МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ Нижегородской области
МБОУ Мухтоловская ОШ
УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ
Мухтоловская ОШ
________________________
Курман Т.В.
Приказ№210/1
от «30» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5739030)
Финансовая грамотность
для обучающихся 1-4 классов
р.п.Мухтолово 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая грамотность»
Данная программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 1
-4 классов разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), учитывает целевые
ориентиры Примерной программы воспитания, а также структуру и содержание Единой
рамки компетенций по финансовой грамотности и со следующими нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023
годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017
г.№ 2039-р;
- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -10
«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О
направлении
методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности»;
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» реализует социальное
направление внеурочной деятельности на уровне начального общего образования и
нацелена на создание основ для формирования финансово грамотного поведения
учащихся.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной
грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы»,
определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ
повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая
грамотность понимается, как «сочетание осведомлѐнности, знаний, умений и
поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в
конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в
элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными
предметами, совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут
деньги в долг, копят деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская)
финансовая грамотность младших школьников нередко несѐт в себе некритично
воспринятый опыт сверстников, стихийно сложившиеся финансовые привычки,
навязанные извне стереотипы финансового поведения окружающих. Современные
цифровые технологии обеспечивают мгновенность принятия финансовых решений (в
один клик), которые могут обернуться финансовыми проблемами не только для ребѐнка,
но и для всей его семьи.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая
грамотность»
Изучение учебного курса «Финансовая грамотность», соответствует потребностям и
интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих
целей:
—
осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на
основе целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых, математических,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании
данного учебного курса;
—
развитие осведомлѐнности, знаний, умений и поведенческих моделей,
необходимых для принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и
жизненной практике;
—
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов России; освоение
младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения финансовых отношений в социуме; духовное
обогащение обучающихся;
—
развитие способности ребѐнка к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально- положительного
отношения к природным ресурсам и их бережливому потреблению в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Задачи:
- ознакомление с базовыми терминами финансовой грамотности;
- способствовать формированию мотивации экономически и финансово грамотного
поведения в повседневной жизни;
- способствовать повышению уровня коммуникативности и самопрезентации.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая грамотность» В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Обучение финансовой грамотности является важнейшей составляющей начального
общего образования. На изучение курса «Финансовой грамотности» в начальной школе
отводится по 0,5 ч в неделю: в 1 классе — 16 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах —
17ч (34 учебные недели).
Программа будет реализована в рамках внеурочной деятельности
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая грамотность»
Основные формы и виды деятельности обучающихся: учебная, проектная, игровая
(ролевые, дидактические, ситуационные, деловые игры), рефлексивно-оценочная,
регулятивная, коммуникативная (проблемно- ценностные дискуссии со сверстниками и
взрослыми), моделирование, анализ ситуаций, наблюдение и др.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая
грамотность»
1 КЛАСС
Труд – основа жизни -3ч
Труд - основная деятельность человека,
источник средств для его существования.Честность и порядочность – отличные качества
личности. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения.Хорошая работа,
интересная профессия – великое благо, которым следует дорожить.
Представление о честном труде - в противоположность воровству, тунеядству. Каждый
человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен,
банкир, рекламный агент, программист и др.). Знакомство с людьми разных профессий
воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошои честно зарабатывать деньги, у
которого есть собственное дело, уважение к труду.
Я и моя семья.-5ч
Права и обязанности членов семьи.
Мир профессий. Профессиональное оборудование, спецодежда, спецтранспорт.
Профессиональные увлечения моей семьи.Хобби, коллекционирование.
Приусадебное хозяйство. Рукоделие. Прибыль от домашнего хозяйства. Бюджет семьи.
Платѐжные документы. Доходы.
Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги.Заработная плата. Профессия. Пенсия. Пособие.
Стипендия. Имущество.
Что такое деньги?-5ч
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег
–товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты
разных государств.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка». Первые русские монеты. Современные деньги России. Современные деньги
мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах. Проведение безналичныхрасчѐтов. Функции банкоматов.
