Основы духовно-нравственной культуры народов России

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ Нижегородской области
МБОУ Мухтоловская ОШ

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Мухтоловская ОШ
________________________
Т.В.Курман
№231/1 от «30» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(……………)
учебного предмета «Основам духовно – нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5-6 классов

р.п. Мухтолово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО
– НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций
составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования .
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а
также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на
ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных
связей . Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно
духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей
— важнейший результат обучения ОДНКНР .
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и историческо го наследия народов России — один из
ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию
гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400,
пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство,
лежат в ос- нове представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире
духовно-нравственного развития обучающихся .
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов
российского общества, куль- турно-исторических традиций всех народов России,
духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории .
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России,
определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные
ценности .

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к от- бору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии .
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом . Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России .
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование
исторической памяти .

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом
как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи
и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит
обучающийся как личность) .
Принцип
культурологичности в
преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажиро- ванности в содержании предмета и его
смысловых акцентах .
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной
дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость
освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению
научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам .
Принцип
соответствия
требованиям
возрастной
педагогики и
психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам
ближайшего
развития
для 5—6 классов, когнитивным способностям и
социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов .
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной
области ОДНКНР
вклю- чает осознание важности наднационального и
надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего
элемента в воспитании патриотизма и любви к Ро дине . Данный принцип должен быть
реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов
России, их культуре, религии и историческом развитии .

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

«ОСНОВЫ

ДУХОВНО-

Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения

и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны .
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного
общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, меж- культурный, межконфессиональный диалог
при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории,
изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре,

осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности
для процветания общества в целом .
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего
образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре
и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному
отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности
других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие
взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих
культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих
развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их
применять в анализе и

изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности .
Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной
культуры народов Рос- сии» является обязательной для изучения .
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5—6 классах .
В целях реализации настоящей программы на изучение кур-са на уровне
основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1
учебного часа класс (34 ч)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

5

класс (34 ч)

тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России .
Тема 2 . Наш дом — Россия .
Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской
Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история .
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры . Важность коммуникации между людьми . Языки народов
мира, их взаимосвязь .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык —
основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России
в его развитие Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения . Важностьобщего языка для всех народов России .
Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура . Культура и природа . Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России .
Тема 6 . Материальная культура .

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
между материальной культурой и духов- но-нравственными ценностями общества .
Тема 7 . Духовная культура .
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука,
духовность . Мораль,
нравственность, ценности . Художественное осмысление мира . Символ и знак .
Духовная культура как реали- зация ценностей .

Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека .
Государствообразующие религии России . Единство ценностей в религиях России .
Тема 9 . Культура и образование .
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний .
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека .
Тема 10 . Многообразие культур России
Единство культур народов России . Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России .
тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей .
Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и культура .
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека .
Тема 12 . Родина начинается с семьи .
История семьи как часть истории народа, государства, человечества . Как
связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России .
Семейные традиции народов России . Межнациональные семьи . Семейное
воспитание как трансляция ценностей .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного
поэтического творчества (сказки,
поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе
и произведениях разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи .
Социальные роли в истории семьи . Роль домашнего труда .
Роль нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире. Рассказ о своей семье (с использованием
фотографий, книг,
писем и др .) . Семейное древо . Семейные традиции .
тематический блок 3.
«духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура .
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества .
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей
.

Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры . Культура как
духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация
ценностей в культуре . Творчество: что это такое? Границы творчества . Традиции и
новации в культуре .
Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой
деятельности, как реализации .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и
нравственность в жизни человека . Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, па триотизм,
любовь к близким .
тематический блок 4. «культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность .
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории
народа, государства, человечества . Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации . Пре- емственность поколений .
Тема 21 . Литература как язык культуры .
Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к
роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность .
Тема 22 . Взаимовлияние культур .
Взаимодействие культур . Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен
ценностными установками и идеями . Примеры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных ценностей .
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа . Жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм и взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России .
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие . Исторические и
социальные причины культурного разнообразия . Каждый регион уникален . Малая Родина — часть общего Отечества .
Тема 25 . Праздники в культуре народов России .
Что такое праздник? Почему праздники важны . Праздничные традиции в
России . Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов .

Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России .
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные .
Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели
истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России .
Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми . Народ- ные инструменты . История народа
в его музыке и инструмен тах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность . Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись,
графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки .
Эпос и сказка.
Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и
нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его
литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона . Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России . Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями . Тема 32 .
Единство страны — залог будущего России .
Россия — единая страна . Русский мир . Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России .
6

класс (34 ч)

тематический блок 1. «культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура .
Культура как форма социального взаимодействия . Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества . Расстояние и образ жизни
людей . Научно-технический прогресс как один из источников формирования
социального облика общества .

Тема 2 . Культура России: многообразие регионов .
Территория России . Народы, живущие в ней . Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур . Сохранение и поддержка
принципов толерантности и ува- жения ко всем культурам народов России .
Тема 3 . История быта как история культуры .
Домашнее хозяйство и его типы . Хозяйственная деятельность народов России
в разные исторические периоды . Многообразие культурных укладов как результат
исторического раз- вития народов России .
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный . Производительность труда .
Разделение труда .
Обслуживающий и производящий труд . Домашний труд и его механизация . Что
такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России . Представление об основных
этапах в истории образования .
Ценность знания . Социальная обусловленность различных видов образования .
Важность образования для современного мира . Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей .
Тема 6 . Права и обязанности человека .
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России . Права и
свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации
.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие .
Мир религий в истории . Религии народов России сегодня .
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных
ценностей .
Тема 8 . Современный мир: самое важное
Современное общество: его портрет . Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов
России .
тематический блок 2.
«человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека .
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России . Право и
равенство в правах . Свобода как ценность . Долг как её ограничение . Общество
как регулятор свободы .

Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство
человеческих качеств . Единство духовной жизни .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России . Социальное
измерение человека .
Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст . Проблема одиночества .
Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми . Самостоятельность
как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности .
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления .
Нравственный идеал человека в традиционных ре- лигиях . Современное общество и
религиозный идеал человека
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности . Культура как самопознание . Этика .
Эстетика . Право в контексте духовно-нравственных ценностей .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры .
Что такое этика . Добро и его проявления в реальной жизни . Что значит быть
нравственным . Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь .
Выполнение проекта .
тематический блок 3.
«человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком .
Что такое труд . Важность труда и его экономическая стоимость . Безделье, лень,
тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность . Общественная оценка труда
.
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг . Героизм как самопожертвование . Героизм на войне .
Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь . Тема 17 . Люди в обществе:
духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении . Дружба, предательство . Коллектив . Личные
границы Этика предпринимательства . Социальная помощь .
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания .
Бедность . Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство .
Отражение этих явлений в культуре общества .

Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений .
Милосердие . Взаимопомощь . Социальное служение . Благотворительность.
Волонтёрство . Общественные блага .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России .
Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Философия гуманизма .
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества .
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник . Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих
профессий .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как
нравственный долг .
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги . Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и
общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России . Наука как источник социального и
духовного прогресса общества .
Учёные России . Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности
учёных .
Тема 24 . Моя профессия ).
Труд как самореализация, как вклад в общество . Рассказ о своей
будущей профессии .
тематический блок 4. «родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин .
Родина и гражданство, их взаимосвязь . Что делает человека гражданином .
Нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм .
Патриотизм . Толерантность . Уважение к другим народам и их истории .
Важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир . Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом
. Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство . Россия — наша родина .
Государство как объединяющее начало . Социальная сторона права и государства
. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть
гражданином . Россий- ская гражданская идентичность .

Тема 29 . Гражданская идентичность
Какими качествами должен обладать человек как гражданин . Тема 30 . Моя
школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые
дела .
Тема 31 . Человек: какой он?.
Человек . Его образы в культуре . Духовность и нравствен ность как важнейшие
качества человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов,
составляющих содержательную основу образовательной программы .
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности .
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской
идентичности;
готовность
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и
инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом .
Патриотическое воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через
представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий,
духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .
1.

Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, по- ведении, расточительном
потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию .
2.

3Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира .
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию .
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении .
3.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками,

к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом
назначения информации и её аудитории .
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают: 6 умение
определять понятия, создавать обобщения, устанав ливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выби- рать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические /
моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем .
1.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
2.

Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
3.

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности .
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают
освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной
области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании проектов .
5

класс

тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов
России»,
понимать
важность
изучения
культуры
и
гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственному единству страны;
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным
развитием личности и социальным поведением .

