жизненного опыта;
– способность к применению своих знаний и умений, способность
выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие
правила поведения;
– умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством
педагога);
– умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога);
–
умение понимать нравственные ценности общества: добро,
человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
– умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки;
– понимать, что информация может быть представлена в разной форме –
книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
– умение проявлять готовность выступить в роли организатора,
инициатора, руководителя, исполнителя;
– умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать
процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
– участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в
ходе поиска ответа;
– умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе;
– умение высказывать и отстаивать свое мнение;
– умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
– корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
– умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах
взаимоуважения и помощи;
– признание возможности существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
– умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать,
приводя аргументы;
– умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно,
корректно по отношению к окружающим;
– умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
– умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать проявлению
самостоятельности,
инициативности,
организованности;
– умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять
готовность изменять себя;
– умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять
поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после
предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей;
– формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности;
– формирование умения применять свои знания в практической
деятельности.
Предметные результаты:
1 класс
умение раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами
понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил
коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе,
школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной
деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах решения
логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание,
любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность;
узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно
со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения
предметной среды человека; умение выполнять в определенной
последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас
новыми словами и терминами.
2 класс
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков
поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со
значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи
языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации
общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в
наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с
простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные
движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр»,
«добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм;
осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение
осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее
сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение
природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной
среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных
текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства
для выражения мыслей и чувств.
3-4 классы
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в
коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить
логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические
рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли;
знакомство
с понятиями
«добро»,
«доброволец
и
волонтѐр»,
«добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые
волонтѐры
совершают
со
смыслами
деятельности
волонтѐра
(безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о
положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение
систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости
соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с
понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой
роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения
малой Родины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
Старт программы
4
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/H Qghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A
https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw
2
Орлёнок – Лидер
4
https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
4
https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog
https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw
https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA
4
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA
4
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg
https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ
3
4
5
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
6
Орлёнок – Спортсмен
4
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ
https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ
7
Орлёнок – Эколог
4
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw
8
Орлёнок – Хранитель исторической
4
https://orlyatarussia.ru/library/29
памяти
9
Подведение итогов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg
2
34
https://orlyatarussia.ru/library/29
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
Старт программы
2
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
2
Орлёнок – Лидер
8
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
3
Орлёнок – Эрудит
8
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities
https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit
4
Орлёнок – Мастер
12
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/?
ysclid=llokep8qay493518882
5
Орлёнок – Доброволец
8
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q
https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-po-
drugomu/korobka-hrabrosti
6
Орлёнок – Спортсмен
8
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A
https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A
7
Орлёнок – Эколог
10
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
8
Орлёнок – Хранитель исторической
памяти
8
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/
9
Подведение итогов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
4
68
https://orlyatarussia.ru/library/29
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
Старт программы
2
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
2
Орлёнок – Лидер
8
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
3
Орлёнок – Эрудит
8
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
4
Орлёнок – Мастер
12
https://orlyatarussia.ru/library/29
5
Орлёнок – Доброволец
8
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
6
Орлёнок – Спортсмен
8
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
7
Орлёнок – Эколог
10
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
8
Орлёнок – Хранитель исторической
памяти
8
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
9
Подведение итогов
4
https://orlyatarussia.ru/library/29
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
Старт программы
2
2
Орлёнок – Лидер
8
3
Орлёнок – Эрудит
8
4
Орлёнок – Мастер
12
5
Орлёнок – Доброволец
8
6
Орлёнок – Спортсмен
8
7
Орлёнок – Эколог
10
8
Орлёнок – Хранитель исторической
памяти
8
9
Подведение итогов
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
классе»
1
2
«Мы будем друзьями в классе»
1
3
«Правила настоящих друзей»
1
4
Кто такой эрудит?»
