МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство науки и образования Нижегородской области
Управление образования Администрации Ардатовского
муниципального округа Нижегородской области
МБОУ Мухтоловская ОШ
УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
Т.В. Курман
Приказ № 254/1
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5799102)
«Семьеведение»
для обучающихся 5 классов
р.п. Мухтолово 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Семьеведение»
Общая характеристика
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее –
программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
– федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных
программ обучения и воспитания, способствующих формированию
у представителей молодого поколения приверженности традиционным
российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой
семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества,
направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации.
Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются
рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального
и культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства,
в том числе посредством образования. Образование становится средством,
3
обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций
распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления
отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому
поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах
семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена,
прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных
институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности.
Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую
девальвируется под воздействием негативного влияния элементов
деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся
ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных
задач системы общего образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 5–9 классов
продиктовано
важностью
целенаправленной
просветительской
и воспитательной деятельности, которая предполагает:
– осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности
в жизни современного человека;
– приобщение к системе традиционных духовно-нравственных
ценностей;
– формирование у обучающихся культуры семейных отношений,
уважения к старшим поколениям;
– приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения
и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском
обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений.
Приоритетное внимание в программе придается современным научно-
4
педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом
возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,
что его содержание предполагает:
– освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных
отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,
влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;
– рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения
современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового
и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального
жизненного опыта;
– развитие практических навыков и познавательных интересов
обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой
многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных
отношений.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Семьеведение»
Цели
Целью курса является введение молодых людей в традиционную
для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование
просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности,
целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы
обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института
семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической
памяти и преемственности поколений;
– ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему
поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям,
5
в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины,
рождению и воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
– ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими
смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии
семейных терминов;
– формирование у молодых людей основных представлений о семейной
жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
– осознание обучающимися системы российских семейных ценностей
и принятие их для построения собственной семьи в будущем;
– содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных
вопросов, связанных с семейными отношениями;
– обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
– содействие направленности обучающихся на создание крепкой,
счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
– ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
– обучение основам психологической
безопасности в сфере семейных отношений.
и
духовно-нравственной
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Семьеведение» В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Место курса
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение
34 учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть
предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным и методическим ориентиром
для составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы
содержания и виды деятельности обучающихся должны быть конкретизированы
с учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение
содержания и видов деятельности связано с возможностью выбора педагогом
6
различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а
также с существующими условиями школьной информационнообразовательной среды. Освоение программы курса может быть
организовано образовательной организацией во внеурочное время в
следующих вариантах:
– для младших подростков (5–7 классы);
– для старших подростков (8–9 классы).
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут
стать как предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности
обучающихся. Темы проектов выбираются учителем с учетом
региональной специфики. Содержательные элементы программы
позволяют организовать на их основе практическую и поисковоисследовательскую деятельность, результаты которой могут быть
использованы при реализации обучающимися индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что
в ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты
семейной проблематики (исторические, социокультурные, правовые,
экономические,
психологические,
нравственные),
позволяющие
обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Семьеведение»
Формы проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Практическая работа (Работа с фрагментами правовых источников).
Игра
Беседа
Анкетирование
Интервьюирование
Опрос
7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Семьеведение"
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего
времени: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовнонравственные ценности.
Семья и брак в современном обществе.
Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования
у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка
материальной и психологической поддержки со стороны родителей.
Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении
и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция
семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России.
Расширенная (многопоколенная) семья как исторический феномен.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»
История семьи
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо
и правила его реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода
(семьи). Способы передачи информации о связи поколений и родственных
отношениях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары.
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся
из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные
традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные
спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры
для подражания и сохранения семейных традиций. Известные многодетные
семьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль
мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь,
взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений
супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи в
8
художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми
в зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное
взаимодействие родителей и детей.
Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение
с братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем
собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных
произведениях (мультипликация, кино, литература).
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое
общение внуков с бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство
благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах
семьи, помощь по дому.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых
и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных
связей и семейных традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей
как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной
теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших
и малых городах, в пригородах и сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные
составляющие
домашнего
(семейного)
Хозяйственно-экономическая
функция
семьи.
Типичные
хозяйства.