Тема 2 . Наш дом — Россия
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального
состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его
формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия
народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества
и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость
Тема 3 . Язык и история
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка,
важности лингвистической гигиены, речевого этикета .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка,
его взаимосвязи с языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего
языка народов России, важность его для существования государства и общества;
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной
культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства,
уметь приводить примеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их
происхождении .
Тема 5 . Истоки родной культуры
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать
основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с
реальными проявлениями культурного многообразия;

уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины .
Тема 6 . Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов
России от географии
их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими
этносами .
Тема 7 . Духовная культура
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравствен ность»,
«духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне
осмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их
репрезентации в культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными
явлениями, с которыми они связаны .
Тема 8 . Культура и религия
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни
общества и основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины
мира .
Тема 9 . Культура и образование
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для
личности и общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; 6 приводить
примеры взаимосвязи между знанием, образованием
и
личностным
и
профессиональным ростом человека;

6 понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием
общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания
как получения новых сведений о мире .
Тема 10 . Многообразие культур России
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и
истории народов, их культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о
культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе мест- ной культурно-исторической специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества .
тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей
Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное
счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со
стороны государства .
Тема 12 . Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «От ечество» и
«Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выра жения и
сохранения;

обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества .
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как
ключевых элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного
этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейных обязанностях;
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием
различного иллюстративного материала .
Тема 15 . Труд в истории семьи
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в
семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в
культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на
региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности .
тематический блок 3.
«духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества,
человека и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в
быту, в контексте культуры и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре .
Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать
границы их применимости;
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в
творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных
ценностей человека;
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности
знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни
человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и
зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь»,
«сострадание»,
«милосердие»,
«любовь»,
«дружба»,
«коллективизм», «патриотизм»,
«любовь к близким» .
тематический блок 4. «культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;

иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического
процесса . Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой
. Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга
гражданина и патриота .
Тема 21 . Литература как язык культуры
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества;
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
в литературных произведениях .
Тема 22 . Взаимовлияние культур
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества;
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей .
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных
ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России с
опорой на культурные и исторические особенности
российского народа:
осознавать
духовно-нравственные
ценности
в
качестве
базовых
общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это .

Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционно проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ
Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнационального
и
межрелигиозного согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины
Тема 25 . Праздники в культуре народов России
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как
элементов культуры;
устанавливать
взаимосвязь праздников и
культурного уклада;
различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной
семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры наро дов России;
понимать основной смысл семейных праздников:
определять нравственный смысл праздников народов России; 6 осознавать
значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры народов России
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы
памятников архитектуры и проследить связь меж ду их структурой и особенностями
культуры и этапами исторического развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной
деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
сознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;

устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных
средствах изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и
нужность этих языковых выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как
отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы .

Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,
духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между
людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном
для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края .
Тема 31 . Культурная карта России
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями .
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов
России для обоснования её территориального, политического и экономического
единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов .
6

класс
тематический блок 1. «культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным
состоянием общества;
понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических
процессов;

уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и
этапами развития социума .
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
Характеризовать административно-территориальное деление России;
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь
показать их на административной карте России;
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в
полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных
этносов;
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному народу;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнационального
и
межрелигиозного согласия в России;
характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и
богатство нашей многонациональной Родины .
Тема 3 . История быта как история культуры
понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и
особенностями исторического периода;
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от
их локализации в конкретных климатических, географических и культурноисторических условиях .
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
Знать, что такое труд, производительность труда и
разделение труда,
характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль
созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически
благоприятной среды;
демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и
духовно-нравственной важности;
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями
социальных взаимосвязей в обществе;
осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности
общества .

Тема 5 . Образование в культуре народов России
Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на
различных этапах его развития;
понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от
процесса познания;
понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных
общественных процессах;
обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека .
Тема 6 . Права и обязанности человека
Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая
культура»:
характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с
правами;
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
понимать необходимость соблюдения прав человека;
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения па ритета между
правами и обязанностями человека в обществе;
приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов
России .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,
«атеизм», «свободомыслие»;
характеризовать основные культурообразующие конфессии;
знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе
общественного развития;
понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития
общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное
Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе,
его духовно-нравственные ориентиры;
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и
общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь
доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и
культуры России .

