Рабочая программа воспитания

Приложение №2
к основной образовательной программе
основного общего образования
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа",
Утвержденной приказом директора
МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2024 № 211/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Мухтолово , 2024
1

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.
Содержание
воспитания
обучающихся в МБОУ Мухтоловская ОШ (далее –
Школа) определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных)
норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1.Цель и задачи воспитания обучающихся.
Цель воспитания:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ
включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
2

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется на основе
аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учѐтом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
1.2.Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности Школы по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС
ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности.
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды.

3

ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО
установлены ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
1.3.Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
Гражданское воспитание:
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины - России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной,
религиозной принадлежности);
4

выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми
разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
5

сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.

6

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
2.1. Уклад Школы.
МБОУ Мухтоловская основная школа располагается в рабочем посѐлке Ардатов
Нижегородскойобласти, функционирует с 1986 года
В ней обучается 179 человек. Школа предназначена для обучения детей в
соответствии с образовательными программами всех уровней образования, а также
для реализации дополнительных общеразвивающих программам для детей. Здесь созданы
все необходимые условия для обучения и воспитания детей в соответствии с
требованиями ФГОС:
обустроены и оснащены современным учебным оборудованием учебныекабинеты,
обеспечены компьютерной техникой и доступом в интернет, имеется
спортзал, актовый зал, библиотека и компьютерный класс. При школе действуют –
детское общественное объединение «Факел», отряд «Юнармия», волонтерский отряд
«Юный волонтер», первичное отделение Движение первых (из состава
учащихся),
спортивный клуб «Юниор», театр «Вдохновение», школьный музей.
Возможные отрицательные источники влияния на детей – социальные сети,
компьютерные игры, а также высокий процент родителей с низким воспитательным
ресурсом, неспособных грамотно управлять развитием и организацией досуга своего
ребѐнка.
С целью минимизации отрицательного воздействия неблагоприятных
социальных факторов в Школе активно развивается партнерство с другими учреждениями
поселка, которые оказывают положительное влияние: ФОК р.п Ардатов,
Централизованная клубная система и краеведческий музей, МБУК «РДК ЦКС»
Мухтоловская детская библиотека,центральная библиотека, Дом культуры.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
7

коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах;
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, выстраивание
системы воспитательных мероприятий на основе общешкольных дел, равноправными
участниками которых на всех этапах реализации являются сами обучающиеся;
– создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции обучающихся
через развитие ученического самоуправления, волонтерского движения, включение в
деятельность «Движение первых»;
– реализация процессов воспитания и социализации обучающихся с использованием
ресурсов социально-педагогического партнѐрства.
Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия, составляющие
основу воспитательной системы Школы:
− акции, посвящѐнные значимым датам страны;
− ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники, старшеклассники;
− мероприятия с использованием интерактивных локаций и тематических
активностей: «Неделя толерантности», «Неделя профориентации», «Неделя позитива»,
«Неделя российской науки», «Декада «Мы – за ЗОЖ!»», «Марафон добрых дел»;
− КТД «Новогодний переполох»;
− день школьного самоуправления (профессиональные пробы);
− церемония награждения обучающихся, добившихся значительных успехов в
различных видах деятельности «Школа зажигает звѐзды»;
− праздник «Прощание с начальной школой»;
− праздники Последнего звонка;
− фестиваль «Созвездие талантов»;
− торжественная церемония вручения аттестатов;
− спортивные мероприятия в рамках деятельности школьного спортивного клуба.
Школа участвует в следующих значимых проектах и программах, включѐнных в
систему воспитательной деятельности:
− федеральный профориентационный проект «Билет в будущее»;
− федеральная программа «Орлята России»;
− муниципальный проект «Вахта памяти»;
− программа обучения классных руководителей эффективным технологиям, методам
и приѐмам работы с обучающимися, родителями (законными представителями).