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.Счѐт. Одежда. Обувь. Образование.
Непредвиденные расходы. Сбережения.Долги. Вредные привычки. Хобби.
Товары и услуги. Идѐм в магазин, парикмахерскую,мастерскую…-3ч
Товар, цена, стоимость, сдача. Монеты. Гурт.
Аверс. Реверс. «Орѐл». «Решка». Номинал Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.
Фальшивомонетчики.Услуги, цена.
2 КЛАСС
Что такое деньги, и откуда они взялись?-2ч
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег
–товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты
разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты.Купюры.
Рассмотрим деньгипоближе. Защита денег от подделок.-2ч
Устройство монеты. Изобретение бумажныхденег. Защита монет от подделок. Современные
монеты. Способы защиты отподделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орѐл».
«Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Какие деньги былираньше в России.-2ч
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка». Первые русские монеты.Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна.
Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.Ассигнация.
Современные деньгиРоссии и других стран.-2ч
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные
деньги
как
информация
на
банковских
счетах.
Проведение
безналичныхрасчѐтов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат.
Пластиковая карта.
Откуда в семьеденьги?-3ч
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство.Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия.
Сдельная зарплата. Почасоваязарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда.
Проценты по вкладам.
Кредиты.
На что тратятся
деньги.-2ч
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.
Счѐт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги.
Вредные привычки. Хобби
Как с умом управлять своимиденьгами.-2ч
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот.
Дополнительный заработок.
Как делать сбережения.-2ч
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги.
Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
3 КЛАСС
Как появилисьденьги?-2ч
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег
–товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты
разных государств.
Основные понятияТовар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные
металлы.Монеты. Бумажные деньги. Банкноты.Купюры.
История российских денег-2ч
Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их
удобнымитоварными деньгами. Появление монет.
Первые монеты разных нашего государства. Основные понятияТовар. Деньги. Покупка.
Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги.
Банкноты.Купюры.
Какие бывают деньги-2ч
Основные понятия: Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы.Монеты.
Банкноты (банковские билеты).Купюры. Номинал. Покупательная сила.Товары
Банки, банкоматы,банковские карты-3ч
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик.Заѐмщик. Меняла. Плательщик.
Получатель.Безналичные денежные расчѐты. Банковскиекарты. Банкоматы. Пин-код.
Расчѐтные(дебетовые)карты. Кредитныекарты.
Безналичные деньги и платежи-3ч
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных
расчѐтов. Функции банкоматов.
Как я умею пользоватьсяденьгами-2ч
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик.
Заѐмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчѐты.
Банковскиекарты. Банкоматы. Пин-код.
Расчѐтные(дебетовые)карты. Кредитныекарты.
Что такое валюта?-2ч
Валюта. Курс валют.
Проверим, что мы узнали -1ч
4 КЛАСС
Откуда в семье берутся деньги-2ч
Основные понятия.Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Выигрыш в
лотерею. Премия. Гонорар. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая
зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия.
Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Минимальный размер оплаты
труда(МРОТ). Потребительская корзина.
Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные
бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес
Подсчитаем все доходы семьи-2ч
Основные понятия Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Выигрыш в
лотерею. Премия. Гонорар. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая
зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия.
Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Минимальный размер оплаты
труда(МРОТ). Потребительская корзина.
Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные
бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес
На что семья тратит деньги-2ч
Необходимые расходы. Питание. Одежда.Жильѐ. Коммунальные услуги. Обязательные
расходы. Налоги. Долги. Штрафы.Желательные расходы. Престижные расходы.
Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы
Подсчитаем все расходы семьи-2ч
Необходимые расходы. Питание. Одежда.
Жильѐ. Коммунальные услуги. Обязательныерасходы. Налоги. Долги. Штрафы.
Как планировать семейный бюджет-2ч
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учѐт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем.
Основные понятия. Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот.Дополнительный заработок.