тематический блок 2. «человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных
качеств человека;
осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными
моральными и нравственными ценностями;
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия
общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных
процессах;
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
понимать важность коллективизма как ценности современной России и его
приоритет перед идеологией индивидуализма;
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве
современной России .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также
потребности человека для гармоничного раз- вития и существования на каждом из
этапов;
обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать
негативные эффекты социальной изоляции;
знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в
развитии личности, во взаимодействии с другими людьми .
Тема 11 . Религия как источник нравственности
Характеризовать нравственный потенциал религии;
знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих
конфессий России;
знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных
ценностей для современного общества .
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую
роль в современной культуре;

характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества,
как его внутреннюю самоактуализацию;
осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания
.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
понимать особенности этики как науки;
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре
народов России и соотносить их с личным опытом;
обосновывать важность и необходимость нравственности для социального
благополучия общества и личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет»,
«рефлексия»;
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения .
тематический блок 3. «человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и
уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов,
социальной ответственности за свой труд;
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны,
и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также
«общественная оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?

Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через
значимость для общества и понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в
приложении к его нравственному и духовному развитию;
осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном
состоянии личности;
обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
обосновывать важность и находить нравственные основания социальной
взаимопомощи, в том числе благотворительности;
понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в
социальном аспекте .
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания
Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как
многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовнонравственных идеалов и ценностей;
приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья»,
«сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на
доступном для понимания уровне;
обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих
проблем, а также необходимость помощи в пре- одолении этих состояний со стороны
общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

Характеризовать
понятия
«благотворительность»,
«меценатство»,
«милосердие», «волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага»,
«коллективизм» в их взаимосвязи;
анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности,
милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов
и религий;
уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных,
волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России
Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных
ценностей российского народа;
находить и обосновывать проявления гуманизма в историко- культурном
наследии народов России;
знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной
личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества
Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие
профессии»;
иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных
профессий;
приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как
нравственный долг
Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории
России;
доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в
целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в
жизни общества;
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной
России;

понимать смысл внеэкономической благотворительности:
деятельности, аргументированно объяснять её важность .

волонтёрской

Тема 23 . Выдающиеся учёные России . Наука как источник социального и
духовного прогресса общества
Характеризовать понятие «наука»;
уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе,
прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
называть имена выдающихся учёных России;
обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования
научного знания;
характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества,
страны и государства;
обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в
доказательство этих понятий .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда
в определённой профессии;
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в
общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом
виде труда .
тематический блок 4. «родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, цен ностей
гражданского самосознания;
понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
Характеризовать понятие «патриотизм»;
приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности
толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Характеризовать понятия «война» и «мир»;

доказывать важность сохранения мира и согласия;
обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать
их важность, приводить примеры их проявлений .
Тема 28 . Государство . Россия — наша родина
Характеризовать понятие «государство»;
уметь выделять и формулировать основные особенности Российского
государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской
идентичности человека;
характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с
необходимыми нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие:
этническую, религиозную, гендерную идентичности обосновывать важность духовнонравственных качеств граж данина, указывать их источники .
Тема 30 . Моя школа и мой класс
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного характера;
находить примеры добрых дел в реальности и уметь адапти ровать их к
потребностям класса .
Тема 31 . Человек: какой он?
Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему
присущи .
Тема 32 . Человек и культура (проект)
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; 6 уметь описать в
выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека,
создаваемый произведениями
культуры;

показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на
исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной,
так и с отрицательной стороны .
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных,
прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание
различных компетенций обучающихся . Принципы оценки следующие .
1 . Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной
оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются
непосредственным основанием при оценке качества образования .
2 . Система оценки образовательных достижений основана на методе
наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику,
связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе
образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги
сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие
традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся .
3 При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной
образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе предметных,
личностных и метапредметных результатов .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС

№
Наименование
разделов
№
и тем программы

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

№п.п.
всего
1

«Россия — наш
общий дом»

Контрольны
е работы
10

https://proshkolu.ru/club/
opk/list/1-11112-70096/
1.

2

3

«Семья и духовнонравственные ценности»

6

«Духовнонравственное богатство
личности»

4

Культурное единство

4
России

1

www.gmir.ru

https://vk.com/club17103
6883
https://vk.com/club17103
6883

13

1

http://2berega.spb.ru/us
er/nizhnik65/folder/22663/
https://vk.com/club17103
6883

1.

http://orkce.apkpr

o.ru
Обобщение
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
34

2

6 КЛАСС

№
Наименование
№п.п. разделов и тем
программы

Количество
часов
всего

Контрольны
е работы

Культура как
социальность

8

Человек и его
отражение в культуре

10

Человек как член
общества

10

Родина и патриотизм

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

https://vk.com/club17103
6883
1

https://vk.com/club17103
6883
https://vk.com/club17103
6883

5

1

https://vk.com/club17103
6883

Обобщение
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
34

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».