Ритмика 5-9 классы

Приложение № 24
к адаптированной основной
общеобразовательной программе образования
детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1вариант)
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1

Рабочая программа по ритмике
для 5-9 классов

Планируемые результаты освоения учебного предмета






Личностные - активное включение в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств
личности
и
управление
своими
эмоциями,
проявление
дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижений целей;
Метапредметные - обнаружение ошибок при выполнении учебных
заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка
результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их
улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование
эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных
действий;
Предметные - выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне,
развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия,
представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства
ритма,
умения
характеризовать
музыкальное
произведение,
согласовывать музыку и движение.



Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики,
пространственной ориентировки;



Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии
с музыкальным сопровождением.



Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.



Развивать координацию движений.



Развивать умение слушать музыку.



Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и
танцевальные, с речевым сопровождением и пением.



Развивать творческие способности личности.



Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения
проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой
моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие двигательной памяти;
коррекция – развитие внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;.
Коррекция
нарушений
в
развитии
эмоционально-личностной
сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция и развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и
слухового восприятия.
Минимальный уровень:


Умение готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;



Умение ходить свободным естественным шагом;



Умение выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;

Достаточный уровень:


Подготовка к занятиям, построение в колонну по одному, умение
находить свое место в строю;



ходьба свободным естественным шагом, умение двигаться по залу в
разных направлениях;



умение ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;



умение выполнять задания после показа и по словесной инструкции
учителя.

Содержание учебного предмета
5 класс
(2 ч в неделю)
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов
в звѐздочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные
линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах
построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с
предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. Ходьба с
отображением длительности нот.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперѐд,
назад, в стороны. Выбрасывание рук вперѐд, в стороны, вверх из положения
руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным
ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые,
медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с
передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны
руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног:
выставление ног вперѐд, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе,
круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на
выработку осанки. Упражнения на гимнастической скамейке, с обручем.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания
одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений
под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.
Поочерѐдные хлопки над головой, на груди, пред собой, справа, слева, на
голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в
сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном,
барабаном).
Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с
мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и
опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с
опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по
сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление
одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе:
медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким
изменением темпа и плавности движений.

Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне,
духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах
основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии
знакомой песни.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,
акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная
смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз,
малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения
начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание
новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование.
Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым
сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Игры под музыку
«Если нравится тебе, делай так!»
«Птица без гнезда».
«Попрыгунчики-воробушки».
«Да? – Нет?»
«Горка - яма».
«Тревога», «Круг и кружочки».
«Быстро построиться».
«Вправо – влево, бросай!»
«Пустое место».
«Тихо – громко».
Игра в «домики», «Без пары».
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,
акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная
смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз,
малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения
начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание
новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование.
Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым
сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Танцы и пляски
Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.
Кадриль. Русская народная мелодия.
Бульба. Белорусская народная мелодия.
Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра.

Грузинский танец «Лезгинка».
6 класс
(2 ч в неделю)
Упражнения на ориентировку в пространстве
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен,
с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в
круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед,
назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с
предметами во время ходьбы.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения:
Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами
(«паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с
предметами (флажки, платки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо,
влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с
опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и
разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь,
круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны,
вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание
рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки
вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление
левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой
руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно
каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка
наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки
вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти
кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно
выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное
круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и
обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Игры под музыку
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером
музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).
Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных
движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег
сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание —
тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр,
построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям

(повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в
соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером
музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких
акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или
речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.
Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.
Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг,
шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с
платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на
пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу,
пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».Русская
народная пляска. «Калинка-малинка».
7 класс (2 ч в неделю)
Упражнения на ориентировку в пространстве
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.
Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по
одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение
во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать,
передавать друг другу, перекладывать с места на место.
Ритмико – гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их
перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты
головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища,
сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с
движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с
передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и
поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление
правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное
положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке.
Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на
выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с
одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена
рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой
ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное
положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу:
высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным
подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются

ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с
изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в
заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного
положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе
вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед.
Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация дви-жения
листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как
при игре в футбол).
Игры под музыку
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки,
динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий).
Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и
мелодических изменений в музыке и выражение их в движении.
Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.
Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов И
содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного
образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического
рисунка прозвучавшей мелодии.
Танцевальные упражнения
Повторение элементов танца по программе для 7 класса. Тихая, настороженная
ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный
бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные
притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски:
шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг;
руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной
рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для
девочек).
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
Основные движения местных народных танцев.
Танцы и пляски
Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на
реченьку».
8 класс
(2 ч в неделю)
Упражнения на ориентировку в пространстве

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с
приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на
пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из
одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги
путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад.
Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и
обратно в общий круг.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих
классах.
Ритмико – гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения
головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и
скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с
напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с
наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук.
Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону,
медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и
полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным
выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки,
через палку. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в
сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть
голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой
ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки.
Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками,
мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание
несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным
сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых
ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение
всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение,
давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся
на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на
полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение
тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Игры под музыку
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование
музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке,
сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа
разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее,
спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и
танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен.
Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена
ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам.

Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым
сопровождением.
Танцевальные упражнения
Повторение элементов танца по программе 7 класса. Шаг на носках, шаг
польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы
русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с
выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с
продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения
народных танцев.
Танцы и пляски: вальс, танго, полька и т.д.
9 класс
(2 ч в неделю)
Упражнения на ориентировку в пространстве
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов
в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные
линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах
построений с использованием лент, обручей, скакалок.
Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
Ритмико – гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед,
назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения
руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным
ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые,
медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с
передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны
руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног:
выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе,
круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на
выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания
одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений
под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.
Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на
голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в
сочетании хлопков и притопов, с предметами (бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с
мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и
опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с
опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по
сторонам (имитация распускающегося цветка).

То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Игры под музыку
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,
акцента, темповых и динамических изменений в музыке.
Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей,
музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на
формирование умения начинать движения после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных
движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных
композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование
музыкальных сказок, песен.
Танцевальные упражнения
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 8 классе. Упражнения на
различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением
назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах.
Разучивание народных танцев. Реализация национально регионального
компонента.
Танцы и пляски: вальс, танго, полька и т.д.

Тематическое планирование
5 класс
№
1

Название раздела
Упражнения на ориентировку в пространстве

Количество часов
11

2

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

11

3

Ритмико-гимнастические упражнения

11

4

Игры под музыку

11

5

Танцевальные упражнения

11

6

Танцы и пляски

11

7

Зачѐт

2

6 класс
№

Название раздела

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

Количество
часов
15

2

Ритмико-гимнастические упражнения

15

3

Игры под музыку

15

4

Танцевальные упражнения

15

5

Танцы и пляски

6

6

Зачѐт

2
7 класс

№

Название раздела

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

Количество
часов
15

2

Ритмико-гимнастические упражнения

15

3

Игры под музыку

15

4

Танцевальные упражнения

15

5

Танцы и пляски

6

6

Зачѐт

2
8 класс

№

Название раздела

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

Количество
часов
15

2

Ритмико-гимнастические упражнения

15

3

Игры под музыку

15

4

Танцевальные упражнения

15

5

Танцы и пляски

6

6

Зачѐт

2
9 класс

№

Название раздела

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

Количество
часов
15

2

Ритмико-гимнастические упражнения

15

3

Игры под музыку

15

4

Танцевальные упражнения

15

5

Танцы и пляски

6

6

Зачѐт

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Текущие новости о деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».