8

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
− максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания
уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
− включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
− включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
− выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета
воспитания в учебной деятельности;
− привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
− применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
− побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
− организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
− инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
− Направление единой модели профориентации «Урочная деятельность, не
предполагает проведение дополнительных уроков, т.е. реализуется в рамках учебного
плана, за счет тематических модулей и фрагментов уроков различной продолжительности
− 6 класс: литература-3 часа, география -3 часа, обществознание- 3 часа;
9

− 7 класс: история -3 часа, иностранный язык-3 часа, биология -3 часа;
− 8 класс- технология 3 часа, обществознание 3 часа, химия 3 часа;
− 9 класс- технология 3 часа, литература- 3 часа, история -3 часа
Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов внеурочной деятельности (далее – курс ВД), занятий,
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – ДООП):
Внеурочная деятельность организована по направлениям:
 -«Разговоры о важном» в школе реализуются в форме беседы коммуникативной
деятельности, каждый понедельник первым уроком в классной комнате,
закрепленной за классом. 5-9 классы
 -«Общая физическая подготовка» осуществляется учебным курсом направления
Спортивно- оздоровительной деятельности, в объеме 1 час в неделю в спортивном
зале.5-9 классы.
 «Юный исследователь» в объеме 1 часа в 5-8 класса на базе «точка роста»;
«Основы программирования» в объеме 1 часа в 5-6 классах в классе информатики;
 внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни» реализуется не реже одного
раза в две недели и включает в себя проведение классных часов, бесед, викторин,
онлайн уроки, олимпиады в 5-9 классах;
 внеурочная деятельность по развитию личности «Я-Ты- Он- Она - вместе целая
страна», реализуется в 5 классе в объеме одного часа в неделю.
 внеурочная деятельность по развитию личности « Семьеведение», реализуется в 5
классе в объеме одного часа в неделю.
 - внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение
учебной деятельности «Вместе с семьей» реализуется в форме организационных
собраний и взаимодействием с родителями в 5-9 классах не реже одного раза в
четверть.
 внеурочная деятельность по профориетации в 5 классе представлена курсом по
внеурочной деятельности «В мире профессий», реализуется в объеме 1 часа в неделю

 внеурочная деятельность по профориетации «Россия мои горизонты, реализуется в 6-9
классах в объеме 1 часа в неделю.
Структура и содержание внеурочного курса «Россия – мои горизонты» учитывает, что
Единая модель профориентации предоставляет обучающимся возможность регулярного
прохождения научно-обоснованных практикоориентированных профориентационных
онлайн-диагностик, разрабатываемых 35 с учетом возраста обучающихся. Онлайндиагностики доступны для прохождения с использованием компьютеров (ноутбуков),
мобильных и иных электронных устройств.

 Единая модель профессиональной ориентации представлена дополнительными
общеобразовательными общеразвивающими программами «Робототехника,
«Школьный медиацентр»
 В рамках классных часов реализуется проект профессиональной ориентации «Шоу
профессий» – это серия профориентационных роликов, в которых знакомят
школьников и их родителей с широким выбором профессий и преимуществами
обучения в колледжах, а также помогают Открытые онлайн-уроки, реализуемые с
учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю
профориентацию. Проект реализуется в рамках федерального проекта «Успех
10

каждого ребенка» национального проекта «Образование» Цель проекта:
Популяризация рабочих профессий и образа профессионала путем повышения
престижа рабочих профессий и развития профессионального образования, в том
числе деятельности системы среднего профессионального образования, среди
обучающихся общеобразовательных организаций через трансляцию лучших
практик и профессиональных стандартов.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы организованны по
следующим направлениям:
 Художественная: «Вдохновение»;
 Социально-гуманитарная: « Медиация», «Защитники», «Школьный Медиацентр,
«Юный волонтер»;
 Техническая: «Мастерок»;» «Робототехника»
 Естественнонаучная: «Загадки природы»
 Физкультурно-спортивная: «Волейбольный мяч»
Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство в качестве особого
вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
− планирование и проведение классных часов/мероприятий целевой воспитательной,
тематической направленности (не реже 1 раза в неделю);
− еженедельное проведение информационно-просветительских занятий «Разговоры о
важном» (в рамках внеурочной деятельности);
− инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
− организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
− сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
− выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
− изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за
их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
− доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и
другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через
частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися
класса;
− индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
11

− регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
− проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
− организацию и проведение регулярных родительских собраний (не реже 1 раза в
четверть), информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в
отношениях с учителями, администрацией;
− создание и организацию работы родительского комитета (актива) класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной
организации;
− привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;
− проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела».
Реализация
воспитательного
потенциала
основных
школьных
дел
предусматривает:
− общешкольные
праздники,
ежегодные
творческие
(театрализованные,
музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы –
акции «Мы помним!», «Когда мы едины – мы непобедимы».
− Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России,
мире - проект «Огневые рубежи», акции «Блокадный хлеб», «Диктант Победы», «Свеча
памяти», «Час Земли», «Сад памяти» и др.; Всероссийский проект «В гостях у ученого»,
Проект «Наследники Великой Победы», «Календарь Победы», Проект «Наследники
Великой Победы», Акция «Подарки для ветеранов», Уроки доброты, Проект «От сердца
к сердцу»
--торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в образовательной организации, обществе – «Я – пятиклассник»,
торжествованная церемония вручения аттестатов, праздник последнего звонка;
− церемония награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие Школы
− разновозрастные сборы, , включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой,
спортивно-оздоровительной и другой направленности – Фестиваль РДДМ
− вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за
приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
− наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
12

возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
−
Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
− общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами Школы;
− внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в Школе учебным предметам, курсам, модулям;
− экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
− литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности
российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и другого;
− выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
− оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в Школу
государственной символикой Российской Федерации, Красноярского края, города
Минусинска, изображениями символики Российского государства в разные периоды
тысячелетней истории, исторической символики региона;
− организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
− размещение карт России, Нижегородской области(современных и исторических,
точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными
обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, России,
памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
− изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной
культуры народов России;
− организацию и поддержание в Школе звукового пространства позитивной духовнонравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки13

мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской
Федерации;
− разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
"мест гражданского почитания" в помещениях Школы или на прилегающей территории
для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
− оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл первого
этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и
обучающихся и другое;
− разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема,
флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другое), используемой как повседневно,
так и в торжественные моменты;
− подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
− поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в Школе,
доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение пришкольной территории;
− разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
− деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися,
их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
− разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
− разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и других),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе Школы, актуальных вопросах профилактики и безопасности;
-Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
− создание и деятельность в Школе и классах представительных органов
родительского комитета (Родительский совет, родительские активы классных
коллективов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения;
− деятельность представителей родительского комитета в Управляющем совете
Школы, комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений;
− тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;
− работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением
14

актуальных вопросов воспитания;
− проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом;
− родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети "Интернет", сообществе Школа в социальной
сети «Вконтакте», группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
− участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
коле в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
− привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
− при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
− организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках,
собраниях на актуальные для родителей темы;
− общешкольные родительские конференции, где подводятся итоги работы Школы за
учебный год, обсуждаются проблемы и пути их решения; презентационные площадки, где
представляются различные направления работы Школы, в том числе дополнительное
образование;
− участие в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ) – в течение
первой недели после каникул, комиссии родительского контроля организации и качества
питания обучающихся (еженедельно);
− участие в проведении занятий курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном».
− В рамках Единой модели профориентации осуществляется: – организация
всероссийских родительских собраний Федеральным оператором Единой модели
профориентации, а также организация региональных и локальных родительских
собраний региональными органами исполнительной власти, осуществляющими
государственное управление в сфере образования.
− информационно-консультационное сопровождение родительского сообщества; –
участие родителей (законных представителей) в профориентационной деятельности в
качестве представителей различных профессий.
− Информационно-консультационное сопровождение имеет следующие формы:
проведение тематических родительских собраний и встреч для родительских клубов,
тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, тематические
курсы (в т.ч. в формате онлайн),
--индивидуальные и групповые консультации. Педагогу, который взаимодействует с
родителями, важно лично понимать преимущества профориентации как процесса, чтобы
донести основные идеи профориентации как для учащихся, так и до их родителей.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в Школе
предусматривает:
− организацию и деятельность органов ученического самоуправления: классных
активов, избранных обучающимися в процессе классных деловых игр, избранных
15

учащимися в процессе деловых игр «Выборы председателя ученического
самоуправления»
− представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления Школой;
− защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
− участие органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и
реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы,
в анализе воспитательной деятельности в Школе;
− осуществление органами ученического самоуправления деятельности по
соблюдению обучающимися Правил внутреннего распорядка обучающихся Школы.

Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в Школе предусматривает:
− организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в Школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
− проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и
другое);
− проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и других);
− разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
− вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в Школе и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные
детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного
движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской
безопасности, гражданской обороне и другие);
− организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
− профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя
(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой);
− предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в Школе маргинальных групп обучающихся
(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и
16

других);
− профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
Модуль «Социальное партнѐрство»
Реализация
воспитательного
потенциала
социального
партнѐрства
предусматривает:
− участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и т. п.);
− участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
− проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
− проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни Школы;
− реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Партнеры
Вид взаимодействия
МБОУ МСШ №1
Дополнительное образование
Администрация р.п. Мухтолово
Организация внеурочной деятельности
МБУК «РДК ЦКС
Организация внеурочной деятельности
Мухтоловская
швейная
фабрика Организация внеурочной деятельности
«Спецодежда»
АНО ДПО «Центр новых форм Дополнительное образование
развития образования» структурное
подразделение ДТ Кванториум Саров
МБУК
«МБС»
Мухтоловская Организация внеурочной деятельности
поселковая библиотека
МБОУ ДО ЦДОД
Организация внеурочной деятельности
МАУ «Физкультурнооздоровительный Организация внеурочной деятельности
комплекс
в
р.п.
Ардатов
Нижегородской области»
МДУДО «Мухтоловская ДШИ»
Организация внеурочной деятельности
Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала единой модели профориентации работы
Школы предусматривает:
− проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
17

− профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
− экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
− посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
− организацию на базе летнего пришкольного лагеря профориентационных смен с
участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с
профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развить соответствующие навыки;
− совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
− участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
− индивидуальное консультирование педагогом-психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе
ими будущей профессии;
− освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента
участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного
образования.
− Направление единой модели профориентации «Урочная деятельность, не
предполагает проведение дополнительных уроков, т.е. реализуется в рамках учебного
плана, за счет тематических модулей и фрагментов уроков различной продолжительности
− 6 класс: литература-3 часа, география -3 часа, обществознание- 3 часа;
− 7 класс: история -3 часа, иностранный язык-3 часа, биология -3 часа;
− 8 класс- технология 3 часа, обществознание 3 часа, химия 3 часа;
− 9 класс- технология 3 часа, литература- 3 часа, история -3 часа
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими
курсов внеурочной деятельности (далее – курс ВД), занятий, дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – ДООП):
Внеурочная деятельность организована по направлениям:
 внеурочная деятельность по профориетации в 5 классе представлена курсом по
внеурочной деятельности «В мире профессий», реализуется в объеме 1 часа в неделю

 внеурочная деятельность по профориетации «Россия мои горизонты, реализуется в 6-9
классах в объеме 1 часа в неделю.
Структура и содержание внеурочного курса «Россия – мои горизонты» учитывает, что
Единая модель профориентации предоставляет обучающимся возможность регулярного
прохождения научно-обоснованных практикоориентированных профориентационных
онлайн-диагностик, разрабатываемых 35 с учетом возраста обучающихся. Онлайндиагностики доступны для прохождения с использованием компьютеров (ноутбуков),
мобильных и иных электронных устройств.
18

 В рамках классных часов реализуется проект профессиональной ориентации «Шоу
профессий» – это серия профориентационных роликов, в которых знакомят
школьников и их родителей с широким выбором профессий и преимуществами
обучения в колледжах, а также помогают Открытые онлайн-уроки, реализуемые с
учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю
профориентацию. Проект реализуется в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование» Цель проекта:
Популяризация рабочих профессий и образа профессионала путем повышения
престижа рабочих профессий и развития профессионального образования, в том
числе деятельности системы среднего профессионального образования, среди
обучающихся общеобразовательных организаций через трансляцию лучших
практик и профессиональных стандартов.
 Единая модель профессиональной ориентации представлена дополнительными
общеобразовательными общеразвивающими программами «Робототехника,
«Школьный медиацентр»
В рамках Единой модели профориентации осуществляется: – организация
всероссийских родительских собраний Федеральным оператором Единой модели
профориентации, а также организация региональных и локальных родительских
собраний региональными органами исполнительной власти, осуществляющими
государственное управление в сфере образования.
- информационно-консультационное сопровождение родительского сообщества; –
участие родителей (законных представителей) в профориентационной
деятельности в качестве представителей различных профессий.
-Информационно-консультационное сопровождение имеет следующие формы:
проведение тематических родительских собраний и встреч для родительских
клубов, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров,
тематические курсы (в т.ч. в формате онлайн),
--индивидуальные и групповые консультации. Педагогу, который
взаимодействует с родителями, важно лично понимать преимущества
профориентации как процесса, чтобы донести основные идеи профориентации как
для учащихся, так и до их родителей.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1Кадровое обеспечение.
Реализацию рабочей программы
педагогические работники Школы:

воспитания

Кадры, осуществляюшие
реализацию
программы воспитания
Заместитель директора по ВР
Советник директора по воспитанию и
взаимодействию с детскими
общественными объединениями
Старший вожатый
Классные руководители
Социальный педагог
Педагог-библиотекарь

обеспечивают

Кол-во
0,5
0,5

0,5
9
1
1
19

следующие

3.2.Нормативно-методическое обеспечение.
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсногообеспечения
реализации программы воспитания в ОО включает:
- локальные акты МБОУ Мухтоловская ОШ:
- Основная образовательная программа начального общего образования;
- Основная образовательная программа основного общего образования;
- Программа воспитания;
-Календарный учебный график
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.
Особыми задачами воспитания
потребностями являются:

обучающихся

с

особыми

образовательными

− налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в Школе;
− формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных особенностей
и возможностей каждого обучающегося;
− обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями педагогический коллектив ориентируется на:
− формирование личности ребѐнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
− создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов, организацией
совместных форм работы классных руководителей, педагогов-психологов, социальных
педагогов;
− личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4.Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях.
20

Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:

− публичности, открытости поощрений - информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся;
− соответствия артефактов и процедур награждения укладу Школы, качеству
воспитывающей среды, символике Школы;
− прозрачности правил поощрения - наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур;
− регулирования частоты награждений - недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.;
− сочетания индивидуального и коллективного поощрения - использование
индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать
индивидуальную
и
коллективную
активность
обучающихся,
преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награды;
− привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих обучающихся, их представителей (с учѐтом наличия ученического
самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
− дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при еѐ организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме
индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или
названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их
успешностью, достижениями.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) может
заключаться в материальной поддержке проведения в Школе воспитательных дел,
мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.

21

Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и
их деятельности.
Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в
том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность организуются в
соответствии с укладом Школы, целью, задачами, традициями воспитания,
согласовываются с представителями родительского сообщества во избежание
деструктивного воздействия на взаимоотношения в Школе.

3.5.Анализ воспитательного процесса
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации
с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное
отношение
как
к
воспитанникам, так и к
педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся.
На сегодня актуальным остается отбор эффективного инструментария для
проведенияанализа воспитательной работы школы.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса могут быть следующие.
Направле
ния
анализа

критерии

Способы
Ответственные
получения
информации

22

Ключевые вопросы

Результаты динамика
Педагогическо
воспитания личностного е наблюдение
,
развития
социализац обучающихся
ии и
каждого
саморазвит класса
ия
обучающи
хся

классные
Какие прежде существовавшие
руководители
проблемы личностного
совместно с развития обучающихся удалось
заместителем
решить за минувший учебный
директора по
год; какие проблемы решить не
воспитательной удалось и почему; какие новые
работе,
проблемы появились над чем
педагогомдалее предстоит работать
психологом
педагогическому коллективу
школы
состояние наличие
беседы
с заместитель
качество проводимых
организуем
в
обучающимися директора
общешкольных
ой в
школе
и их
по
ключевых дел;
шко интересной,
родител воспитательной качество совместной
ле
событийно ями,
работе, классные деятельности классных
совместной насыщенной педагогически руководители,
руководителей и их классов;
деятельнос и личностно ми
школьный
качество организуемой в школе
ти
развивающей работниками,
актив
внеурочной деятельности;
обучающи совместной лидерами
учащихся и
качество реализации личностно
хся и
деятельности ученического родители, хорошо развивающего потенциала
взрослых. обучающихся самоуправлени знакомые с
школьных уроков;
и взрослых, я,
деятельностью качество существующего в
динамика
анкетирование школы
школе ученического
охвата
(опросы)
самоуправления; качество
контингента
функционирующих на базе
участников,
школы детских общественных
результатов,
объединений;
активности и
качество проводимых в школе
востребованн
экскурсий, экспедиций,
ости
походов; качество
предлагаемых
профориентационной работы
услуг со
школы; качество
работы
стороны
школьных медиа; качество
учащихся
организации предметнои
эстетической среды школы;
родителей
качество взаимодействия
(законных
школы и семей обучающихся
представител
качество реализации
е й)
вариативных
(собственных) модулей
школы
Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.
Анализ воспитательной деятельности МБОУ Мухтоловская ОШ за прошедший
учебный год обсуждается на МО классных руководителей, на педагогическом
совете школы, является неотъемлемой частью самообследования образовательного
23

учреждения за тот или иной отчетный период.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».