Приложение № 23
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1вариант) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Мухтоловская основная школа", утвержденной
приказом директора МБОУ Мухтоловская ОШ
от 30.08.2023г №232/1
Рабочая программа
по психокоррекционным занятиям
для 5-9 классов
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Оценка эффективности коррекционной программы осуществляется на протяжении всего
учебного года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и
заключительном этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам
работы в каждом классе:
в познавательной сфере:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
в коммуникативной сфере:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими;
ориентироваться в спектре профессий;
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям:
в эмоционально-волевой сфере:
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
2. Содержание учебного предмета
Программа состоит из шести взаимосвязанных этапов:
1.
Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия.
Включает в себя диагностику интеллектуального и психоэмоционального развития,
обучающегося с умственной отсталостью, уровень включенности в общегрупповую
деятельность.
2.
Коррекция когнитивных процессов.
Развитие внимания, памяти, мышления. Приобретение знаний об окружающей
действительности, способствующих улучшению социальных навыков. Формирование
умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения
сообщения. Становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Расширение словарного запаса. Развитие
внутреннего плана действий. Развитие пространственного восприятия и воображения.
3.
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
Приѐмы психической саморегуляции. Обучение основам саморегуляции.
Ориентировка в эмоциональных состояниях. Идентификация чувств. Формирование
умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Воспитание чувства
ответственности и долга. Знакомство с понятием «стресс», «вредные привычки».
Воспитание навыков культурного поведения.
4.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Формирование понятия о том, что все люди разные и имеют свой характер.
Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых
норм поведения. Формирование умения определять личностные черты других людей.
5.
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений.
Формирование осознания самого себя и определения своего внутреннего мира.
Формирование умения определить личностные черты других людей. Раскрытие качеств,
необходимых для активного общения. Знакомство с принципами хорошего слушания.
Расширение представлений о способах самоанализа. Отстаивание своей точки зрения и
аргументации.
6.
Коррекция
и
развитие
эмоционально-личностной
сферы
"Профессиональное самоопределение".
Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию. Актуализация
знаний о профессиональном самоопределении. Учет медицинских противопоказаний при
выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Развитие адекватной
самооценки и интереса к самопознанию. Актуализация знаний о способах и путях
получения профессии. Формирование и развитие навыков самопознания. Обобщение
знаний о профессиональном самоопределении.
Критерии и нормы оценки достижений
Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего
коррекционно-педагогического процесса.
Оценка эффективности психокоррекционных воздействий определяется при
повторном обследовании детей в конце года с помощью следующих диагностических
методик:
Диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы. Используемые
методики:
«Тревожность» (Экспресс – методика выявления тревожности у пятиклассников в
период адаптации);
«Агрессия» (проективная методика «Кактус»).
«10 слов» (исследование памяти);
«Исключение лишнего» (исследование мышления);
«Методика Пьерона-Рузера» (исследование внимания);
«Мотивация учения» методика Н.Г. Лускановой;
«Самооценка» (Методика Демо-Рубинштейна);
Дифференциально - диагностический опросник. Методика предназначена для
отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий
Е. А. Климова. (для 8 – 9 классов)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5 класс
3 часа в неделю, всего – 102 часа
№п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"
Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие
произвольности психических процессов.
"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие
внутреннего плана действий"
4
51
12
"Коррекция и развитие памяти. Обучение приѐмам запоминания"
12
"Коррекция и развитие восприятия и воображения".
12
3
3.1
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка
"Учимся видеть друг друга"
43
9
3.2
"Этот странный взрослый мир"
8
3.3
"Фантазия характеров"
8
3.4
"Умение владеть собой"
9
3.5
«Культура общения»
Итоговое тестирование
Итого
9
4
102
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
4
15
Тематическое планирование 6 класс
3 часа в неделю, всего – 102 часа
Кол-во
часов
№ п/п
Тема урока
1
2
2.1
Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"
"Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие
произвольности психических процессов".
"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие
внутреннего плана действий"
"Коррекция и развитие памяти. Обучение приѐмам запоминания".
4
45
12
"Коррекция и развитие восприятия и воображения".
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
"Палитра характеров".
"Что такое воля"
"Умение владеть собой "
«Что такое общение. Культура общения.»
«Умение сотрудничать»
Повторная диагностика познавательной сферы и эмоционального
восприятия
Итого
9
49
8
8
9
12
12
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
12
12
4
102
Тематическое планирование 7 класс
3 часа в неделю, всего – 102 часа
№ п/п
Тема урока
1
2
2.1
Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"
"Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности
психических процессов".
"Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие
внутреннего плана действий"
"Коррекция памяти. Обучение приѐмам запоминания".
"Коррекция восприятия".
"Релаксация - напряжение"
"Развитие рефлексивных навыков"
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений
Освоение приѐмов активного общения "Я и другие"
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и
какие другие"
Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"
Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение
верно"
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моѐ мнение"
"Стили общения"
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на
воздушном шаре".
"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков
неконфликтного поведения.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
"Умение владеть собой "
«Что такое общение. Культура общения.»
«Умение сотрудничать»
Повторная диагностика
Итого
Тематическое планирование 8 класс
3 часа в неделю, всего – 102 часа
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4
4.1
4.2
4.3
5
№ п/п
Тема урока
1
2
2.1
Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"
"Коррекция и развитие внимания и его свойства. Развитие
произвольности психических процессов".
"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие
внутреннего плана действий"
"Коррекция и развитие памяти. Обучение приѐмам запоминания".
"Коррекция и развитие восприятия".
Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения
"Познавая себя и других"
2.2
2.3
2.4
3
Кол-во
часов
4
40
6
8
8
6
6
6
38
4
6
4
6
6
4
2
6
16
6
4
6
4
102
Кол-во
часов
4
26
6
8
6
6
36
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5
"Я - это я! Знаю ли я себя"
"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои
дела?
"Я и Ты. Чем мы похожи".
"Кто твой настоящий друг"
" Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции
"Поведение и культура
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений
Освоение приѐмов активного общения "Я и другие"
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и
какие другие"
Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моѐ мнение"
Устранение барьеров общения "Я + Ты"
"Стили общения"
"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков
неконфликтного поведения.
Повторная диагностика
Итого
6
6
6
6
6
6
32
4
4
4
4
6
2
8
4
102
Тематическое планирование 9 класс
3 часа в неделю, всего – 102 часа
№ п/п
Тема урока
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений
Структура общения и его виды
Вербальное и невербальное общение.
Освоение приѐмов активного общения "Я и другие"
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моѐ мнение"
Конфликты в общении и пути их разрешения.
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы
"Профессиональное самоопределение»
Волшебный мир профессий. Классификация профессий.
Ошибки в выборе профессий
Мои профессиональные интересы и склонности. Учет медицинских
противопоказаний при выборе профессии.
Пути получении профессии
Портрет подходящей профессии
Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть
собой»
Что такое стресс. Способы помощи в стрессовых ситуациях
Отработка навыков саморегуляции и самоконтроля
кинезиологическими методами.
Как подготовиться к итоговой контрольной работе или экзамену.
Отработка навыков неконфликтного поведения.
Обобщающее занятие. «Карта моей будущей жизни»
Повторная диагностика
Итого
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
Колво
часов
4
30
6
6
6
6
8
30
8
6
6
6
4
32
8
8
4
8
4
4
102