1
5
Всезнайка»
1
6
Встреча с интересным эрудитом – книгой»
1
7
Подведём итоги»
1
8
От слова к делу»
1
9
«Спешить на помощь безвозмездно»
1
10
Вводный Орлятский урок
1
11
Доброволец – это доброе сердце»
1
12
Подведём итоги»
1
13
Мастер – это…»
1
14
Мастерская Деда Мороза …»
1
15
Класс мастеров»
1
16
«Классная ёлка»
1
17
«Утро мы начнём с зарядки»
1
18
«Сто затей для всех друзей
1
19
«Весёлые старты»
1
20
«Азбука здоровья»
1
Дата изучения
21
«Орлёнок – хранитель исторической памяти»
1
22
«История школы – моя история»
1
23
«Поход в музей»
1
24
«Историческое чаепитие»
1
25
«ЭКОЛОГиЯ»
1
26
«В гости к природе»
1
27
«Мы друзья природе»
1
28
«Орлята – экологи»
1
29
«Лидер – это…»
1
30
«Я хочу быть лидером!»
1
31
«С командой действую!»
1
32
«Мы дружный класс»
1
33
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
1
34
Резерв
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Вводный «Орлятский урок»
1
2
Лидер – это…
1
3
С командой действовать готов. Верёвочный курс
1
4
Встреча с тем, кто умеет вести за собой
1
5
«Мы дружный класс!»
1
6
Кто такой эрудит?
1
7
Развиваемся, играя!
1
8
Могу быть изобретателем
1
9
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На
старте новых открытий»
1
10
Мастер – это…
1
11
От идеи – к делу!
1
12
КТД «Классный театр
1
13
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» – подводим
итоги
1
14
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок
– Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
1
15
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок
– Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
1
16
От слова к делу.
1
17
КТД «Создай хорошее настроение»
1
18
КТД «Братья наши меньшие»
1
Дата изучения
19
Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца»
1
20
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
1
21
О спорт, ты – мир!
1
22
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
1
23
Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»
1
24
ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?
1
25
«Мой след на планете»
1
26
Восхищаемся красивым миром
1
27
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
28
Орлёнок – Хранитель исторической памяти.
1
29
Хранитель семейных традиций
1
30
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
1
31
Историческое чаепитие
1
32
Расскажи мне о России
1
33
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
34
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Вводный «Орлятский урок»
1
2
Лидер – это… Я могу быть лидером
1
3
«В команде рождается лидер»
1
4
КТД «Вместе мы сможем всё»
1
5
«Мы дружный класс!
1
6
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
1
7
«Игра – это полезно и интересно»
1
8
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
1
9
«Мастер – это звучит гордо!»
1
10
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
1
11
Мастер – это…«Россия мастеровая»
1
12
«В гости к мастерам»
1
13
«Путь в мастерство» – подводим итоги
1
14
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок –
Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
1
15
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок –
Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
1
16
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
1
17
КТД «Подари улыбку миру!»
1
18
«Доброволец – это доброе сердце»
1
19
«Портрет добровольца»
1
20
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
1
Дата изучения
21
«Сто затей для всех друзей»
1
22
Спортивная игра «Книга рекордов»
1
23
«Встреча-подарок»
1
24
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
1
25
КТД «Знаю, умею, действую»
1
26
Игра по станциям «Путешествие в природу»
1
27
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
28
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
1
29
«Традиции моей страны»
1
30
«Знать, чтобы хранить»
1
31
КТД «История становится ближе»
1
32
«Я – хранитель, мы – хранители»
1
33
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
34
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
4 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Вводный «Орлятский урок».
1
2
Лидер – это… Я могу быть лидером.
1
3
«В команде рождается лидер».
1
4
КТД «Вместе мы сможем всё».
1
5
«Мы дружный класс!
1
6
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
1
7
«Игра – это полезно и интересно»
1
8
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
1
9
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
1
10
Мастер – это…«Россия мастеровая»
1
11
«В гости к мастерам»
1
12
«Мастер – это звучит гордо!»
1
13
«Путь в мастерство» – подводим итоги
1
14
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок –
Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
1
15
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок –
Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
1
16
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
1
17
КТД «Подари улыбку миру!»
1
18
«Доброволец – это доброе сердце»
1
19
«Портрет добровольца»
1
20
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
1
Дата изучения
21
«Сто затей для всех друзей»
1
22
Спортивная игра «Книга рекордов»
1
23
«Встреча-подарок»
1
24
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
1
25
КТД «Знаю, умею, действую»
1
26
Игра по станциям «Путешествие в природу»
1
27
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
28
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
1
29
«Традиции моей страны»
1
30
«Знать, чтобы хранить»
1
31
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
32
КТД «История становится ближе»
1
33
«Я – хранитель, мы – хранители»
1
34
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34