Правила составления семейного бюджета-3ч
Бюджет – план доходов и расходов. Людиведут учѐт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Основные понятия Расходы и доходы. Бюджет.
Банкрот.Дополнительный заработок
Учимся составлять семейный бюджет-3ч
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учѐт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Основные понятия Расходы и доходы. Бюджет.
Банкрот. Дополнительный заработок
Итоговая проверочная работа—1ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: осознание
себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
понимание цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы; оценка
правильности выполнения действий;
адекватноевосприятие предложений товарищей,
учителей родителей;
Познавательные УУД:
освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового характера;
использованиеразличных способов
поиска,
сбора, обработки,анализа и
представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Коммуникативные УУД:
составление текстов в устной и письменной формах; умение
слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
В результате изучения «Финансовой грамотности» в 1 классе учащийся научится:
понимание и правильное использование экономических терминов; представление о роли
денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение
элементарных проблем в области семейных
финансов и путей их решения; проведение элементарных финансовыхрасчѐтов
Учащийся получит возможность научиться:
использоватьприобретенные
знания и умения
впрактической
деятельности и повседневнойжизни:
правильноиспользовать в
быту
простейшие экономические термины
(деньги, бюджет,доходы и расходы, экономия, заработанная плата);
грамотно относиться к собственным карманным деньгам;
применять знания способов экономии в быту.
2 КЛАСС
В результате изучения «Финансовой грамотности» во 2 классе учащийся
правильно использовать экономические термины;составлять устные рассказы об
научится:
истории возникновения денег;характеризовать виды и функции денег;
понимать и
определять
источники доходов и направления расходов семьи,
знание способов денежныхсбережений;
рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определять
элементарных проблемы в области семейных финансов и пути их
решения;
проводить элементарные финансовые расчѐт
Учащийся получит возможность научиться:использовать приобретенные
знания и
умения
впрактической
деятельности и повседневной жизни:
правильно использовать в быту простейшие экономические термины (деньги, бюджет,
доходы и расходы, экономия, заработанная плата, обмен, сбережения, гурт, аверс, реверс
и т.д.);использовать в быту знание способов денежных сбережений;
грамотно относиться к собственным карманным деньгам;применять знания способов экономии в
быту оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зренияфинансовых
возможностей семьи;
3 КЛАСС
В результате изучения «Финансовой грамотности» в 3 классе учащийся научится:
понимать и правильно использовать экономические термины; составлять
устные рассказы об истории возникновения денег; характеризовать виды
и функции денег;
определять источники доходов и направления расходов семьи, знание
способов денежныхсбережений;
рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определять
элементарных проблемы в области семейных финансов и пути их
решения;
проводить элементарные финансовые расчѐты
Учащийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
правильно использовать в быту простейшие экономические термины (деньги, бюджет,
доходы и расходы, экономия, заработанная плата, обмен, сбережения, гурт, аверс, реверс,
валюта и т.д.);
использовать предметные умения, включающие в себя умения вести элементарные
финансовые расчѐты и использовать финансовую информацию для принятия решений.
использовать в быту знание способов денежных сбережений; грамотно относиться к
собственным карманным деньгам; применять знания способов экономии в быту;
оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей семьи;
4 КЛАСС
В результате изучения «Финансовой грамотности» в 4 классе учащийся научится:
понимать и правильно использовать экономические термины; составлять
устные рассказы об истории возникновения денег; характеризовать виды
и функции денег;
оценивать риски, связанные с использованием различных видов денег, учитывать их при
осуществлении различных финансовых операций (правила безопасного использования
банковских карт);
определять источники доходов и направления расходов семьи, знание способов
денежныхсбережений;
рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; совершать «умные»
покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных
вариантов;
определять элементарных проблемы в области семейных финансов и пути ихрешения;
проводить элементарные финансовые расчѐты
Учащийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной
жизни:
правильно использовать в быту простейшие экономические термины (деньги, бюджет,
виды доходов и расходов, экономия, заработанная плата, обмен, сбережения, валюта,
банковская карта и т.д.);
использовать предметные умения, включающие в себя умения вести элементарные
финансовые расчѐты и использовать финансовую информацию для принятия решений.