проблемы
обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный
бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены
в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как
9
современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует
экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов
и способы рационального расходования детьми денежных средств.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей
и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля
оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства
дома.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между
родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции
обустройства дома в разных регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных
отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение,
взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные
составляющие супружеских и детско-родительских отношений. Важность
10
благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка
в семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный
компонент благоприятной семейной атмосферы.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность,
взаимная поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение
слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на
одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг
другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие
семью.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших
детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило
гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие
счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами,
между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных
взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка.
Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком
варианта решения жизненной проблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения
семьи. Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт
11
квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих
позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное
влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы.
Роль
семейных
прогулок,
туристических
походов
и
путешествий в сплочении семьи и личностном развитии ее членов.
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни.
Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание,
здоровый сон, гигиена, физическая активность. Варианты домашнего
меню как примеры здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее
влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в
семье. Важность физической активности для здоровья человека и способы
ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка,
прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты,
интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья
взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных
мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей
семьи»).
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный
возраст. Порядок и условия заключения брака в современной России.
Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные
гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей.
Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской
Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи:
консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психологопедагогическая.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье.
Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность,
12
движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники,
дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и
обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под
опеку.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних
детей на владение, пользование и распоряжение имуществом,
финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности
совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и
родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка.
13
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства
и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской
семье, классе, школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
– осознание
российской
идентичности
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России,
ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных
традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных
духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
14
– способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к созданию крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическое воспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
5) физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения
в интернет-среде;
6) трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира с учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью;
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки социальных
явлений и процессов;
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
– делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
15
– проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
– оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации;
– эффективно
запоминать
и
систематизировать
информацию.
16
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
– знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
– публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта;
– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решений в группе);
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения);
– делать выбор и брать ответственность за решение.
17
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
– объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
– регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
18
– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена семьи, важности семьи как базового социального института;
социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения,
включая правовые нормы;
– осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности
в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как
традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание
значимости семейных традиций в истории народов России;
– формирование понимания роли семьи в освоении норм морали
и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
– умение
характеризовать
особенности
семейных
отношений
с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудиои видеоматериалами);
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций
своей семьи, для написания ее родословной;
– умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
19
– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого
члена семьи;
– умение
выстраивать
бесконфликтное
общение
с
родственниками, в том числе со старшими членами семьи;
– умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье,
общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами,
дальними родственниками;
– умение
решать
в
рамках
изученного
материала
познавательные и практические задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из
различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;
– умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным
опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
– умение оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и
семейными финансами, в том числе при планировании семейного
бюджета.
20
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
п
Наименов
ание
разделов и
тем
программ
ы
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВ
О ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количес
тво
часов
Основные виды
деятельности
Семья в
различные
исторически
е эпохи – от
древности до
современнос
ти: мотивы
создания
семьи и
вступления в
брак.
Семья и
духовнонравственные
ценности.
Выбор
спутника
жизни.
Особенности
брачносемейных
отношений.
Изменение
ролей
мужчины,
женщины и
детей в семье.
Семья и брак в
современном
обществе.
Крепкая семья,
основанная на
любви,
как основа для
формирования у
Беседа
Анализ
предложенных
ситуаций,
показывающих
влияние семьи на
жизнь подростка
Начало создания
коллективной
электронной
энциклопедии
«Семья – наша
ценность»
34
Раздел 1.
«Человек,
семья,
общество
…»
1
Основное
содержание
Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы
4
21
ребенка чувства
безопасности и
ощущения
счастья.
Важность для
ребенка
материальной и
психологическо
й поддержки со
стороны
родителей.
Семья как среда
формирования
личности
ребенка, его
духовнонравственного
становления,
интеллектуальн
ого роста,
профессиональн
ого и
социального
Самоопределен
ия.
Семья как
первичная
ячейка
общества,
ее важность в
самосохранении
и развитии
общества.
Семья и ее
основные
функции.
Репродуктивная
функция семьи
и ее значение в
решении
демографически
х проблем
современной
России.
Расширенная
(многопоколенн
ая) семья как
исторический
феномен.
Социализирую
22
2
Раздел 2.
«Мои
родственн
ики –
похожие и
разные»
8
щая функция
семьи
и важность
повышения ее
воспитательной
роли в
современном
обществе
Родословная
моей семьи.
Семейное
(родовое)
генеалогическое
древо и правила
его
реконструкции
(описания)
Важность
сохранения
исторической
памяти о
поколениях
рода (семьи).
Способы
передачи
информации о
связи
поколений
и родственных
отношениях:
семейные
архивы,
фотоальбомы,
мемуары.
Примерная
модель поиска и
обработки
информации по
истории семьи
(рода).
Предания и
традиции моей
семьи.
Ценности
семьи,
передающиеся
из поколения
в поколение.
Семейная
память и
Составление
родословных
Проектная
деятельность
«Предания и
традиции моей
семьи».
Практикум
«Семейные
традиции»
Обсуждение
отрывков из
художественной
литературы,
кинофильмов,
мультипликацио
нных фильмов
о гармоничных
отношениях в
семье.
Создание облака
слов на тему
«Ценности
семьи»
Анализ кейсов на
тему «Стили
воспитания».
Игра «Продолжи
предложение»:
«Если бы я
оказался на
месте своих
родителей, то...»
Игра «Самое
главное качество
моего
родственника»
на основе
родословной.
Продолжение
разработки
коллективной
23
3
Раздел 3.
«О
семейном
уюте и не
6
семейная
гордость.
Особая роль и
ответственность
родителей в
современной
семье. Роль
мужчины
в семье.
Отцовство. Роль
женщины в
семье.
Материнство.
Любовь,
взаимное
принятие и
поддержка как
базовые
ценности
взаимоотношен
ий супругов
между собой, а
также
родителей и
детей.
Почитание
старших в
семье. Забота о
пожилых
членах семьи,
помощь по
дому.
Межпоколенное
общение как
способ
передачи и
усвоения
накопленного
старшими
поколениями
жизненного
опыта и
духовнонравственных
ценностей.
Место
проживания
семьи и
важность его
восприятия для
электронной
энциклопедии
«Семья – наша
ценность»
Составление
облака слов
«Дом» на основе
ассоциаций.
Конкурс
24
только…»
супругов и
детей как своего
«дома». Дом –
это место
защищенности,
уюта и
эмоциональной
теплоты.
Особенности и
способы
обустройства
семейного
хозяйства в
больших и
малых городах,
в пригородах и
сельской
местности.
Основные
составляющие
домашнего
(семейного)
хозяйства.
Хозяйственноэкономическая
функция семьи.
Типичные
проблемы
обустройства
домашнего
хозяйства у
семей с детьми
и способы их
решения.
Важность
планирования и
учета семейных
доходов и
расходов.
Семейный
бюджет
и финансовая
«подушка
безопасности».
Равноправие
мужа и жены в
решении
финансовых
вопросов,
открытость
рисунков/синкве
йнов «Мой дом»
или «Дом моей
мечты»
Беседа на основе
презентации
«Семейное
хозяйство в
разные
исторические
периоды
развития
России».
Разработка
правил
рачительного
ведения
домашнего
хозяйства
Анализ схемы
«Семейный
бюджет».
Решение
практических
задач,
направленных на
планирование и
учет семейных
доходов и
расходов
Игра «Красота и
комфорт в доме»
на основе
предложенных
карточек
(иллюстрации,
предметы
интерьера).
Продолжение
разработки
коллективной
электронной
энциклопедии
«Семья – наша
ценность»
25
4
Раздел 4.
«Важней
всего –
погода в
доме…»
10
семейных
финансов как
современные
культурные
нормы.
Основные
статьи
семейного
бюджета.
Способы
экономии
семейного
бюджета
и статьи, на
которых не
следует
экономить.
Карманные
деньги детей.
Красота,
комфорт и уют
в доме
Здоровая
семейная
атмосфера как
залог
устойчивости
внутрисемейных
отношений.
Нравственные
основы
взаимоотношений
в семье: любовь,
верность,
взаимная
поддержка,
честность.
Общение
супругов друг с
другом, а также
родителей с
детьми, старших
детей с младшими
по поводу
возникающих
разногласий как
важнейшее
правило
гармоничной
семейной жизни.
Умения прощать
Обсуждение
пословиц,
отрывков из
художественных
произведений,
видеосюжетов о
семейной
атмосфере.
Обсуждение
модели
благоприятной
психологической
атмосферы в
семье.