использовать в быту знание способов денежных сбережений;грамотно
относиться к собственным карманным деньгам; применять знания способов
экономии в быту;
оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зренияфинансовых возможностей
семьи;
формировать план накоплений на финансовую цель;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количест
во часов
1
Труд – основа
жизни
3ч
2
Я и моя семья. -
5ч.
3
Что такое деньги?
Товары и услуги.
Идѐм в магазин,
парикмахерскую,
мастерскую…
Всего
2 КЛАСС
4
№
п/п
1
2
3
4
Наименование
разделов и тем
программы
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
просмотр
мультфи
льмов
ситуационные
игры
Практикум
5ч.
3ч.
ситуационные
игры
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
16ч.
Количест
во часов
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Что такое деньги, и
откуда они
взялись?
Рассмотрим деньги
поближе. Защита
денег от подделок.Какие деньги были
раньше в России.
2ч
2ч
Практикум
Современные
деньги России и
2ч.
ситуационные
игры
2ч.
просмотр
мультфи
льмов
ситуационные
игры
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
5
других стран
Откуда в семье
деньги?
6
На что тратятся
деньги.
2ч.
7
Как с умом
управлять своими
деньгами.
Как делать
сбережения.
2ч.
Практикум
2ч.
ситуационные
игры
8
3ч.
просмотр
мультфи
льмов
ситуационные
игры
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
Всего -17ч.
3КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количест
во часов
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
1
Как
появилисьденьги?
2ч
2
История
российскихденег
2ч.
3
Какие бывают
деньги
2ч
Практикум
4
Банки, банкоматы,
банковские карты
3ч.
ситуационные
игры
5
Безналичные
деньги и платежи
3ч.
6
Как я умею
пользоватьсяденьг
ами
Что такое валюта?-
2ч.
2ч.
Практикум
Проверим, что мы
узнали
1ч.
ситуационные
игры
7
8
просмотр
мультфи
льмов
ситуационные
игры
просмотр
мультфи
льмов
ситуационные
игры
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
Всего -17ч.
3КЛАСС
№
п/п
1
Наименование
разделов и тем
программы
Откуда в семье
Количест
во часов
2ч
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
просмотр
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://videouroki.ne
мультфи
льмов
ситуационные
игры
берутся деньги
2
Подсчитаем все
доходы семьи
2ч.
3
На что семья тратит
деньги
2ч
Практикум
4
Подсчитаем все
расходы семьи
2ч.
ситуационные
игры
5
Как планировать
семейный бюджет
2ч.
6
Правила составления
семейного бюджета
3ч.
7
Учимся составлять
семейный бюджет
3ч.
Практикум
8
Итоговая
проверочная работа
1ч.
Практикум
просмотр
мультфи
льмов
ситуационные
игры
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
https://videouroki.ne
t/projects/3/index.ph
p?id=osfgn
Всего -17ч.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема урока
Всего
О труде и трудолюбии
Мое и чужое
В
мире профессий
Закон для каждойсемьи
Я и моя семья
Домашнеехозяйство
Профессиональные увлечения
членов моей семьи
Как приходят и куда уходят
деньги всемье
Как появилисьденьги?
Деньгимоей страны
Какие могут бытьденьги?
Как правильнотратить деньги.
Обобщаемзнания
Идѐм
вмагазин
Контр
ольны
е
работ
ы
Практич
еские
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
15
16
Заочные экскурсии в
парикмахе рскую,
мастерскую, ателье
Обобщение по теме
Всего 16ч.
1
1
16
1
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Всего
Что такоеденьги
Откуда онивзялись?
Рассмотрим деньги поближе.
Защита денег отподделок.
Древнерусские
деньги.
Про
исхождение слов«деньги»,«
рубль», «копейка».