Беседа по теме
«Нравственные
основы
взаимоотношени
й в семье».
Анализ учебных
кейсов о
конструктивном
взаимодействии
членов семьи.
Решение
учебных кейсов
Конкурс
проектов «Моя
26
и просить
прощения как
важные
составляющие
счастливой
семейной жизни.
Компромиссы в
отношениях
между супругами,
между
родителями и
детьми. Пути
выхода из
возникшего
конфликта.
Совместная
досуговая
деятельность как
важный фактор
сплочения семьи.
Важность
семейных
праздников для
эмоциональнопсихологического
сближения
взрослых и детей.
Игры как важный
элемент
семейного досуга.
Здоровье членов
семьи и его роль в
полноценной
семейной жизни.
любимая
семейная игра».
Обсуждение
интересных
маршрутов
для семьи на
основе
интерактивной
карты. Проект
«Семейное
путешествие/тур
поход»
Продолжение
разработки
коллективной
электронной
энциклопедии
«Семья – наша
ценность»
Здоровый образ
жизни и его
ключевые
составляющие:
здоровое питание,
здоровый сон,
гигиена,
физическая
активность.
Режим здорового
сна для взрослых
и детей. Личная
гигиена и ее
влияние на образ
жизни семьи
5
Раздел 5.
6
Порядок
Работа с
27
«Современ
ная семья
и право»
регистрации
брака в
Российской
Федерации.
Брачный возраст.
Порядок
и условия
заключения
брака в
современной
России.
Брачный
договор. Меры
социальной
поддержки
семей с детьми.
Социальные
гарантии для
семей.
Материнский
капитал и
ипотека для
молодых семей.
Меры
государственно
й поддержки
многодетных
семей в
Российской
Федерации.
Звание «Матьгероиня»
Личные права и
обязанности
супругов,
равенство
супругов в
семье.
Имущественные
права и
обязанности
супругов,
совместная
собственность,
движимое и
недвижимое
имущество
семьи,
наследство и
наследники,
дарение и
другие сделки с
фрагментами
Конституции
Российской
Федерации и
Семейного
кодекса
Российской
Федерации.
Обсуждение
важности
вступления в
брак
Работа с
фрагментами
правовых
источников.
Игра «Права и
обязанности
детей»
Решение
практических
задач для
понимания
возможностей
использования
семьями услуг
финансовых
организаций
Работа с
фрагментами
правовых
источников.
Анализ сайта
Уполномоченног
о
при Президенте
Российской
Федерации по
правам ребенка.
Завершение
создания
коллективной
электронной
энциклопедии
28
семейным
имуществом.
Права и
обязанности
родителей
в отношении
родных детей и
детей, взятых
под опеку.
Права и
обязанности
ребенка в семье.
Права
несовершенноле
тних детей на
владение,
пользование и
распоряжение
имуществом,
финансовую и
предпринимател
ьскую
Деятельность.
«Семья – наша
ценность»
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
2
3
4
Всег
о
Контрольны
е работы
Практически
е работы
34
0
0
Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы
Как и для
чего создается
семья?
Семья как
ценность для
ребенка
Семья как
ценность для
ребенка
Семья и ее
роль в
обществе
29
5
История семьи
6
История семьи
7
История семьи
8
Родители
9
Родители
10
Братья и
сестры
Чем ценны
отношения
внуков с
бабушками
и дедушками?
Мои близкие и
дальние
родственники
Что мы
называем
своим
«домом»?
Ведение
домашнего
хозяйства
Семейный
бюджет
11
12
13
14
15
16
Семейный
бюджет
17
Семейный быт
18
Семейный быт
19
Как создать
благоприятну
ю семейную
атмосферу?
20
На чём
держится
семья?
Как избегать
конфликтов в
семье?
Как избегать
конфликтов в
семье?
Как избегать
конфликтов в
семье?
21
22
23
30
24
Что помогает
семье
объединиться?
25
Что помогает
семье
объединиться?
26
Что помогает
семье
объединиться?
27
Здоровый
образ жизни в
семье
28
Здоровый
образ жизни в
семье
29
Вступление в
брак
Поддержка
государством
семей с
детьми
Поддержка
государством
семей с детьми
Права и
обязанности
родителей и
детей
30
31
32
33
Права и
обязанности
родителей и
детей
34
Права и
обязанности
родителей и
детей
31