Первы е русские деньги.
Копейка.Гривна. Грош.
Алтын. Рубль.Гривенник.
Полтинник
Современные деньги России.
Современные деньги мира.
Доходы. Клады. Лотерея.
Наследство
Профессия.Сдельная зарплата.
Почасовая
зарплата.
Пенсия. Пособие. Стипендия.
Расходы. Продукты
Коммунальные платежи. Счѐт.
Одежда. Обувь. Образование.
Непредвиденные расходы.
Сбережени я. Долги.Вредные
привычки.Хобби
Расходы и доходы.
Бюджет.
Копилки. Коллекционирование.
Банковский вклад.
Недвижимость.
Ценные бумаги. Фондовый
рынок.
Акции. Дивиденды
Всего 17 ч.
Контр
ольны
е
работ
ы
Практич
еские
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Всего
Появлениеобмена товарами.
Проблемытоварного обмена.
Появление первых денег –
товаров свысокой ликвидност
ью.
Свойства драгоценн ых
металлов (ценность, прочность,
делимость)делают ихудобными
товарными деньгами.
Появлениемонет.
Первые монеты нашего
государства.
Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты.
Купюры.
Основныепонятия: Бартер.
Деньги.
Монеты. Банкноты (банковские
билеты).
Банк. Сбережения.
Кредит. Вклад. Вкладчик.
Безналичн ые денежные
расчѐты. Банковские
карты.
Банкоматы.
Пин-код.
Появлениебезналичных денег.
Безналичн ые
деньгикак
информация на
банковских счетах.
Функции банкоматов
Заѐмщик. Меняла. Плательщик.
Получатель
.
Расчѐтные(дебетовые)карты.
Кредитныекарты.
Валюта
Курс валют.
Проверим,что мы узнали
Всего 17 ч.
Контр
ольны
е
работ
ы
Практич
еские
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
4КЛАСС
Количество часов
№
п/
п
Тема урока
Всего
Доходы.
Клады.
Лотерея.
Наследство.Товары.
Услуги.
Премия. Гонорар. Заработная
плата.
Профессия.Сдельная
Почасовая зарплата. Пенсия.
Пособие. Стипендия.
Имущество. Аренда. Проценты
по вкладам. Кредиты. (МРОТ).
Потребительская корзина.
Прожиточный
минимум.
Пенсия.
Стипендия.
Наследство.Собственность.
Ценные бумаги. Акции. Бизнес
1
3
4
5
Доходы в денежном эквиваленте
В материальном эквиваленте
1
1
1
6
Желательные
расходы.
Престижные
расходы.
Ежемесячные
расходы.
Ежегодные
расходы.
Переменные расходы. Сезонные
расходы
Необходимые расходы. Питание.
Одежда.
Жильѐ. Коммунальные услуги.
Обязательные расходы. Налоги.
Долги. Штрафы
Бюджет – план доходов и
расходов.
Люди ведут учѐт доходов и
расходов, чтобыизбежать
финансовых проблем.
Чтобы составить проект бюджета
семьи, нужно ответить на три
вопроса:сколько денег у семьи
имеется?как их правильно
потратить?какие покупки надо
сделать срочно, а какие отложить?
1
2
7
8
9
10
11
Необходимые расходы. Питание.
Одежда.Жильѐ. Коммунальные
услуги. Обязательные расходы.
Налоги. Долги. Штрафы.
1
1
1
1
1
1
1
Контр
ольны
е
работ
ы
Практиче
ские
работы
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
12
Составьте список обязательных и
желательных расходов для семьи.
Планируемые расходы не должны
превышать доходов семьи.
1
13
14
Как избежать образования долгов?
Что такое семейный бюджет и зачем
он нужен?
1
1
Как вы понимаете смысл пословицы
«Копейка рубль бережѐт»?
15
16
17
Как правильно планировать
семейный бюджет
Зачем в бюджете нужна статья
«Непредвиденные расходы»?
Проверочная работа
Всего 17ч.
1
1
1
17
1